САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Сказка рождественской ночи

В «Новой опере» состоялась мировая премьера «Щелкунчик. Опера» на музыку балета П.И. Чайковского

Старинный городок, полный предновогоднего очарования. В окнах домов сияют нарядные елки, видны роскошно накрытые столы, а на улице под хлопьями падающего снега носятся стайки детей, вышагивают взрослые горожане. И вдали в забавном предводителе детворы угадывается фигура волшебника Дроссельмейера (Андрей Бреус) – именно так начинается опера «Щелкунчик» постановщиков Аллы Сигаловой и Павла Каплевича в сценографии Николая Симонова в «Новой опере». 

И, надо сказать, когда зритель слышит пение Дроссельмейера, а потом и хор детей на мотив знаменитого «Марша оловянных солдатиков», он легко переключается с балетных ожиданий на оперные реалии. И следующая сцена – в зале дома советника Штальбаума с торжественными парадными лестницами и огромными часами – воспринимается вполне по оперным канонам. Дроссельмейер раздает детям яркие игрушки, и только Маша (Виктория Шевцова) выбирает необычную куклу – деревянного Щелкунчика. Дроссельмейер в опере становится одним из главных действующих лиц, и он не столько добрый крестный Маши, как в сказке Гофмана, сколько инфернальный распорядитель волшебной ночи, которую предстоит пережить девочке. 

Авторы признавались, что им непросто было взяться за постановку оперы, ведь балетный спектакль создавал легендарный хореограф Мариус Петипа, то есть все сцены были детально проработаны и ориентированы на балет. Но в то же время идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. – Все связано с этой музыкой, – говорит один из постановщиков спектакля Алла Сигалова, – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес – все это для меня магическое, манящее. 

Тем не менее создатели спектакля перераспределили действие между первым и вторым актами – в балете все события совершаются в первом акте, а второй, по сути, состоит из концертных номеров. 

По словам автора музыкальной редакции Игоря Кадомцева, «несколько номеров было перенесено из второго акта в первый, и в связи с этим сделаны сокращения». Раскрывая оперный потенциал сочинения, Кадомцев вместе с музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским использовали математический подход. К партитуре Чайковского прибавлялась вокальная партия, порой на музыку из других произведений композитора, по возможности сохранялась авторская оркестровка. Вновь сочиненной оказалась лишь ария Мышиного Короля. 

Впрочем, все эти секреты – для специалистов, а зрители оценили затейливые декорации, елку из алых шаров, изящные костюмы, особенно детские. А главное – они оценили компьютерную графику «сна Маши», в котором храбрый Щелкунчик (Алексей Неклюдов, Сергей Сатаров), превратившийся в прекрасного принца, с ее помощью победил Мышиного Короля. Оценили танцы кукол, особенно арабской (Александра Саульская-Шулятьева), в великолепных костюмах, и, конечно, финальную сцену, на которую высыпало множество детей-хористов. Настоящий утренник. Родители оценили динамичность и непродолжительность действа и, конечно, привели на сказку-оперу своих малышей. 

Поэтические тексты для арий, написанные поэтом Демьяном Кудрявцевым, порой забавны, но в основном соответствуют атмосфере самой волшебной сказки детства. Либретто написано Аллой Сигаловой. Балетных сцен в опере не обнаружите, несмотря на то что Сигалова – хореограф. Постановка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского – юбилей станет одной из главных музыкальных дат 2015 года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также