САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Кирилл Юрьевич был бы рад

Татьяна СЕМАШКО



Собственно, к Антону Павловичу форум имеет отношение лишь в том смысле, что Чехов – крупнейший новатор в драматическом искусстве. Фестиваль также стремится собрать под своей эгидой самое новое и интересное из театрального мира.


Основу программы составил канадский театр – постановки режиссера Робера Лепажа и хореографа Мари Шуинар. Также представлены театры Франции, Великобритании, Грузии, Аргентины, Японии… А что же Россия? Прежде всего нужно отметить, что нынешний форум посвящен памяти великого актера Кирилла Лаврова, который стоял у истоков фестиваля и на протяжении ряда лет был его бессменным президентом. И не удивительно ли, что единственным российским участником чеховского фестиваля стал санкт-петербургский Большой драматический театр, которым Кирилл Юрьевич руководил до последних дней?
Для фестиваля выбрали наиболее яркий спектакль предыдущего сезона – «Мария Стюарт» в постановке Темура Чхеидзе, который недавно утвержден в должности художественного руководителя БДТ. Чхеидзе в качестве главного режиссера давно снискал в труппе уважение и любовь, но, пожалуй, самое главное для театра – что каждый поставленный им спектакль становится значительным событием. В полной мере эти слова относятся и к «Марии Стюарт».
Что и говорить, драматургия великого романтика Фридриха Шиллера непросто воспринимается в наше время. Постановки по его пьесам нередко именуют тяжелыми, высокопарными, архаичными. Не избежала подобных упреков и «Мария Стюарт», но, как выяснилось, совершенно безосновательно. Сама трагедия напоминает прекрасное, но несколько помпезное и вычурное здание, но спектакль получился как нельзя более живым, ясным и убедительным. Костюмы в достаточной мере просты и условны, декорации тоже. А значит, задача каждого из актеров усложняется – ведь гораздо легче спрятаться за роскошным или экстравагантным оформлением. Здесь же оказалась обнажена суть пьесы, ее костяк – повествование о том, как колесо истории и машина государственной власти проходят по человеческим судьбам.
Особенно хочется выделить работу Марины Игнатовой (Елизавета). Она и Андрей Толубеев (Тальбот) были выдвинуты на «Золотую маску» и достойны ее в полной мере, но БДТ, храня верность Чеховскому фестивалю, от участия в «Маске» отказался. Игнатова играет свою королеву не безжалостной правительницей, не «железной леди», а тонким, умным, хитрым политиком, который умеет свои коготки прятать в бархатных лапках. А иногда она предстает просто неудачливой женщиной с нескладной судьбой, и в такие моменты ей сочувствуешь. По Шиллеру, именно женская обида Елизаветы становится одной из главных пружин описанного исторического события. Как растерянно и просто она говорит о своей сопернице: «Она меня лишила жениха…» Игнатова исполняет свою роль очень органично, с мягким юмором.
И даже изящная, женственная и страстная Мария Стюарт в исполнении Ирины Патраковой отступает перед такой Елизаветой на второй план.
Как известно, на протяжении всей трагедии решается судьба Марии Стюарт: казнить или помиловать. Лорд Берли (Валерий Ивченко) ратует за смертный приговор, полагая это единственно мудрым и справедливым решением. Грубовато-простодушный Тальбот (Андрей Толубеев), напротив, сторонник милосердия. Этот человек искренне думает, что, находясь на самом верху власти, можно жить в согласии со своей совестью. Оба противника по-своему честны, а потому оба проигрывают хитроумному графу Лестеру (Валерий Дегтярь), который всегда выходит сухим из воды. Однако и Лестеру не позавидуешь. Как говорят, что пользы человеку, если он «обретет весь мир, а душу свою потеряет»?
Несколько особняком стоит в спектакле история добродушного секретаря Елизаветы Девисона (Михаил Морозов). Полный профан в государственных хитросплетениях, Девисон в итоге назначается виновным за все. Нам, прошедшим школу ХХ века, хорошо известно: именно так оно и бывает.
Но сколько ни говори о ролях и смыслах в этой постановке, очевидно одно: спектакль Темура Чхеидзе достойно представляет Россию на Фестивале имени Чехова. Остается только пожалеть, что Кирилл Юрьевич Лавров не успел порадоваться этому успеху своего родного БДТ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также