САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«От штудии к арт-объекту»

Экспериментальная экспозиция посвящена 10-летию Московского музея современного искусства «Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку.

Экспериментальная экспозиция посвящена 10-летию Московского музея современного искусства

«Ну, словом «штудия» нас не удивишь, «мы все учились понемногу», и если даже не в художественном вузе, все равно хорошо представляем себе начинающего художника, штудирующего натуру. Натюрморты из цветов и фруктов, из геометрических фигур, всевозможные композиции и, конечно, обнаженные натурщицы – как иначе научишься изображать человеческое тело?!» Примерно так мог рассуждать искушенный зритель, отправляясь в Музей современного искусства на новую выставку. А удивительного на самом деле в грандиозном проекте Анны Арутюнян и Бориса Бернаскони много. Весь второй этаж музея на Петровке, 25 (1000 кв. метров) отдан под экспозицию, которая буквально окунает вас в живой, пульсирующий мир искусства XX-XXI веков. Вы увидите около 300 работ из фондов музея, выполненных как в технике традиционной живописи, графики, скульптуры, так и инсталляций, фотографий, кинетических объектов. И художники, только вслушайтесь, от Ильи Машкова, Дмитрия Жилинского, Натальи Нестеровой до Константина Звездочетова и Олега Кулика. Очень широкий спектр.
Экспозиция задумана как интеллектуальное путешествие, маршрут которого четко определен организаторами. Вначале вы попадаете в раздел «Канон». Этюды, те самые штудии головы, «согнутой руки в драпировке», а также академическая живопись, предоставленные
МГАХИ им. В.И. Сурикова и НИИ Российской академии художеств. Затем вы пройдете по разделу «Натура», в котором внимательный зритель останется надолго, потому что увидит, как по-разному может художник изучать природу и интерпретировать ее в разных жанрах. Рядом с натюрмортами Михаила Ларионова, Мая Митурича-Хлебникова, Ивана Лубенникова вас остановит грандиозная инсталляция Бориса Мессерера «Реквием по Веничке»… На стеллаже – керосиновая лампа, старая картина, огромные колбы для химических опытов, бутылки и бутылочки и – целые ряды поминальных свечей. Эти предметы так точно выхвачены из повседневной жизни, что лучшего «Посвящения Венедикту Ерофееву» и не придумаешь.
Экспозиция неназойливо учит зрителя понимать абстрактное искусство, неслучайно рядом с реалистическими натюрмортами и пейзажами, а также обнаженными фигурами в подразделах «Лица», «Автопортрет», «Купальщицы» увидите работы, на которых в роли предметов окажутся чистые формы – плоскости, линии, цветовые пятна.
Но подлинный взрыв эмоций ожидает вас в шести небольших залах раздела «Метаморфозы», в которых наглядно показаны основные черты штудий. Собственно, то, из чего или с помощью чего рождается современное искусство. «Гиперреальность» – на вас со всех сторон надвигаются «крупные планы» цветов, лиц, домов, и вы словно ощущаете дыхание агрессии. Камертон жизни в современном мире. Экспонаты зала «Геометрия формы» переносят в мир кубистических замыслов художников и супрематических игр. В «Механике движения» рядом с красивой картиной Натальи Нестеровой «Игра на море» интерактивная инсталляция «КоМутация». Вот где раздолье любителям: втыкаешь штекер в гнездо – и фигура на экране начинает трансформироваться почище, чем в комнате кривых зеркал или в фильме ужасов (см. фото).
Зал «Репетиция», где демонстрируют тиражирование одного мотива, напомнит монтажную киностудии или типографию, выдающую тиражи газет, а в следующем – под названием «Классика!» – вы поймете самое главное. «Все, что художник может почерпнуть, припадая к истокам, вписывается в постмодернистские приемы, – прокомментировала экспозицию куратор Анна Арутюнян. – Главное – понять, откуда зачерпнуть». Внимание всех в этом зале привлекает одухотворенная инсталляция Айдан Салаховой «Саспенс» («Тревожное ожидание»). На картину с изображением беременной женщины, положившей руки себе на живот, направлен видеопроектор. Впечатление удивительное – фигура оживает, и женщина начинает поглаживать свой живот.
После осмотра выставки чувствуешь себя, как после пары лекций по философии. Небольшой релакс, правда, получаете, совершая перебежку от залов «Канона» и «Натуры» к «Метаморфозам» по коридору, увешанному длинными полосками бумаги с изречениями великих людей и с предложением – «Возьми с собой!». Дергаешь слегка за ленточку – и бумажный рулончик твой. Признаюсь, что я «надергала» Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Пауля Клее. Но в свой блокнот переписала мысль бессмертного Шарля Бодлера. «Всякий урок прекрасного – поединок, где художник испускает вопль ужаса перед тем, как упасть побежденным». Не совсем про нашу жизнь, но как точно. Как цепляет, даже если ты не художник…

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также