САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Анна Попова

«Оскар» для хрустального лебедя

Впервые за 22 года Беларусь выдвинула фильм на соискание главной премии мирового кино

Фото: кадр из фильма "Хрусталь"

На знаменитый конкурс отправят фильм-дебют начинающего белорусского режиссера Дарьи Жук. Сообщили об этом во время показа на престижном фестивале в Карловых Варах. Картина называется «Хрусталь». В зарубежном прокате Crystal Swan («Хрустальный лебедь»). Впрочем, это не случайный выбор. Фильм уже успел покрасоваться на кинофестивалях в Нью-Йорке и Таллине, причем на последнем взял приз за лучший кинопроект.

В новейшей истории фильмы на «Оскар» Синеокая выдвигала всего пару раз и очень давно. В 1994 году претендентом была лента «Я - Иван, ты - Абрам» Иоланды Зоберман с Владимиром Машковым, Александром Калягиным и Олегом Янковским. А в 1996 году Беларусь поставила на драму Дмитрия Астрахана «Из ада в ад». С тех пор попыток не было.

- Оно и понятно. Дело в том, что если на протяжении пяти лет страна не выдвигает претендентов, то национальный оскаровский комитет прекращает деятельность, - пояснил художественный руководитель «Беларусьфильма» Игорь Поршнев. - В нынешнем году он решил все-таки возобновить работу у нас. Сейчас готовим документы для выдвижения «Хрусталя».

Интересна география фильма. Это совместное производство Беларуси, США, Германии и России. Снимали его в республике, а вот автор картины, Дарья Жук, хоть и выросла в Минске, с 16 лет живет в Америке. Кстати, мотив ожидания переезда в Штаты - ключевой в «Хрустале».

НА СЪЕМКАХ


Режиссер Дарья Жук: Прохожие вызвали милицию из-за актеров с семечками

Автор картины рассказала «СВ» о том, как шла к своей мечте и что для нее значат девяностые.

СТАТИСТЫ С КУЛЬКАМИ

- Первый игровой фильм - и сразу такой успех. А вы ведь сначала изучали совсем другую специальность.

- Да, экономику в Гарварде… Но моя греческая подруга очень хотела попасть в класс по кино. Решила попробовать с ней. Она будто озвучила мечту, о которой я даже не думала. Прошла собеседование, попала в класс документалистики. Когда я взяла в руки камеру, показалось, что вдруг нашла себя и просто не смогу без этого прожить. Чтобы понять это окончательно, потребовалось десять лет. Занималась продюсированием, дистрибуцией, помогала друзьям продавать их фильмы. Но назойливая идея самой снимать кино не отпускала.

- В этот период работали на американском канале HBO. Том самом, где придумали «Секс в большом городе», запустили «Игру престолов» - работа мечты.

- Многим так казалось. Но мне не нравилось. Работа была совсем не связана со сценариями, режиссурой... скорее с поиском новых бизнес-идей. Даже стыдилась ее и скрывала, что я на HBO. Сейчас понимаю, меня бы просто не стали воспринимать как творческого человека, останься я там. Нужно было уйти и сменить профессию, чтобы теперь обсуждать с тем же HBO уже совместную работу.

- Поначалу снимали документалки. Почему переключились на игровое кино?

- Как продюсер сделала несколько документальных фильмов и поняла, что это довольно сложно. Работа над одним проектом может занять и пять, и десять лет. Следишь за героями и ждешь, когда произойдут изменения. А игровым кино для меня заниматься несколько легче. И быстрее. От старта до фестивальной премьеры «Хрусталя» прошло всего 2,5 года!

- Как появилась идея фильма?

- Сначала возник сюжет - он отчасти биографический: такая история действительно произошла с одной моей знакомой. Стало понятно, что кино обязательно надо снимать в Беларуси: это очень близкая мне тема, которая разворачивается в девяностые годы. Очень много идей было у съемочной группы. Оказалось, что у каждого свое восприятие 90-х.

Для меня это время, когда все испытывали большой оптимизм, казалось,  весь мир у ног. Когда хлынул огромный поток западной культуры, появилась возможность придумывать что-то свое, а не следовать по проложенной дороге - это было очень вдохновляюще.

- Вы увидели Беларусь после перерыва. Что впечатлило?

