Волка срисовали с наглого хулигана
И озвучить обаятельного хулигана хотели дать Владимиру Высоцкому, но его зарубили цензоры
«Жить дружно!» - так называется выставка, посвященная 110-летию отечественной мультипликации. Она открыта в павильоне «Космос» на ВДНХ.
РОГАЧИ БОДАЛИ УСАЧЕЙ
Выставка построена по хронологическому принципу и последовательно, от зала к залу рассказывает - и показывает - об истории отечественной анимации от самых первых до современных лент.
Если театр начинается с вешалки, то российская мультипликация началась... с насекомых. «Прекрасная Люканида, или борьба Рогачей с Усачами» - работу о царице жуков, которая полюбила представителя враждебного племени Владислав Старевич снял в 1912 году. Именно с этого момента, как считается, все и началось. Фишка в том, что Старевич, энтомолог по образованию, вместо кукол использовал настоящих насекомых, только сушеных. Но так виртуозно менял их позы в каждом кадре, что на экране он выглядели, как живые. Лента произвела фурор. На удивительное зрелище собирались толпы людей не только в России. Для проката за рубежом, в том числе, в США было сделано больше ста копий.
В двадцатых годах прошлого века мультипликацией заинтересовались профессиональные художники. Тогда же вышла детская книжка Самуила Маршака «Почта». «Это он, это он - ленинградский почтальон», - строчка как раз из нее. Иллюстрации к книжке сделал Михаил Цехановский, человек удивительной судьбы. Его отец, известный на всю Россию сахарозаводчик, олигарх по-современному, не принял революцию и эмигрировал из страны. Сын же не только остался, но и пошел добровольцев в Красную армию. Воевал в Гражданскую. А после совершил уже собственную революцию - «оживил» на экране свои рисунки к книжке Маршака. Его мультфильм, который так и назывался «Почта», стал первой цветной, хоть и раскрашенной от руки, и первой звуковой лентой в отечественной анимации. Именно с этого момента мультипликацию стали считать уже не забавой, а самостоятельным видом киноискусства.
«Люканиду» и «Почту» можно посмотреть здесь же на выставке. А заодно увидеть бесплатно еще много лент из бесценной коллекции «Союзмульфильма» - «Чебурашку», «Ежика в тумане», «Как львенок и черепаха пели песню», «Карлсона», «Ну, погоди!» и другие шедевры. Где и когда еще вы сможете позволить себе такую роскошь.
С СИГАРЕТОЙ, СТРАШНО НЕБРИТЫЙ
Золотая эпоха анимации наступила на рубеже семидесятых годов прошлого века. Мультфильмы становятся брендом. На прилавках магазинов впервые появляются игрушки, значки, пеналы, школьные ранцы, альбомы-раскраски с мультяшными героями - Волка и Зайца, Чебурашки, Умки и десятков других. А пластинка с записью фонограммы «Бременских музыкантов» установила рекорд фирмы «Мелодия» по тиражам. Побить его удалось лишь Алле Пугачевой.
Выставка - это еще и возможность заглянуть на мультяшную кухню. Узнать порой самые неожиданные подробности создания любимых лент. Например, что многие герои-звери «списаны» с реальных людей. Особенно своим характером. Прообразом волка из «Ну, погоди!» стал один страшно наглый, небритый тип, которого художник Светозар Русаков, создавший бессмертный образ серого хулигана, однажды встретил еще мальчишкой в самом начале Великой Отечественной войны.
- Это было в декабре 1941 года в Новосибирске где мы с мамой оказались в эвакуации, - вспоминал позже мультипликатор. - Пришел как-то в кинотеатр, где показывали новый фильм, а там - очередь огромная за билетами. И вдруг сквозь толпу, всех расталкивая, лезет такая фигура с папироской в зубах. Я взял его за шкуру притянул к себе и говорю: «Слушай, джентльмен, куда лезешь?» Надо было видеть его реакцию: «Это я джентльмен? Как ты меня назвал!?» И он остался у меня в памяти на всю жизнь. Именно этот хам и стал прообразом героя мультфильма.
