Полотна Николая Рериха показывают в Новой Третьяковке на Крымском Валу
Экспозицию приурочили к 150-летию со дня его рождения.
Крест в основании
У входа две стильные девушки.
- Хочу увидеть картину «Ашрам», которую Рерих писал на Шри-Ланке, - говорит одна другой. - У меня в похожем месте свадьба проходила.
Вспоминаю густые темно-зеленые заросли бамбука на этом полотне, и тоже хочется увидеть его. От «Ашрама» веет теплом, когда снаружи московский осенний холод. Внутри - толпы.
Основная часть картин разместилась в двух залах. Один, главный, посвящен России. Второй - Востоку.
Над оформлением трудился известный архитектор Евгений Асс.
- Русский зал - прямоугольный, в основании - крест, который символизирует элементы нашей культуры, - поясняет он. - Восточный имеет круглую форму, как колесо Сансары - символ восточной философии и духовности.
Вне помещений на белых стенах красные надписи - высказывания Рериха. А в центре Восточного зала - голова Будды. Наблюдает за происходящим.
Всего больше 150 работ. Из восемнадцати музеев, в том числе зарубежных. Есть и известные картины, и работы, которые еще не показывали в России.
- Последний раз Третьяковская галерея проводила выставку Рериха 65 лет назад, - рассказала Татьяна Карпова, заместитель гендиректора галереи по научной работе.
Герой былин Микула
Зал России устроен как матрешка. В роли самой маленькой «куколки» - отсек, где поместили «Богатырский фриз». Рерих написал его в 1910 году для промышленника Филадельфа Бажанова. Тот повесил картины в своем петербургском доме. Главный персонаж панно - герой древнерусских былин Микула Селянинович. Он славился невероятной силой, да и хорош собой был.
На соседних панно можно увидеть Садко, Баяна, Илью Муромца и Соловья-разбойника. А еще - избушку на курьих ножках.
Напротив - уникальный иконостас. Создан в 1907 году для церкви Казанской иконы Божией Матери, усыпальницы купцов Каменских в Перми. После революции реликвию передали Пермской художественной галерее. Одну из створок отправили в Екатеринбург. На выставке в Новой Третьяковке собрали целиком.
Есть тут и «Гонец. Восстал род на род». Дипломная работа Рериха, которую сразу же приобрел меценат Павел Третьяков.
Полгода на морозе без теплых вещей
Восточный зал во многом посвящен центральноазиатской экспедиции Рериха. Путникам пришлось нелегко, когда их внезапно задержали на высоте 5,5 тысячи метров. Английские и тибетские власти усмотрели в походе политические мотивы. Чуть меньше полугода - с октября 1927 года по март 1928-го - путешественники провели в горах, на сорокаградусном морозе. У художника и его соратников не было ни палаток, ни теплых вещей. И кроме того, им запрещали передвигаться. В путевом дневнике «Алтай - Гималаи» художник писал, что за эти месяцы умерли пять человек и девяносто из 104 животных.
И в таких условиях Рерих умудрялся работать. Вдоль одной из стен тянутся пейзажи гималайского цикла. Одинаковые по размеру, выполнены темперой на картоне. Художник создал их около тысячи.
Есть тут и самый знаменитый пейзаж - «Гуга Чохан». Такой вид открывался художнику каждый день из окна дома в Кулу. На гималайских склонах в окрестностях местечка Наггар. Рерих с семьей прожил на севере Индии последние восемнадцать лет жизни.
- Боги удовлетворены, - писал он. - Мы не оскорбили их, напротив, даже собрали их изображения около нашего дома, принеся из старого разрушенного храма.
У Рерихов дома «жили» богиня Кали, Риши Картик и «человек-лев» Нарасимха.
Наиболее самобытные работы написаны в Париже
В 1900 году он учился во французской столице у художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона. Последний поддерживал в молодом художнике интерес к истории России.
- У вас так много прекрасного и характерного, и долг русских художников - почувствовать и сохранить это, - говорил он.
Вскоре родились самые известные картины «Славянского цикла»: диптих «Утро княжей охоты» и «Вечер княжей охоты». Рерих написал их для дворца Ольги Ольденбургской, дочери императора Александра III. Усадьба располагалась в имении Рамонь в Воронежской губернии. Работы висели в столовой. На «утренней» картине всадники преследуют лося. За ними несутся русские гончие, которых на Руси из-за громкого и непрерывного лая называли «тявкушами». «Вечер» - возвращение тех самых всадников домой. Бредут усталые, понурые. Хотя охота удалась, и добыча, которую они несут на шестах, похоже, тот самый лось.
Декорацию, придуманную гением, восстановили с трудом
Рядом с Восточным залом - главный экспонат. Это панорамная декорация «Половецкие пляски». Рерих придумал эскиз. А создал полотно художник Борис Анисфельд. Оно получилось огромным - 23 метра в ширину, с семиэтажный дом. Десять метров - в высоту. Задник использовали для балета Сергея Дягилева. Впервые публика увидела уникальную работу 19 мая 1909 года, когда дягилевская постановка открыла сезон в парижском театре Шатле.
Задник настолько длинный, что видно только его срединную часть. На ней - степь, кусочек неба, горы и юрты.
Третьяковская галерея приобрела полотно в 2020 году в Лондоне. Задник сильно поизносился. Ведь балет «Половецкие пляски» был популярным. Декорацию, по подсчетам Рериха, выставляли пятьсот раз. Полукругом. Выходили танцовщики - дикари и степные девушки. В потрясающих цветастых костюмах. И становились будто бы частью картины.
Когда Дягилева не стало, полотно унаследовал «Русский балет полковника де Базиля». Он около двадцати лет ездил на гастроли. После такой бурной кочевой жизни задник еще больше обветшал и провис. На нем появились дыры. Поначалу казалось, что декорацию невозможно отреставрировать из-за размера и возраста. Три года ломали голову.
Не представляли, где разложить работу. Она нигде не умещалась. Не натягивалась и на подрамник.
- Важно было сохранить душу задника, - сказала главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова. - И сделать так, чтобы работу можно было экспонировать в вертикальном состоянии.
Решение нашел руководитель отдела реставрации Третьяковки Андрей Голубейко. Он собрал сотрудников конструкторского бюро «Архив». Задник намотали на вал. Его удобно было крутить вверх и вниз. И не приходилось ползать по полотну. Перед ним можно было спокойно сидеть или стоять. Состарившуюся ткань, чтобы еще больше не порвать, собирали с помощью магнитиков.