САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Музыка над Нёманом

Концертом на сцене Гродненского областного драмтеатра начались гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра

Гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра. Фото: Михаил Исаченко

Публика, в большинстве своем молодая, энергично заполняла зал. Драмтеатр, расположенный в красивейшем месте над рекой Неман (или Нёман, как ее называют в Беларуси), окруженный замками и костелами, похоже, любимое место горожан. Ожидания от того, что покажут сегодня на сцене, их не обманывают. Как только распахивается занавес и оркестр, юным участникам которого всего по 14 – 18 лет, заиграл «Мелодию» Чайковского, зрители поняли, какой серьезный коллектив к ним пожаловал.

СОЮЗНЫЙ И МОЛОДЕЖНЫЙ

У молодежного коллектива, который через два года отметит 10-летие, яркая история. Возник он на волне мирового интереса к «смешанным» оркестрам, когда представители разных стран и национальностей создавали ансамбли, которые играли известные музыкальные произведения по-иному. И получалось такое единое культурное пространство. Удивительно, но первый объединенный оркестр – российско-американский – был создан еще во времена «холодной войны», потом появились Славянский молодежный оркестр, Молодежный оркестр стран СНГ и, наконец, в 2008 году – Молодежный оркестр Союзного государства. Причем он стал логичным продолжением другого союзного проекта – мастер-классов для творчески одаренных детей.

Музыка над Нёманом

Дирижер Иван Костяхин. Фото: Михаил Исаченко

В оркестре собрали лучших учащихся элитных музыкальных школ России и Беларуси – Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И.Чайковского и Республиканского музыкального колледжа при Белорусской академии музыки. У ребят два наставника – Кавалер ордена «Служение искусству», дирижер и руководитель Симфонического оркестра студентов Московской консерватории Вячеслав Валеев и дирижер Национального Большого театра оперы и балета РБ Иван Костяхин. Концертный репертуар складывался из произведений мировой классики и современных композиторов двух стран. И ребята не просто блестяще исполняют сложнейшие вещи, они способны, по меткому определению одного из дирижеров-основателей оркестра, «оторваться от земли и взлететь на крыльях музыки».

На первые свои гастроли оркестр отправился в 2009 году в Германию, а еще через год – в Италию, на Международный фестиваль молодежных оркестров во Флоренции. Буквально сразил итальянцев виртуозной игрой. Арт-директор фестиваля тогда отметил «высочайший уровень музыкантов, способных радовать и восхищать зрителей». Потом были успешные гастроли в Чехии, снова в Германии, в Великобритании. Два года гастролировал по городам Союзного государства, и вот вновь его маршрут пролегает через границу – в Вильнюс.

ЗА ГУМАНИЗМ И ПРОТИВ ВОЙНЫ

В гастрольном репертуаре традиционно представлена мировая, русская и белорусская классика. В связи с годом 125-летия Сергея Прокофьева на концерте в Гродно прозвучала его «Классическая» симфония, Концерт №1 для фортепиано с оркестром и – на бис – «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

- На фоне происходящего в мире хочется, чтобы наши концерты несли гуманистическую, а также антивоенную направленность, - говорит Иван Костяхин. – Именно поэтому в нашей программе есть Ария для скрипки с оркестром белорусского композитора-фронтовика Л. Абелиовича и Концерт №2 для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского. В Арии явственно звучат отголоски ужасов войны, знакомых многим поколениям белорусов, а почти «хатынская» вторая часть Концерта Дмитрия Смольского несет в себе мысль о том, как важно уметь созидать на пепелище.

Музыка над Нёманом

На концерте в Гродно. Фото: Михаил Исаченко

И Марш Прокофьева, как ни странно, имеет прямое отношение к антивоенной тематике. Это марш-лозунг или даже сатирическая картинка, дающая яркое представление о том, что можно раздуть на пустом месте, надев фуражку с кокардой, мундир и собрав вокруг себя толпу прихлебателей. Эта музыка – вне времени, вне границ. Выбирая сюжеты и героев, композитор сохраняет главное – нравственную основу. Известно его высказывание о «Классической» симфонии – «Так бы написал Гайдн, если бы жил сейчас».

По реакции зала чувствовалось, что среди зрителей немало будущих музыкантов – ведь в Гродно немало музыкальных учебных заведений. Аплодисменты оглушали, звучали крики «браво!». Особый успех выпал на долю солисток – цимбалистки Александры Борисюк (Беларусь), пианистки Арины Валенковой (Россия), скрипачек Полины Дорофеевой (Беларусь) и Марины Цховребовой (Беларусь).

ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

- Полтора часа мы наслаждались творчеством удивительно талантливых, красивых молодых людей, - сказала Елена Климович, занимающаяся проблемами культуры в Гродненском облисполкоме. - Меня особенно поразило то, что россияне и белорусы готовят программу отдельно, и перед концертом собираются вместе на очень короткое время. Этого хватает, чтобы раскрыть великую силу музыки, заложенную великими композиторами. Для меня это было погружение во что-то великое, очень важное. Суета ушла, появились светлые мысли. Больше всего мне понравился Концерт Сергея Прокофьева, где солировала Арина Валенкова. Под стать музыке проявлялся ее характер: сначала спокойное звучание, потом нарастал темп, иным становился характер музыкальной палитры. И для солистки уже не существовало ни зала, ни оркестра, хотя вместе с ним она была одно целое. Наверное, это самое важное, что весь оркестр – единое целое.

Музыка над Нёманом

Цимбалистка Александра Борисюк. Фото: Михаил Исаченко

На поклоны Вячеслав Валеев вызвал не только солистов, но и музыкантов с галерки – в настоящей гармонии важна каждая нота, каждый полутон.

В Гродно юные музыканты жили в пансионате «Энергетик», в 60 километрах от Гродно. Им устроили познавательную экскурсию по городу. А утром следующего дня на автобусах они отправились в Вильнюс, где 2 ноября на сцене Концертного зала Дома конгрессов состоится второй концерт.

Организовали гастроли Молодежного оркестра Международный культурный центр (Москва) и Белорусская государственная филармония (Минск).

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимири Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  2. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  3. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  4. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  5. Александр Лукашенко подарил Владимир Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  6. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах
  7. Александр Лукашенко раскритиковал перенос сроков интеграции на саммите ЕАЭС в Петербурге
  8. Владимир Путин вручил Международную премию мира имени Толстого лидерам стран СНГ
  9. Александр Лукашенко примет участие в неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге
  10. Минобороны РФ сообщило об уничтожении 41 украинского БПЛА над территорией России
  11. Владимир Путин поблагодарил Александра Лукашенко за «теплые слова» о России и уровне союзных отношений
  12. Владимир Путин: Через 200 лет Россия станет высокообразованной и высокотехнологичной державой
  13. «Итоги года» с Владимиром Путиным длились около 4,5 часов и затронули более 70 тем
  14. Владимир Путин пошутил, что его рабочий график «нарушает трудовое законодательство»
  15. Владимир Путин признался, что влюблен, и рассказал, с чего для него начинается Родина

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Александр Лукашенко - о России: Берегиту эту дружбу!

 Если ее разорвать, Беларусь окажется под угрозой

МНЕНИЯ

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также