Ответ западным визави – борьба с фальсификацией истории
В Могилевском государственном университете им. А.А. Кулешова на секции «Историческое наследие Победы в Великой Отечественной войне как важнейший фактор патриотического воспитания молодежи» молодые историки делились мнениями о патриотизме и укреплении дружеских связей между странами
Преподаватель кафедры истории Беларуси и славянских народов БГПУ имени Максима Танка Александр Давыдовский заметил, что сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм работы с молодежью для воспитания их патриотами:
– В нашем вузе уже шестьдесят лет реализуется брендовый проект «Звездные походы», в котором участвуют студенты и преподаватели. Инициатива прошла испытание временем и сегодня собирает в своих рядах не только представителей вуза, но и студенческую молодежь из России, Армении, Азербайджана, Китая, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Проект помогает участникам узнавать и историю своей семьи. В 2019 году, например, студент из Казахстана нашел своего прадеда, который был захоронен в братской могиле в деревне Шапуры Витебского района. Он посещал эту могилу и даже собрал землю, чтобы отвезти на родину.
Для аспиранта исторического факультета БГУ, заведующей отделом публикаций Национального архива Республики Беларусь Ульяны Колобаевой задача номер один – донести до молодого поколения, что всегда нужно верить первоисточникам:
– Западные политики пытаются переписать историю Великой Отечественной и Второй мировой войны, но нам скрывать нечего. Мы вынесли на своих плечах все тяжести военных лет, достойно вышли победителя, справились с нацизмом. Тема моего доклада «Архивные данные как активный инструмент борьбы за историческую справедливость и историческую память». Есть конкретные примеры ужасов, которые происходили на наших землях во время оккупации. Вокруг много фейков, и молодое поколение еще не в состоянии фильтровать это. Поэтому хочется призвать молодежь, чтобы она приходила в архив.
Аспирантка занимается изучением культурно-посветительской работы в партизанских формированиях на территории Беларуси. Для современной молодежи интересен опыт обучения в лесных партизанских школах, замечает она:
– Меня очень тронуло, когда я нашла контрольные работы детей начальных классов. То, насколько аккуратно выводились буквы, дети жадно хватали знания в таких опасных и экстремальных условиях, поражает. Для настоящий пример для современных школьников.
Для старшего преподавателя кафедры истории России Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Петра Сперанского опыт участия в форуме полезен, как и для всего исторического сообщества России и Беларуси:
– Наши страны столкнулись с чередой вызовов, который исходят от западных визави. И на эти вызовы нужно давать адекватный ответ. Он заключается в двух главных вещах – сохранении исторической памяти и борьбе с фальсификацией истории. Форум – эффективная площадка для обмена опытом и мнениями между белорусскими и российскими коллегами в деле сохранения исторической памяти и правды.
Ученый намерен познакомиться с опытом регионов Беларуси и России, чтобы потом масштабировать лучшее в своей работе. Сегодня, замечает, в сохранении исторической памяти изменились технологии подачи информации:
– Мы живем в цифровое время в информационном обществе, поэтому стараемся преподавать и доносить молодежи информацию о той же Великой Отечественной войны в современных форматах. Например, не так давно наш Уральский федеральный университет совместно с Музеем истории Екатеринбурга запустил проект «Эвакуация – величайшая из битв Второй мировой войны». Это первый в России виртуальный музей эвакуации и специализированный сайт, где выложены документы 1941-1945 годов по эвакуации, созданы интерактивные карты перемещений заводов, предприятий и людей, размещены интервью с ветеранами тыла.
Для преподавателя кафедры истории и философии Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Александра Матлина история – дело семейное, ведь его отец тоже в свое время сделал эту науку своей профессией. Свой доклад он посвятил теме сохранения памяти о Великой Отечественной войне в годы перестройки:
– Этот период часто критикуются и местами обоснованно. Но именно в это время закладывалось отношение к событиям Великой Отечественной войны, которое мы сейчас наблюдаем. В СССР основные исторические нарративный строились вокруг Октябрьской революции, Дня труда и так далее. Войне, парадоксально, уделялось мало внимания – намного меньше, чем сейчас. Только с 1995 года Великая Отечественная война в России становится мощным аспектом коллективной памяти и основания нашего современного государства.



MAX