Но создатели немного «перестарались». Волк получился не только ужасно хулиганистым, но и ужасно обаятельным. Мультфильм с первых же серий стал мегапопулярным. От детей со всех концов Союза приходили мешки писем.
- Многие девчонки Волка даже жалели, - рассказывал режиссер Вячеслав Котеночкин, - Как ему бедному все время достается, и просили, чтобы мы хоть один раз сделали так, чтобы досталось и зайцу. Кстати, озвучивать Волка сначала пробовал Владимир Высоцкий. Но Володя был запрещен, его ни в какую не хотели подпускать к детскому мультфильму. Тогда я предложил эту роль Анатолию Папанову. И это было стопроцентное попадание.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК
САРДЕЛЬКА В КЛЕТЧАТОМ КОМБИНЕЗОНЕ
Пятачку для съемок пришлось похудеть.
ПОХОДКА ДЕЛО СЛУЧАЯ
А вот Винни-Пух в реальности был простой игрушкой. Плюшевого медвежонка с примятым ухом в детстве подарили будущему художнику-мультипликатору Владимиру Зуйкову.
Но при создании фильма и режиссер Федор Хитрук, и художник-постановщик Эдуард Назаров стремились добавить в персонаж свои детали. В итоге медвежонок получился, как бы, общим, ни на кого не похожим. Но примятое ухо осталось. Долго бились над походкой Винни. Просто косолапая - банально и скучно. Должна быть смешной. Выручил случай. Мультипликаторы перепутали фазы, и на прогоне одной из сцен медведь при ходьбе вдруг бессмысленно замахал руками. Вся группа расхохоталась. Решили так и оставить.
Образ Патячка пришлось вообще перелопатить. Изначально он был толстенький, как и положено, поросенку. Этакая сарделька в клетчатом комбинезончике. На выставке есть уморительный эскиз. Озвучивать пригласили актрису Ию Савину. Увидев, свой персонаж она даже ойкнула:
- И этот бочонок станет говорить моим голосом? Ну, нет. Он должен быть маленьким и обязательно с тоненькой шейкой и ушки ему сделайте подлиннее, чтобы он ими шевелил.
Мультипликаторы прислушались к актрисе. Поросенок похудел, стал ушастым и мгновенно полюбился миллионам юных зрителей. Как и главный герой - Винни-Пух. Озвучивать его позвали знаменитого актера Евгения Леонова. Однако, первые дубли сильно озадачили авторов фильма. Медвежонок в исполнении Леонова говорил низким, хрипловатым, да еще и грустным голосом, что совершенно не годилось для детского мультфильма. Попробовали других артистов, но режиссера никто не устраивал. Эврика - гениальное решение нашел звукооператор Георгий Мартынюк, настоящий волшебник в своем деле, принимавший участие в создании более ста анимационный лент, многие из которых стали классикой. Он предложил ускорить запись фонограммы Леонова. Пленку пустили быстрее на треть и голос актера идеально попал в персонаж.
ЧЕБУРАШКЕ ОТРЕЗАЛИ НОГИ И ХВОСТ
Да-да, изначально образ этого ушастого создания был именно таким - с тоненькими ножками при огромным ступнях, небольшим пушистым хвостом и маленькими ушками.
Художник Леонид Шварцман изобразил, его точно по описанию в книге Эдуарда Успенского. Режиссер Роман Качанов, увидев нарисованный прототип, сделал круглые глаза и замахал руками:
- Нет-нет, дети его просто испугаются.
Сообща бились над образом два месяца. Ноги отрезали. Удалили и хвост. Но все-равно чего-то явно не хватало, чтобы придать образу уникальность.
