САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Играем «Бедных людей»

Александр Галибин, он же Николай II в фильме «Романовы. Венценосная семья»», он же Мастер в телесериале «Мастер и Маргарита», поставил «Бедных людей» Федора Достоевского в «Табакерке». А Галина Волчек по соседству в «Современнике» вместе с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной разыграла другую историю: встречу супругов через 30 лет. Но поскольку автор пьесы «Заяц. Love story» Николай Коляда придерживается «мусорной» эстетики, то и тут получился спектакль о бедных людях, актерах, оказавшихся на обочине перестроившегося общества.
Питерский артист и режиссер Александр Галибин, в недавнем времени возглавлявший императорскую «Александринку», следуя идее автора инсценировки Валерия Семеновского, представил героев Достоевского эдакими шутами. О перевоплощении здесь и речи не может быть, потому что в данном случае произведение Федора Михайловича – это базис, благодаря которому можно рассуждать о нынешних бедняках, у которых единственно что осталось – честь. И если ее «заложить», «продать», то и жить дальше нет никакого смысла.
С самого начала спектакля пять молодых исполнителей пытаются навести «мосты» с крохотным зрительным залом, и это им удается. И хотя такие слова, как «сударь», «милейший», «незабвенный», вышли из обихода, но тип Макара Девушкина остался. Суть его осталась – маленький человек несгибаемого достоинства, презирающий власть золотого тельца. Самое удивительное: Александр Галибин не делает из истории «оплеванного» Девушкина трагедии. Сюжет разбитого сердца и обманутых надежд он преподносит, как ни странно, в фарсовом ключе. Мол, достали нас классики этими «униженными и оскорбленными», хватит размазывать «сопли». Но, как ни стараются артисты придать действию ернический характер, смеяться не хочется. Режиссерский прием с двумя ведущими-лацци из итальянской комедии дель арте с трудом вписывается в психологическую структуру Достоевского. Здесь должна быть другая природа юмора, поскольку это не стыкуется с теми сценами, в которых Макар Девушкин (Д. Никифоров) осязает, чувствует, что его любовь к Вареньке (О. Красько) изначально обречена. Уж слишком он беден, а потому не может ей дать даже самое элементарное. Да, мечты прекрасны, но проза жизни сильнее, и смеяться над этим грешно, неудобно…
По-своему несчастны и бедные герои Love story по пьесе Николая Коляды в «Современнике», хотя они и не сознаются в этом, всячески пытаясь обмануть судьбу и утешить себя светлыми воспоминаниями. Но прошлое – это прошлое, а день нынешний – это постоянные гонки с препятствиями, и никому дела нет, есть у тебя на это силы или нет. Героиня Нины Дорошиной – стареющая актриса, уже давно вышла в тираж, но ей надо зарабатывать на хлеб с маслом, поэтому приходится пускаться во все тяжкие и принимать участие в любых корпоративных вечеринках, сулящих большие гонорары. Именно на эту удочку она и попадается, получая приглашение от неизвестного менеджера из города N, который оказывается ее бывшим мужем. Коллизия, прямо скажем, трагикомическая. С одной стороны, смешно, когда молодящаяся актрисулька пытается убедить себя и своего непутевого мужа, что у нее все «о’кей», а с другой стороны, жизнь-то прошла, а в итоге ничего – ни славы, ни семьи, ни детей, один кот в пустой квартире.
Еще в худшем положении находится ее муж, который давно расстался со своей актерской профессией и теперь может тешить себя лишь воспоминаниями о роли зайца в детской сказке. Но! Жизнь, проехавшаяся по этому человеку трактором, не уничтожила его человеческого достоинства, не убила способность смеяться над собой и окружающими, он по-прежнему интересен себе. Эту роль гениально сыграл Валентин Гафт, в ней есть все, чем сейчас «болен» каждый отставной интеллигент, каждый артист, попавший «в запиндю» между высоким искусством и обыденной суетой. Как выясняется по ходу спектакля, спасти его может только юмор, вера в себя и жизнь, которую никогда не поздно начать сначала, даже если ее осталось только «на посошок».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Готовы завершить конфликт мирными средствами

 Но для этого нужно устранить первопричины, чтобы в будущем это не повторилось

МНЕНИЯ

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также