САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Помеченный судьбою

Извлечь музыку «изнутри» Его песня «Фронтовики, наденьте ордена» и сегодня звучит как ода героям Великой Отечественной. Мое знакомство с Леонидом Захлевным, как и у большинства слушателей и зрителей, было заочным. Практически каждая песня композитора мгновенно становилась хитом. И когда через много лет судьба наконец свела меня с ним воочию, первое, что я спросил у Леонида Константиновича, ныне руководителя хорошо известного ансамбля «Бяседа», как рождаются его шедевры.

Извлечь музыку «изнутри»
Его песня «Фронтовики, наденьте ордена» и сегодня звучит как ода героям Великой Отечественной. Мое знакомство с Леонидом Захлевным, как и у большинства слушателей и зрителей, было заочным. Практически каждая песня композитора мгновенно становилась хитом. И когда через много лет судьба наконец свела меня с ним воочию, первое, что я спросил у Леонида Константиновича, ныне руководителя хорошо известного ансамбля «Бяседа», как рождаются его шедевры. – Все лучшие мои песни писались за один присест. Садился за инструмент, и буквально через пятнадцать минут рождалась песня. Она не писалась, а буквально вылетала из моей души, словно птица. Наверное, так же она и влетала в души слушателей. Ведь песня не может писаться «в стол» – родившись, она должна именно лететь, иначе ее ждет гибель...
– Вы сначала пишете мелодию, а потом ищете слова или наоборот?
– Я люблю писать песни на слова. Есть такая поэзия, которая уже сама по себе содержит музыку. Надо только суметь извлечь ее «изнутри».
– Не побоюсь штампа, вы сегодня – одна из самых ярких звезд на музыкальном творческом небосводе Беларуси. Ваших «регалий» хватило бы на несколько судеб: народный артист РБ, лауреат Государственной премии РБ, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии «За духовное возрождение»… Легко ли давались вам эти вершины? И как вообще начинался путь композитора Захлевного?
– Ничего с неба к нам не падает, чтобы чего-то добиться, надо хорошо потрудиться. Хотя, не спорю, нужна и удача, и везение, и какое-то особенное стечение обстоятельств. Мне кажется, у меня все это было. Думаю, что все мы уже в ранние годы как-то помечены судьбою – кто на взлеты, кто – на падения…
А начинал, как и все, с обычной музыкальной школы, куда пришел, скажем так, не совсем по доброй воле, а по настоянию отца. Ежедневно после школы обязан был еще один час отыграть на баяне дома. Заводился на час будильник, и я играл. Но только раздавался звонок – я бросал баян и сломя голову мчался на улицу к ребятам…
Чтобы человеку проявиться творчески, всегда нужна какая-то внутренняя мотивация. А самое главное, нужны хорошие учителя, которые сумели бы разбудить ее. Мне в этом плане повезло и в музыкальной школе, и в училище, и в консерватории.
– А когда впервые попробовали не играть, а сочинять музыку?
– Еще в училище, к окончанию которого даже сочинил оркестровую пьесу, и сам дирижировал на выпускных экзаменах. Наверное, уже тогда была в душе какая-то искорка, нужно было создать лишь условия, чтобы она разгорелась. Такие условия оказались в консерватории, куда я был направлен после училища как отличник.
Кстати, при поступлении мне предложили сделать выбор – продолжать обучение по классу баяна или идти на композицию. Анатолий Богатырев и Владимир Оловников, которые тогда преподавали в консерватории, предложили пойти на композицию, и я рискнул. Разумеется, это еще ничего не значило, ведь многие учатся в консерватории на композитора, но мало кто, в конце концов, им становится.
– А когда впервые почувствовали, что вы действительно композитор?
– По-настоящему поверил в себя, когда в 1980 году созданный мною цикл военных песен «Память» прозвучал 9 Мая сразу после военного парада по центральному телевидению и по первой программе всесоюзного радио. Исполнял его, кстати, популярный артист Ярослав Евдокимов. Именно за «военный» цикл я получил и свою первую высокую награду – премию Ленинского комсомола Беларуси. Эти песни стали постоянно звучать на торжественных государственных концертах, на радио, телевидении.
– Выбор военной тематики был случайным?
– Я принадлежу к поколению детей, которые еще застали послевоенную разруху. Мы росли на военных песнях – душевных, мелодичных... И, естественно, впитывал в себя лучшее из них. Да и преподаватели консерватории – прекрасные композиторы Оловников, Семеняко, Лученок – подавали нам в этом пример.