- Уши! - вдруг осенило Романа Качанова. От эскиза к эскизу они увеличивались в размерах, пока не стали похожи на два локатора. И Чебурашка, наконец, обрел свой неповторимый, трогательный вид лопоухого недотепы. Ребятня полюбила его мгновенно.
На выставке можно увидеть настоящие куклы, которые снимались в мультфильме - и Чебурашку, и Гену, и Шапокляк, конечно. С ее-то образом проблем не было никаких. Как признавался Леонид Шварцман, он создавал ее, вспоминая свою тещу.
Всего на стендах больше двухсот экспонатов. Помимо кукол, многие из которых никогда до этого не покидали стен «Союзмультфильма», эскизы мастеров, создавших легендарных героев.
Еще один знакомый с детства персонаж - фрекен Бок из «Малыша и Карлсона». У этого мультяшного образа тоже был реальный прототип. Актриса Фаина Раневская. На роль домашней диктаторши режиссер Борис Степанов перепробовал много претенденток, в том числе, очень известных. Никто не нравился. А с Раневской сразу все получилось. Хотя она была крутого нрава. Режиссера называла «деточкой» и не принимала никаких замечаний: «Не надо меня учить, я сама все знаю». Внешний облик фрекен Бок художник Анатолий Савченко также срисовал с Раневской. Увидев, она обиделась: «Неужели я такая страшная?» Но скандалить и капризничать не стала.
ПРИТЯЖЕНИЕ ДОБРОТЫ
ВСТРЕТИЛИСЬ У ФОНТАНА
Сказочных героев одели в золото.
Фантазия мультипликаторов, порой, рождается из ничего. Из какой-нибудь мелочи, а получается шедевр. Например, «Жил-был пес».
Режиссеру Эдуарду Назарову как-то попалась на глаза коротенькая - всего пятнадцать книжных строк - украинская сказка, о том, как в лесу встретились волк и пес. Все остальное он уже придумал сам. А образ волка практически скопировали с Армена Джигарханяна, который озвучивал эту роль. Его знаменитое с хрипотцой «Щас спою» мгновенно улетело с экрана в народ и стало фольклорной поговоркой.
Ну, и как же обойтись без легендарного кота Матроскина из «Простоквашино». Матерый кот-хозяйственник с певучей протяжностью, говорящий житейские мудрости, например, как правильно есть бутерброд - конечно, колбасой вниз. «А я еще и вышивать умею…. И на машинке тоже!» Неповторимый шарм - мяу! - хвостатому-полосатому персонажу придал голос Олега Табакова. Изначально на роль пробовался Александр Абдулов, но художница-мультипликатор Эльвира Маслова позже открыла тайну, что еще до того, как стало известно, что за озвучку примется все же Табаков, она именно с него срисовывала образ Матроскина. Тем более, что в его реальной манере разговора нет-нет да проскальзывали кошачьи интонации. Удивительное все же было время - великие актеры озвучивали каких-то котов, медведей, домоправительниц, причем, делали это с удовольствием и виртуозным блеском, создавая образы на все времена. Сам Олег Табаков позже раскрыл секрет, как он работал над Матроскиным:
- Секрет, в общем-то, прост - делай, как для своих детей, а еще лучше для своих внуков. Тогда уж точно не ошибешься.
В одном из залов выставки - импровизированный фонтан - почти копия одного из основных символов ВДНХ фонтана «Дружба народов». Только здесь - с золотыми фигурами Винни Пуха, Волка, Зайца, Карлсона, Умки, и современных - Смешариков, Алеши Поповича. Организаторы назвали экспозицию «Жить дружно!», подразумевая прямую, наследственную связь между поколениями мультипликаторов.
Рядом на стенде эскизы из ленты «Старик и море» - первого и пока единственного российского мультфильма, получившего «Оскар». Автор картины Александр Петров работает в уникальной технике «ожившей живописи» - маслом на стекле. Перенесенное на экран изображение притягивает и завораживает.