- На съемках была потрясающая история. Снимали на Круглой площади в Минске. Поставили статистов, которые в переходе торговали семечками. Так вот, люди, выходящие из метро, подумали, что это несанкционированная торговля и стали звонить в милицию. Им и в голову не пришло, что это кино!

- Почему такое название фильма?

- Хрусталь - словно воплощение сверкающей мечты: к ней стремится героиня, но та разбивается о реальность. И еще именно хрусталь выдувают на заводе в небольшом вымышленном городе, где разворачивается действие. Это материал, которому раз за разом придают форму. Как общество хочет придать форму главной героине, ведь она немножко не из этого мира, а люди не могут воспринимать ее  непохожей на них.

- Какая фестивальная судьба у фильма?

- Уже получили приглашения от фестиваля восточноевропейского кино из Коттбуса, выборгского «Окна в Европу», фестиваля европейского кино в сербской Суботице. Не стали ждать ответа от отборщиков венецианского фестиваля, где были в шорт-листе, и решились сделать премьеру в Карловых Варах. И, как оказалось, не прогадали. Не было трудностей с переводом с русского на чешский. Там людям близка история богемского хрусталя, а по улицам ходят такие же чудесные бабушки, как и в Беларуси. Люди поняли фильм. Вышли потрясающие рецензии - американские и чешские. Удивлена тем, как они попали в точку.

СЛОЖНОСТИ ИЗ-ЗА СИНЕГО ПАСПОРТА

- В национальном прокате премьера состоится 30 августа в Минске?

- Зависит от того, какой интерес будет у кинотеатров. Уже есть предложения. Но все же не надо забывать, что «Хрусталь» - это штучное кино.

- Российские фестивали неужели не звали вас?

- Почти попали на «Кинотавр», ведь «Хрусталь» - совместное производство, в том числе и с РФ. Но там решили, что мы все-таки не оте-чественная картина, хотя у нас есть российский продюсер. Парадокс в том, что сложности возникают от того, что у меня белорусский паспорт. Если бы между нашими странами было бы соглашение по производству кино, это бы всем помогло. Но сейчас многие отличные вещи работают только в одну сторону. Например, у России есть программы по копродукции, продвижению ее на европейский рынок, а у Беларуси - нет.

А КАК В РОССИИ?


Варианты для киноакадемиков

Кандидата на «Оскар» от РФ обычно выбирают ближе к октябрю. Но уже сейчас можно очертить круг основных претендентов.

- Хотя до конца года еще шесть месяцев, фестивали, на которых обычно выявляют кандидатов на «Оскар», уже позади. Вероятных претендентов от России - целых пять, - говорит кинокритик Егор Москвитин. - Это «Война Анны» Алексея Федорченко, дебютировавшая в январе в Роттердаме; каннское «Лето» Кирилла Серебренникова, «Довлатов» Алексея Германа-младшего, показанный в феврале в Берлине, и два июньских триумфатора «Кинотавра» - «Сердце мира» и «История одного назначения». Наибольшие шансы - у первых двух. «Война Анны» - почти немое кино о Холокосте глазами маленькой девочки. Достойный преемник таких оскароносных европейских картин, как «Жизнь прекрасна» (1998), «Ида» (2014) и «Сын Саула» (2015). Но у «Лета» есть два важных козыря: его медийная судьба, связанная с арестом Кирилла Серебренникова, и сильные западные дистрибьюторы, которые смогут донести до членов киноакадемии необходимость посмотреть фильм. А это очень важная часть борьбы за «Оскар». Те же прокатчики фильмов Андрея Звягинцева о ней никогда не забывали - и поэтому добивались в Америке наибольших успехов. Что касается остальных трех фильмов, то они, увы или к счастью, - заложники русского менталитета. Киноакадемия США предпочитает кино, понятное всем. Мы же страсть как любим разговаривать с миром загадками - вот он нас иногда и не понимает.

О чем фильм

Действие в картине «Хрусталь» разворачивается в 90-е годы. Главная героиня - диджей Веля - мечтает уехать в США. Ей надо подтвердить благонадежность - наличие официальной работы и зарплаты, но из-за ошибки в липовых документах девушка на неделю оказывается в поселке Хрустальный. Там, в незнакомой семье, она будет ждать звонка из посольства. И даже Минск в какой-то момент покажется таким же далеким, как и Америка.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

Обесцененная жизнь

Татьяна Вахромеева

Игры с эвтаназией в Европе становятся все более трагичными

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также