Скажи, кто твой поэт
– Ваши песни интонационно очень теплые, лирические, всегда чувствуется их родство с народной музыкой.
– В свое время я основательно занимался фольклором, делал очень много обработок белорусских народных песен. Всегда хочется, чтобы наша музыка была узнаваема в мире именно как белорусская. И идея создать ансамбль народной песни «Бяседа» была вызвана прежде всего именно этим. Кстати, коллективу уже скоро будет 20 лет, и за это время в его репертуаре накопилось много народных песен, которые звучат в нашей аранжировке, – ведь как песню оденешь, так она и зазвучит...
– Скажите, откуда такая мелодичность в ваших песнях – это врожденное?
– Отчасти да. Ведь каждый пишет так, как дышит. Но эти способности никогда не раскрылись бы без учителей. В аспирантуре, куда я поступил после консерватории, моим педагогом был Евгений Глебов – прекраснейший мелодист и профессионал, на мой взгляд – великая личность в музыкальном мире. Он очень повлиял на мое творчество.
– Какая из песен особо дорога вам самому?
– Наверное, первым моим хитом, в современном понимании этого слова, стала песня «Зорачка моя» на слова В. Карызны. Потом эта песня стала столь популярной, что ее стали запускать в эфир практически как народную. Большей награды композитору и не придумаешь. То же было и с «Азерамі дабрыні», «Зямля мая», «Каля Чырвонага касцела»…
– Признаюсь, одна из моих любимых песен…
– Это, кстати, тот самый случай, когда слова Леонида Пранчака уже сами по себе содержат музыку…
– Кстати, многие ваши давние хиты до сих пор постоянно звучат в эфире. Вы, как человек известный, как-то «содействуете» этому?
– Песня «Поле памяти» была написана в 1973 году, но она до сих пор звучит в эфире. И для этого я не предпринимаю никаких усилий. Этим просто некогда заниматься…
– С кем из поэтов вам лучше всего работалось?
– Поэт должен быть единомышленником, и в нем обязательно должна быть искра Божья. Хорошо работалось с В. Некляевым, упомянутыми В. Карызной, Л. Пранчаком. Легко работать с Валентиной Поликаниной – кстати, членом Союза писателей и Беларуси, и России. С ней были написаны прекрасные песни «Звезда надежды», «Надежда, вера и любовь» и другие.
– А кого из российских поэтов вы включили бы в этот перечень?
– На слова А. Коваль-Волкова написана одна из самых известных моих песен «Носите ордена», на слова Р. Гамзатова – «Таинственность», а «Песня моя – комсомол» – на слова Александра Чуркина. Но сегодня больше работаю все же с белорусскими поэтами.
– Есть ли у вас друзья среди российских композиторов? И сохраняете ли творческие связи с Россией сегодня?
– Во времена Союза я дружил с композиторами Олегом Ивановым, Евгением Мартыновым… В России мы с «Бяседой» сейчас бываем довольно часто. Впрочем, не только в России. Недавно побывали на Украине, в Китае, Венесуэле… В общем, стараемся достойно представлять нашу белорусскую музыкальную культуру во всем мире. Но все же основной наш слушатель – белорусский. Жители наших деревенек, местечек, районных центров… Наши люди, поверьте, действительно потрясающие...
– А как насчет слушателя столичного?
– В Минске «Бяседа» регулярно выступает в концертном зале «Минск», и все наши выступления проходят с аншлагом. Это при том, что мы себя никогда никак не «пиарим».
«Мы – как одна семья»
– Говорят, что вы практически сохранили состав коллектива с момента его основания?
– У нас хорошая творческая и человеческая атмосфера. Мы как одна семья… И это, полагаю, тоже зритель чувствует.
– Знаю таких создателей коллективов, которым даже сам вопрос об их смене задавать небезопасно. А как с этим у руководителя «Бяседы»?
– Смену себе я уже давно подготовил. В свое время взял в коллектив баяниста с третьего курса и могу уже смело сказать, что воспитал из него очень хорошего композитора…

Беседовал

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  2. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  3. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  4. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  5. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  6. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  7. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  8. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  9. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  10. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  11. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов
  12. Владимир Путин возложил венок к мемориалу Махатмы Ганди в Нью-Дели
  13. ПВО России за ночь сбили 41 украинский беспилотник
  14. Владимир Путин обвинил Зеленского в приоритете интересов националистов и подчеркнул цель защиты людей
  15. Владимир Путин: Урегулирование конфликта на Украине возможно через переговоры и выполнение обещаний

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также