САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Когда ехал на фронт, думал, там не до артистов»

Малый театр подготовил к 75-летию Победы видеопроект «Услышат ли нас?». Письма актеров с фронта читают их коллеги-современники

Деньги от спектаклей тратили на авиатехнику. ФОТО: ТАСС

ОТДЕЛЬНАЯ КОНЦЕРТНАЯ

«Наш подшефный госпиталь в Челябинске был намного меньше московского, - писала заслуженная актриса Нина Григоровская (озвучивает письмо 28-летняя Карина Саханенко). - Мы распределили между собой палаты, установили уровень культуры бойцов, степень их образования. Учли их желания по изучению произведений того или иного писателя. Группа бойцов выразила желание заниматься математикой, историей, географией. Наши артисты с энтузиазмом взялись и за это…»

В Челябинск Малый театр эвакуировался в октябре 1941 года, когда в Москве ввели осадное положение. Выступали в основном в госпиталях. Дважды в неделю. Играли почти весь свой репертуар. Начали со спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», где блистали Евдокия Турчанинова, Вера Пашенная и Елена Гоголева. Сборы от выступлений шли в фонд обороны.

Актеры, не уехавшие в Челябинск, попали в штаб ВТО (Всероссийского театрального общества) как отдельная концертная бригада.

«Когда я ехал на фронт, по правде сказать, думал, что там не до артистов, - писал Игорь Ильинский (зачитывает послание тоже Игорь, но Петренко). - И несколько досадовал на то, что нас посылают туда, где мы будем в тягость, не участвуя в боевых действиях, отнимая у бойцов пайки, транспорт, место для ночевки. Оказалось, ошибся. В первые же дни почувствовал значение таких поездок. Мы становились живой связью между страной и нашей армией. В нас они чувствовали отношение к ним всей страны, братскую любовь, восхищение их скромным суровым мужеством. Летчики и солдаты, возвращаясь с боевых заданий, подчас не хотели отдохнуть или поесть, а шли скорее на концерт, где стремились услышать слова, вдохновляющие их на новые подвиги».

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ

Только восхищаться оставалось Евдокией Турчаниновой. Ей было 72 года, однако сил и задора, как у двадцатилетней. Актриса участвовала во многих концертах и спектаклях: «Война и мир», «Пигмалион», «Бешеные деньги», «В степях Украины», «Без вины виноватые», «Стакан воды». Читала бойцам сказки, помогала составлять письма, не жалела добрых слов для тех, кто в них нуждался.

Если выдавалась свободная минутка, писала литературоведу Сергею Дурылину. О том, как много спектаклей, и какой успех: билетов не хватает! И «собираемся выпустить в этом месяце «Отечественную войну».

Турчанинова была потрясена тем, как встречали бойцы. Смущаясь, говорила: «Что я им скажу важного, нужного, достойного? Они идут на бой, а я сватаю какого-то Подколесина? Ну на что им «Женитьба» под немецкими снарядами».

В 1944 году Турчанинова оказалась в числе тех артистов, кто вручал летчикам эскадрилью боевых самолетов под названием «Малый театр - фронту». Не сувенирных, как можно подумать, а настоящих. На постройку двенадцати бортов «Яков» актеры собрали более миллиона рублей. Заработали. За три дня истребители уничтожили до тридцати вражеских танков и около ста машин с техникой и боеприпасами. Газеты писали: «Ежедневно десятки самолетов с надписями на фюзеляжах «Москва» и «Малый театр - фронту» наносят чувствительные удары немецкому зверю в его собственной берлоге».

ЗАБЫЛИ ПРО УСТАЛОСТЬ

Артисты где только не выступали. Помимо госпиталей, в клубах, теплушках, землянках. А еще - на подводных лодках, в кузове грузовика и на поляне. Передвигались в товарных поездах и на торпедных катерах. Там же перевозили костюмы и реквизит. И в морозы, и в жару. В окопы пробирались по-пластунски, уворачиваясь от пуль. Требовалась невероятная выдержка, чтобы продолжать спектакль, когда пролетал фашистский самолет.

Сил не хватало, но стоило наложить грим и выйти на сцену, как усталость забывалась. Работали без выходных. По доброй воле. Грело душу желание поднять боевой дух тем, кто на передовой.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По воспоминаниям актрисы Малого театра Елены Гоголевой, за время войны она и ее коллеги дали 40 концертов и выступили в 15 пунктах Западного фронта. Всего на агитпунктах, в клубах и в палатах военных госпиталей, а также для тыловых частей состоялось 3518, а на фронте - 2746 спектаклей-концертов.

АНШЛАГ

ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА ЗРИТЕЛЕЙ

Народный артист Александр Остужев к 1910 году из-за болезни Меньера почти полностью оглох. Но выступать продолжал. Когда началась война, ему было 67 лет, и все равно отправился на фронт. Выезжал трижды.

