САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

В дикой природе

Недавно состоялась мировая премьера международного кинопроекта «Волки Чернобыля», съемки которого проводились в условиях дикой природы белорусского Полесского радиационно-экологического заповедника – на территории, куда из-за сильного загрязнения радионуклидами доступ людей запрещен. По словам известного белорусского кинорежиссера-анималиста Игоря Бышнева, который наравне со специалистами трех крупнейших телеканалов Австрии, Германии и США полтора года переносил тяготы полевой работы в «зоне», «в более экстремальных условиях снимать кино ему еще не доводилось». Однако этот почти часовой полнометражный фильм превзошел все ожидания и, уверен режиссер, заслужит достойные оценки зрителей многих стран.

Недавно состоялась мировая премьера международного кинопроекта «Волки Чернобыля», съемки которого проводились в условиях дикой природы белорусского Полесского радиационно-экологического заповедника – на территории, куда из-за сильного загрязнения радионуклидами доступ людей запрещен. По словам известного белорусского кинорежиссера-анималиста Игоря Бышнева, который наравне со специалистами трех крупнейших телеканалов Австрии, Германии и США полтора года переносил тяготы полевой работы в «зоне», «в более экстремальных условиях снимать кино ему еще не доводилось». Однако этот почти часовой полнометражный фильм превзошел все ожидания и, уверен режиссер, заслужит достойные оценки зрителей многих стран.

В Беларуси волки многочисленны и даже причислены к нежелательным видам животных. Поэтому не кажутся такими уж экзотическими. В Западной Европе, наоборот,  серый хищник редок, численность его стремительно уменьшается, а в ряде стран исчез вообще. Именно поэтому для европейцев волк считается символом охраны природы и достойным «актером» для качественного кино, и  именно поэтому съемочные группы из Австрии, Германии и США приехали в Беларусь. Изначально основную часть фильма киношники собирались снимать на территории Украины, но столкнулись там с непреодолимыми бюрократическими проволочками. В Беларуси же оформление всех документов заняло полтора дня, и действие фильма было решено перенести на территорию Полесского заповедника.
У Игоря Бышнева во время съемок фильма самые яркие воспоминания оставила работа именно с животными. Киношники могли наблюдать за ними, изучать их взаимоотношения в дикой природе. Случалось, «картинки» эти были очень необычными и интересными.
Зима была настолько суровая, что молодняк дикого кабана массово погибал. Несколько маленьких кабанчиков прибились к стаду зубров, вместе с ними ходили на подкормочную площадку, и лесные исполины не прогоняли их. А через несколько дней кабаны исчезли. Люди по волчьим следам и пятнам крови на снегу прочитали «акт из спектакля», подготовленного самой природой…
Многое киношники узнали и о повадках лошадей Пржевальского, которые перекочевали с Украины на территорию Полесского заповедника несколько лет назад. Попытки их заснять продолжались несколько дней. Игорь Бышнев выяснил, что для ночевки табун выбирал заброшенную ферму. Однако подобраться к лошадям было невозможно: возле входа в здание постоянно стоял вожак табуна и зорко следил за окрестностями, а в случае опасности вполне мог напасть. Волку лошадь Пржевальского практически не по зубам, а поэтому этот исчезающий с лица Земли вид имеет все шансы закрепиться в Полесском заповеднике, где ему никто и ничто не угрожает.
Хотя волков в Полесском заповеднике немало, однако они очень долго не давались в руки специалистов. Все попытки отловить хищников и оснастить их специальными ошейниками с радиомаяками оканчивались неудачей. В американских мягких капканах, предназначенных для отлова зверей без причинения им вреда, каждый день обнаруживались барсуки, енотовидные собаки, лисы и прочие лесные обитатели, но только не серые хищники. Лишь через неделю удалось поймать волчицу, а еще через пару дней – молодого волка. До этого момента для съемок осторожного и хитрого хищника приходилось применять даже специальные автоматические камеры, реагирующие на движение.
Однажды киношникам пришла в голову мысль заснять в одном кадре вместе волков и зубров. Дикие волки для этого не подходили, поэтому решили сделать постановочную картину. За помощью обратились к зоологу Дмитрию Шамовичу, у которого в Россонском районе на Витебщине живут трое ручных хищников. Для съемок в картине Дмитрий провез своих питомцев через всю страну. Помог и случай: охотовед обнаружил в лесу павшего зубренка, к которому каждый день подходило стадо зубров. Выпущенные рядом с зубрами волки повели себя агрессивно и отогнали все стадо от погибшего малыша. Однако через некоторое время великаны вернулись, не спеша окружили волков и пошли в атаку. Хищники отступили. А наблюдающие за развитием событий люди осознали, что вновь увидели «живую картинку» дикой природы.
Ради создания полнометражной картины специалистам пришлось полтора года в буквальном смысле слова прожить в «зоне». Экстремальная жара летом и феноменальные морозы зимой, специфика работы в условиях радиационного загрязнения, вечная погоня за удачным кадром и эксперименты потребовали работы на пределе человеческих сил и возможностей.
Полнометражный фильм длится 52 минуты. Казалось бы, очень мало для полутора лет самоотверженной работы специалистов из четырех стран. Но все описанные Игорем сцены в нем составляют лишь малую толику.
Мировая премьера «Волков Чернобыля» уже состоялась, а в Беларуси она будет представлена на суд зрителей 26 апреля – в годовщину аварии на ЧАЭС.

Сергей МУРАВСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко: БНТУ — признанный научный и производственный центр Беларуси
  2. FIS допустила российских и белорусских лыжников к международным стартам в нейтральном статусе
  3. Владимир Путин: Развитие системы соцгарантий для фронтовиков — наш нравственный долг
  4. Валерий Гайдукевич: Патриотическое воспитание выходит на первый план
  5. Вадим Ипатов: Память о павших должна сохраняться на государственном уровне
  6. Ирина Костевич: Молодёжь — наш приоритет в сохранении исторической памяти
  7. Елена Афанасьева: Мы строим Союзное государство на основе общей памяти и исторической правды
  8. Владимир Путин пообещал восстановить все освобождённые территории и поддержать семьи участников СВО
  9. Владимир Путин: России нужны фильмы, подобные «Балладе о солдате»
  10. Владимир Путин рассказал, что иногда передвигается без кортежей, и призвал навести порядок с электросамокатами
  11. Путин и Красников обсудили приоритеты научно-технологического развития России
  12. Владимир Путин поручил подготовить предложения по «новогоднему помилованию» и поддержал совершенствование суда присяжных
  13. В Москве началось заседание Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти
  14. Совместный проект с Россией: когда появится белорусский самолёт «Освей»?
  15. Владимир Путин: Для нашей страны чрезвычайно важно единство многообразия сохранить

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Николай АЗАРОВ: Зеленский может убрать Миндича в любой момент

Бывший премьер-министр Украины – о чудовищных масштабах коррупции на своей родине и о том, какую перспективную страну разрушили в результате майдана

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также