САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Ах, Самара-городок, авангардная я…

В Москве открылась выставка «Искусство русского авангарда», представляющая уникальную коллекцию живописи 1910-1920-х годов из фондов Самарского областного художественного музея.

В Москве открылась выставка «Искусство русского авангарда», представляющая уникальную коллекцию живописи 1910-1920-х годов из фондов Самарского областного художественного музея. 


Эта коллекция – безусловно, гордость самарского музея. В 1920 году в РСФСР образовался знаменитый ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, среди выпускников которого были и знаменитые Кукрыниксы. Именно выпускником ВХУТЕМАСа представлялся в романе «12 стульев» Остап Бендер, стремясь попасть в качестве художника на пароход «Скрябин». В Самаре действовало местное отделение ВХУТЕМАСа, которое прославили художники Самуил Адливанкин и Николай Попов. Для того чтобы студенты местных мастерских могли изучать лучшие образцы русского авангарда, в начале 1920-х в Самару из столицы привезли несколько десятков работ известных художников. 

Но сама коллекция авангарда в самарском музее начала формироваться еще в 1917 году, когда были приобретены три работы Давида Бурлюка. В 1919 году прибыло еще три десятка картин – эти полотна были переданы в Самару Отделом ИЗО Наркомпроса, планировавшего создать в российской провинции сеть музеев живописи. Однако вскоре для русского авангарда начались тяжелые времена. В 1921-м в Самару пришел голод, затем забушевал тиф. Художественные мастерские на время эпидемии были закрыты. В 1930-х живопись этого течения попала под запрет. Многие картины, подлежавшие уничтожению, сотрудникам музея удалось спрятать в своих домах. К сожалению, спасти всю коллекцию тогда не удалось – знаменитая «Скрипка» Казимира Малевича в музей так и не вернулась. В первые годы перестройки авангард «реабилитировали» – и уцелевшие картины снова вернулись в музей. 

Работы выпускников и преподавателей Самарского ВХУТЕМАСа составляют немалую часть представленной экспозиции. Среди преподававших в Свомасе-ВХУТЕМАСе (так называли самарское отделение) были такие известные мастера, как П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк. Все они входили также в знаменитую творческую группу «Бубновый валет». При взгляде на картины «бубновалетовцев» сразу бросается в глаза характерное изобилие ярких, лубочных красок – экспрессия, создающая ощущение не то ярмарки, не то циркового балагана. Таков, к примеру, лентуловский «Пейзаж с красным домом» – несомненный шедевр. Другая часть коллекции представлена работами круга Малевича, в том числе его ученицы Ольги Розановой. Многие ее картины написаны в духе футуристического направления русского авангарда. В них доминирует урбанистическая тема – это особенно ощутимо в картинах «Постройка дома» и «Пожар в городе». Кстати, последняя работа выполнена в весьма интересной форме – она написана на листе жести. 

Один из наиболее загадочных экспонатов – полотно Казимира Малевича «Жизнь в большой гостинице». Долгое время велись споры относительно авторства. Картина была привезена в музей в 1929 году и обозначена как работа неизвестного художника витебской школы. Но, как рассказала исполняющая обязанности директора Самарского областного художественного музея Татьяна Петрова, в 1990-е годы сделали макрофото и обнаружили затертую подпись Малевича.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также