«Мы ехали среди пожарищ и разрушений, - писал актер (читает послание Александр Дривень, снимавшийся в сериалах «Любовь - не то, что кажется» и «Кремлевские курсанты»). - По обе стороны дороги груды кирпичей. Одинокие тоскливые силуэты печных труб. Редкие уцелевшие стены. С зияющими окнами, кругом пепел. Пепел, местами уже поросший высокими бурьяном. Ни единого человека, мертвая безотрадная тишина».

Однако если военные дороги произвели на Остужева тягостное впечатление, то переживания от первых выступлений были веселее. Актер вспоминал, как ярко описывал Лев Толстой концентрацию духовных сил в солдате накануне боя.

«Я задумался: а не окажутся ли лишними в эту минуту приехавшие артисты и их предполагаемый концерт, - писал Остужев. - Жадные горящие нетерпением глаза наших первых зрителей дали мне потрясающий по своей патетике ответ. Первый раз я так полно ощутил могучую силу искусства, его настоящее значение и смысл. Передо мной была лояльная аудитория, с трепетом ловящая каждое слово. Чутко отзывающаяся на каждую интонацию, понимающая всю красоту глубокой мысли и благородного чувства».

ВТОРОЙ СОСТАВ

ОБЩЕСТВО МЫЛА И МОЧАЛКИ

Актрисы чудом спаслись из подорванной бани.

Татьяна Панкова прославилась как мать декабриста Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья». Многим народная артистка запомнилась по роли Ефросиньи Потаповны, тети Карандышева, в драме «Жестокий романс».

Татьяна родом из Петрограда. За два года до начала войны девушка переехала в Москву и поступила в Щепку, а в 1943 году - на службу в Малый театр. Занимала ту же гримуборную, что и великие актрисы Вера Пашенная и Елена Гоголева. Служила сцене больше семидесяти лет, сыграла больше ста ролей. Амплуа стало известно сразу: Татьяна, несмотря на юный возраст, принялась играть старух.

Когда началась война, Татьяну эвакуировали вместе с другими артистами в Челябинск. Там выступала в составе фронтовых бригад. Ездила с концертами и спектаклями по воинским частям действующей армии.

При этом война изменила отношение актрис друг к другу. В мирное время одна из «старух» Малого театра Евдокия Турчанинова относилась к Панковой, как мать. Дозволяла, например, подменять ее в спектакле «Самолет опаздывает на сутки», так как Татьяна была во втором составе. В военное время все изменилось. Турчанинова всех, в том числе и «дочку» Панкову, предупреждала, что для солдат никто, кроме нее, не имеет права играть. Однажды она подошла к актрисе Лидии Орловой и прямо сказала ей: «Иди, матушка. Для солдатиков играю только я».

Фронтовое письмо Панковой читает народная артистка России Людмила Титова:

- Военные эпизоды бывали забавными и страшными одновременно. Мы организовали общество мыла и мочалки. Свой табак в пачках отдавали солдатам, так как не курили. А они за это для нас лишний раз топили баню. И вот однажды, только мы успели снять одежду, намылиться, как вдруг слышим мужские голоса. Врываются солдаты, а мы все раздетые, конечно. Визжим. А они: «Да, перестаньте вы! Где ваши чулки, штаны, рубашки?» Не говоря ни слова, быстро помогли нам одеться. Посадили в машину и рванули на полной скорости. А затем сказали: «Посмотрите, что с вашей банькой!» Мы увидели, как она взлетела на воздух. Вот так нас спасали.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Развитие системы соцгарантий для фронтовиков — наш нравственный долг
  2. Валерий Гайдукевич: Патриотическое воспитание выходит на первый план
  3. Ирина Костевич: Молодёжь — наш приоритет в сохранении исторической памяти
  4. Елена Афанасьева: Мы строим Союзное государство на основе общей памяти и исторической правды
  5. Владимир Путин пообещал восстановить все освобождённые территории и поддержать семьи участников СВО
  6. Владимир Путин: России нужны фильмы, подобные «Балладе о солдате»
  7. Владимир Путин рассказал, что иногда передвигается без кортежей, и призвал навести порядок с электросамокатами
  8. Путин и Красников обсудили приоритеты научно-технологического развития России
  9. Владимир Путин поручил подготовить предложения по «новогоднему помилованию» и поддержал совершенствование суда присяжных
  10. В Москве началось заседание Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти
  11. Совместный проект с Россией: когда появится белорусский самолёт «Освей»?
  12. Владимир Путин: Для нашей страны чрезвычайно важно единство многообразия сохранить
  13. ПВО России за сутки сбили более 30 украинских беспилотников над несколькими регионами
  14. В Москве обсудят новые шаги по сохранению исторической памяти в Союзном государстве
  15. Владимир Путин призвал обеспечить адаптацию и защиту прав ветеранов и семей участников СВО

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Николай АЗАРОВ: Зеленский может убрать Миндича в любой момент

Бывший премьер-министр Украины – о чудовищных масштабах коррупции на своей родине и о том, какую перспективную страну разрушили в результате майдана

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также