САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Валентина Талызина: До сих пор доказываю, что могу играть разное

Народная артистка России презентовала в Минске свою книгу воспоминаний «Мои пригорки, ручейки...»

Актриса сейчас играет только в одном спектакле - «Свадьба Кречинского». После занавеса, зрители не отпускают ее со сцены! Фото: ТАСС

Из сельхоз-института - в артистки

В Минск народная актриса России приезжала, чтобы презентовать свою книгу воспоминаний «Мои пригорки, ручейки…». Ее творческий вечер прошел при невероятном аншлаге. Актриса упоенно читала стихи Тарковского, Цветаевой, Ахматовой. Пела романсы, рассказывала о театральных интригах и непростой работе в кино.

- Рада, что так интересна белорусскому зрителю, что меня помнят в Минске. Я уже рассказывала об этом и в книге, и на «Первом канале»: меня с вашей страной связывает своя история. Хотя я родилась в Омске, отец в 1940 году окончил Промышленную академию, и мы переехали в Барановичи. А уже в 41-м году мы бежали отсюда от немцев. Это было страшно, мы спаслись чудом.

- С детства хотели стать артисткой?

- Сказать в нашем совхозе, что я хочу стать артисткой, было бы странно. Какая артистка! Я поступила в сельхозинститут на экономический факультет. И мне потребовалось два года, чтобы понять: формула «товар - деньги - товар» - не мое. Поехала в Москву. Ехали трое суток с моим родственником дядей Лешей. Спали по очереди на верхней полке. Я была обыкновенной деревенской девочкой и подумала: зачем я буду менять солидный сельхоз-институт на какое-то училище? Щепкинское или Щукинское, например. Надо менять институт на институт!

И решила поступать в ГИТИС. Там был дополнительный набор. Уже после первого тура мне сказали: «Кто вы? Откуда? Мы вас берем!» Когда у тебя за спиной три тысячи километров и ночевка по очереди на верхней полке, появляется дополнительная энергия. Да и возвращаться назад не хотелось. Я прочла свою программу, наверное, неплохо.

Не только «социальная» героиня

- Но меня тогда сразу огорчили: «У вас страшный говор!» Я удивилась: какой такой говор? Оказалось, гласных букв у меня в речи почти не было. Омск близок к Казахстану, и влияние казахского языка очень велико. Но я это переборола. Окончила ГИТИС с отличием. Без всякого блата меня пригласили в театр Моссовета, где я до сих пор и играю. Когда пришла, там работали сплошные звезды: Марецкая, Серова, Раневская, Бирман. Вот это и были «мои университеты».

- Как вас приняла звездная труппа?

- Обо мне сказали: «Пришла к нам некрасивая, не породистая девочка, но очень профессиональная и с красивым голосом. Будет играть социальных героинь». Пришлось доказывать каждой ролью, что я могу играть разное. И до сих пор доказываю.

- Что сейчас играете в театре?

- К сожалению, только один спектакль «Свадьба Кречинского». Наш режиссер Павел Хомский что-то пытается придумать для меня, где-то занять, пока не выходит. Но я не расстраиваюсь.

- У вас ведь есть ваше кино…

- А я не знаю, сыграю ли еще что-нибудь стоящее... Все-таки за плечами 115 ролей!

В «Афоню» попала по блату

- Вам удалось воплотить на экране тип сильной советской женщины, но с проблемами в личной жизни. В «Афоне» ваша героиня просто «горит» на работе.

- В «Афоню» меня по дружбе пристроила помощница Георгия Данелия, легендарный ассистент по актерам Леночка Судакова. А в «Зигзаге удаче» Рязанов хотел снимать Алису Фрейндлих. Видимо, потому на меня все время кричал. Когда ему делали замечание, он оправдывался: «Если на нее не кричать, она вообще ничего не сыграет!»

В первый съемочный день снимали довольно сложную сцену: герой Евгения Естигнеева приходит свататься к моей героине. Я трепетала мелкой дрожью от страха перед Леоновым, Евстигнеевым, Рязановым. Женя Евстигнеев это увидел и в перерыве спросил: «Ну, чего ты! Я там четвертинку взял, пойдем?» И после этого все пошло лучше.

Рязанов был очень легкий человек, веселый, эмоциональный, взрывной. Нас, артистов, обожал. Я однажды его спросила: «Эльдар Александрович, ну почему «Ирония судьбы» столько лет пользуется такой популярностью?» «А я тебе скажу! - сказал он. - Там поэзия и музыка!» А я подумала: «Нет, не только. Мало ли у нас было фильмов с поэзией и музыкой?» Там все-таки еще очень мощный «человеческий фактор»: Мягков, Ширвиндт, Белявский, Добржанская…

Не понимаю Лию Ахеджакову, как можно было отказаться сыграть в продолжении фильма? Когда я спускалась с самолета и меня у трапа встречал ассистент, задала первый вопрос: «Она согласилась?» «Нет!»

Она ведь и меня подвела в некотором смысле. Мы же играли в дуэте. Придумали, что ее героиня уехала в Израиль, а я все время говорю с ней по телефону. Куда она еще, такая миниатюрная и черненькая, могла уехать?

Валентина Талызина: До сих пор доказываю, что могу играть разное
Кадр из фильма «Старики - Разбойники»

Возле Раневской я деревенела

- В кино вы начали сниматься не сразу.

- Ходила на пробы шесть лет! Меня никак не утверждали. В театре на первом спектакле «Дядюшкин сон» я была в жутком зажиме. Рядом сидела Раневская, которая сказала: «Муля, не нервируй меня!» Возле нее я становилась деревянной и долго этим ее раздражала. Она про всех говорила: «Бездари». И первое время про меня тоже. Второй спектакль «Дядюшкин сон» у нас прошел уже лучше.

Фаина Георгиевна, или Фуфа, как ее все называли, была актрисой до кончиков пальцев. И не так уж часто она шутила. При мне сказала только два афоризма, хотя мы общались много лет. Как-то отмечали премьеру у нее дома. И телефон звонил беспрестанно. Она постоянно отвечала: «Да, да, слушаю…» И в какой-то момент на очередной звонок ответила: «Я не могу больше говорить, я из автомата». И больше к телефону не подходила.

Вторую остроту я услышала в Одессе на гастролях. Не очень хорошо прошел наш спектакль «Дальше - тишина». В Одессе шел свой показ по этой пьесе, и одесситы его очень любили. Полупустые залы Раневскую разозлили, и однажды она выкрикнула: «Биндюжники! Что они понимают в искусстве! Они хотят, что бы мы с Пляттом разделись догола, воткнули сзади по букету и прыгали вокруг стола?!»


Досье «СВ»

Валентина Талызина родилась в Омске в 1935 году. Окончила два курса Омского сельхозинститута, поступила в ГИТИС. Служит в Театре имени Моссовета.

В кино дебютировала в 1963 году ролью Инны в детективе «Человек, который сомневается». Первый успех к актрисе пришел после съемок в приключенческой ленте «Путь в Сатурн». Народная артистка РСФСР. От брака с художником Леонидом Непомнящим есть дочь - актриса Ксения Хаирова.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Назад, в Средневековье

Анатолий Заусайлов

Толкают нас западные политики

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также