САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ольга КРУЧЕНКОВА

Форум театра пластики XXI века

XXV Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) прошел в Витебске, Молодечно, Бобруйске, Гродно и Минске.

Впервые у этого яркого события такая широкая география – раньше фестиваль проводился только в Витебске.
Спектакль Национальной танцевальной компании Уэльса, которым завершился юбилейный фестиваль, назывался «Мечта» и сыгран был на сцене Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Стоявшие у истоков фестиваля о таком не могли и мечтать. Долгие годы модерн в танцевальном искусстве жил и развивался в вакууме – без публики и сценических площадок, без финансовой поддержки и внимания со стороны официальной культуры. Теперь современным техникам танца учат в вузах, в этом году в Большом театре открылась экспериментальная площадка «Молодежный театр современной хореографии».
Уже в 1987 году на Витебский фестиваль, который был посвящен брейк-дансу, приехали хореографы, работающие в нестандартных направлениях танца. Среди них – Николай Огрызков, руководитель московского «Свободного балета». Собственно, джаз-танец этого коллектива и стал импульсом к тому, чтобы открыть площадку для популярного за рубежом contemporary dance.  
– Наш фестиваль был создан для обмена идеями и опытом между творческими людьми, и все эти годы он формирует пути развития современного пластического театра, – считает автор проекта, заместитель гендиректора  центра культуры «Витебск» Марина Романовская. – Для этого теоретики и практики современной хореографии из России, Украины, Литвы, Эстонии, Германии проводят у нас мастер-классы, работает экспертный совет, в который входят искусствоведы и балетные критики из разных стран.
IFMC стал первым и долгое время был единственным фестивалем подобного рода. Единичные группы, которые когда-то откликнулись на поиски организаторов проекта, сегодня входят в элиту современной хореографии – это театр Татьяны Багановой «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга, пермский театр «Балет Евгения Панфилова», Челябинский театр современной хореографии Ольги Пона, Fine 5 из Эстонии (хореограф Рене Номмик). Первые три коллектива – обладатели Национальной театральной премии России «Золотая маска». За 25 лет на витебской сцене выступили тысячи артистов из 40 стран мира.    
В этом году жюри впервые возглавил выдающийся хореограф, легенда русского балета, народный артист СССР и РФ Владимир Васильев.
– Я слышал много хорошего об этом фестивале и давно хотел здесь побывать, – сказал Владимир Викторович. – Атмосфера в Витебске в самом деле удивительная – чуткая публика, большое количество участников, высокий уровень конкурса. Несколько номеров запали мне в душу и даже заставили поволноваться, а большей радости в нашей профессии не бывает.  
Международный конкурс собрал в этом году 28 коллективов из Беларуси, России, Украины, Литвы, Польши, Эстонии, Швейцарии, Японии, Германии. Самое большое количество наград юбилейного IFMC получили коллективы из Киева. Хореографическая  миниатюра Алексея Бусько «Альбом» удостоена Гран-при, работы Анастасии Харченко, Сергея Кона и Кристины Шишкаревой отмечены 2-й премией. Первая премия в этой номинации присуждена ансамблю современной хореографии Кемеровского госуниверситета культуры и искусств «Вечное движение». Лучший, по мнению жюри, одноактный балет показал дуэт Dance creation award из Японии.
Открытием XXV фестиваля стал хореограф из Санкт-Петербурга Константин Кейхель – помимо признания жюри и 2-го места в номинации «Хореографическая миниатюра» членами экспертного совета ему присуждена специальная премия имени Евгения Панфилова.
Как всегда, в рамках фестиваля прошли дискуссии о путях развития современного танца. Председатель экспертного совета фестиваля, балетный критик и музыковед Лариса Барыкина считает, что технический уровень исполнителей очень вырос, но что касается формы и содержания, многие по-прежнему путают сцену с классом.
– Есть класс, тренинг, придумывание комбинаций – это только слова, с которыми рано идти к зрителю, – считает эксперт. – Все-таки миниатюра или балет предполагает мысль. Она может быть закодированной, тонущей в ассоциациях, но должна как-то проявляться.
Как сказала Венди Перрон, главный редактор нью-йоркского журнала Dance magazine, депрессивный язык и многословность характерны для авангардного танца во всем мире, и многие прекрасные постановки стали бы еще лучше, если бы над ними поработал редактор.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин дал старт технологическому пуску ускорительного комплекса NICA
  2. Путин продлил указ об ответных мерах на потолок цен на российскую нефть
  3. Путин: Наука на месте стоять не будет
  4. Великобритания вслед за США ввела новые санкции против России
  5. Путин посетил Объединенный институт ядерных исследований в Дубне
  6. Профильный комитет одобрил проект закона о новом режиме депортации иностранных граждан
  7. Гайдукевич посоветовал Пашиняну заняться своим народом и страной
  8. Посол Беларуси в Армении в ближайшее время прибудет в Минск
  9. Глава МИД Таиланда вручил Лаврову письмо о намерении страны стать полноправным членом БРИКС
  10. Роскосмос сообщил о смерти космонавта Вячеслава Зудова
  11. Минобороны РФ рассказало о втором этапе ядерных учений России и Беларуси
  12. Следком исследует обстоятельства ранения журналистов в ДНР
  13. На ВДНХ стартовали Дни Минска
  14. Мезенцев: Все споры между государствами должны решаться в спокойном ключе, без переходов на личности
  15. Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев и еще двое сотрудников канала тяжело ранены в Горловке

Парламентское Собрание

Игорь Сергеенко: Отношения с Россией – приоритет номер один

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь рассказал «СВ» о задачах нового созыва Парламента, воспитании патриотизма и возвращении релокантов.

Политика

Лукашенко: Задача чтобы комар носа не подточил

Выборы президента РБ должны состояться в следующем году не позже 20 июля

МНЕНИЯ

Призрачный «Мираж»

Павел Родионов

Французы заявили о намерении поставлять Украине истребители

Морковка для ослика

Татьяна Вахромеева

Украина перепутала евроинтеграцию с членством в ЕС

Докатились, США признали, что преследование одной нацией другой — допустимо

Олег Зинченко

Следующим шагом надо ждать оправдание Гитлера?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также