САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Каренина

Композиторы не пишут в стол

XIII Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске открыли премьерой двойного концерта для альта и фортепиано с оркестром «Ландшафты исчезающей памяти» композитора Валерия Воронова - уроженца Москвы, который вырос в Беларуси

Валерий Воронов родился в Москве, вырос в Минске, а сейчас в основном живет в Германии. Фото: Юрий Мозолевский

«ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ» И «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»

Произведение исполнил сам Юрий Башмет вместе с пианистом и дирижером Ростиславом Кримером. Им двоим и посвятил произведение композитор.

Валерий Воронов сейчас живет в Германии. Хотя, как многие люди искусства, он скорее гражданин мира. Его сочинения становятся событиями в культурной жизни разных стран. Личные и творческие связи он не порывает с обеими родинами.

- С Юрием Башметом дружим несколько лет. Познакомились благодаря моему давнему другу, пианисту Ростиславу Кримеру, худруку Международного фестиваля Юрия Башмета в Минске, - рассказывает «СВ» Валерий Воронов. - Юрий Абрамович любит новую музыку: каждый год проходят премьеры концертов, написанных специально для него. В феврале на Зимнем международном фестивале искусств в Сочи состоялась премьера концерта для альта с оркестром, сейчас в Минске - премьера двойного концерта. Для меня это большая честь.
Минский фестиваль я ставлю в один ряд с «Пифийскими игры», которые в Санкт-Петербурге организует композитор Борис Филоновский. С 2002 года это состязание композиторов проводили, по-моему, раз двенадцать. Оно анонимное, четырежды я в нем участвовал и дважды побеждал. Со многими коллегами подружился именно там.

- Ваши произведения в театре можно услышать?

- Я сочинял музыку к спектаклям Театра-студии киноактера в Минске, Белорусского республиканского театра юного зрителя. В Германии было несколько театральных работ. Забавная история получилась с певицей и режиссером Светланой Бень. Специально для нее написал на стихи Николая Олейникова вокальный цикл «Из жизни насекомых», который стал отдельной постановкой. Специфическая музыка, рассчитанная на определенного человека в образе. Спектакль побывал на нескольких хороших фестивалях, прошел в Санкт-Петербурге. Скоро его покажут в Москве в Театрально-культурном центре имени Мейерхольда. Билетов, правда, уже не купить.

Если говорить о творчестве: мне нравится, когда режиссер не работает со мной как с актером, ведь я не артист, не исполнитель. Мне можно сказать: хотим здесь услышать вот то и вот это - я напишу, что требуется. Совсем другое отношение.

ВДОХНОВЕНИЕ - НЕ БЕДНАЯ РОДСТВЕННИЦА

- Правда ли, что вы не сочиняете «в стол»?

- Талантливый композитор, который всю жизнь живет один и только и делает, что пишет, чтобы когда-нибудь его ноты нашли потомки и восхитились, это миф. Можно уходить в творческий отпуск, в запой... Но потом человек возвращается. Ипохондрия, мизантропия, отсутствие веры в свои силы - путь в никуда.

Еще один миф - о композиторе, который лежит на диване и к нему приходят какие-то идеи. Нет же! Идеи появляются в общении с инструментом и со звуком! Если вам кажется, что композитору или поэту что-то само в голову прилетает, а он это только записывает, вы ошибаетесь. Чайковский говорил, что вдохновение - это не частная гостья и не бедная родственница. Музыку надо писать, как сапожник шьет свои сапоги. Он сам так и работал - по шесть-семь часов. Потому и профессию композитора надо иметь как главную, иначе невозможно ничего стоящего создать. Ну или сможешь, но мало. Крупное сочинение требует кропотливости, труд композитора - тяжелый.

В Германии в реестре художественных профессий композитор занимает первую строчку. В Беларуси и в России наша профессия официально не существует с 1991 года, с распада СССР. А ведь советская система в этом отношении была очень хороша. Чуть ли не единственная система в мире, которая настолько поощряла творческих людей. Хотя услышал недавно от голландского коллеги, что у них тоже сильно изменилось финансирование в культуре. Например, в 1970-е годы в Нидерландах закупались все картины, которые писали голландские художники. Потом финансирование урезали, потому что исчезла конкуренция с Советским Союзом и стимулировать собственное искусство уже не надо было. Интересная вещь, я не знал.

СЕМЬЯ ВОЕННЫХ


«Возили по всей стране старое немецкое пианино»

- Когда и откуда родилась тяга к музыке?

- Без понятия. В семье музыкантов нет, папа был военным до 1990 года. Мы переезжали: Москва, Дальний Восток, Сахалин. Потом вернулись в Москву, переехали в Минск. Для семей 
военнослужащих - типичная судьба. С нами ездило старое немецкое пианино Förster - оно дома до сих пор стоит, уже в нерабочем состоянии. Выбросить или 
что-то с ним сделать совершенно нельзя, потому что это святое.

Помню в детстве лекции Светланы Виноградовой и Жанны Дозорцевой в зале Чайковского... Первую пьесу я пытался сочинить лет в восемь. Ничего не получилось. Потом эти ноты разрезал и подклеивал ими книги. С двенадцати стал серьезно  заниматься сочинением музыки. Для себя решил, что буду композитором. Даже не знаю почему, но твердо и осознанно.

- Где композитор находит вдохновение?

- В дороге, путешествиях, смене образов. Если я долго работаю над каким-то сочинением, нужно потом от него отдохнуть. Сменить картинку перед глазами. Не пью, не умею кататься на лыжах, поэтому - путешествую. Много деловых поездок, но не так, как у некоторых артистов, когда в плотном гастрольном графике они толком не видят, где находятся. Иногда приходится подолгу жить в гостиницах. Не жалуюсь: это часть моей работы. К этому стремился. Композитор занимается не только музыкой - не менее важен и контакт с людьми. Объяснение, разговор с публикой, с исполнителями, убеждение их в своей правоте.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин призвал обеспечить адаптацию и защиту прав ветеранов и семей участников СВО
  2. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  3. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  4. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  5. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  6. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  7. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  8. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  9. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  10. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  11. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  12. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  13. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  14. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  15. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Николай АЗАРОВ: Зеленский может убрать Миндича в любой момент

Бывший премьер-министр Украины – о чудовищных масштабах коррупции на своей родине и о том, какую перспективную страну разрушили в результате майдана

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также