«Спасибо, батя, за валенки»
Свою лепту в разгром фашизма внесла каждая республика бывшего СССР

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОМ НАСЛЕДИИ
Вклад Беларуси – тема особая, и она постоянно освещается на страницах «СВ», одно партизанское движение чего стоит, когда за оружие взялись, как говорится и стар, и млад в борьбе с оккупантами.
Но и другие республики тогда единого Союза, разумеется, не могли остаться в стороне от общей борьбы с врагом, который хотел не просто завоевать, а уничтожить нашу огромную страну, превратив население в рабов. Поэтому за Победу боролись все вместе, плечом к плечу. Как раз об этой совместной борьбе с общим врагом вспоминали в самый канун 80-летия Победы на международном форуме Союзного государства «Великое наследие – общее будущее», проходившем в Волгограде по инициативе Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
Например, о том, что только из Казахстана на фронт ушли больше миллиона семисот тысяч человек. На тот момент – это была четверть всего населения республики. И больше половины из фронтовиков погибли. Больше половины! Как в России и Беларуси, там нет семьи, которую не затронула бы война. Представители республики в разных родах войск героически сражались на всех фронтах. Пятьсот из них стали Героями Советского Союза. Четверо удостоились этого высокого звания дважды. Самый известный из них летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов. Он умер в 2014 году, оставаясь последним из дважды героев-фронтовиков на территории бывшего СССР.
«ЗА НАМИ – МОСКВА»
Легендарной стала 316-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Иван Панфилов. Она была сформирована в июле 1941 года из жителей Алма-Аты. И стала легендарной во время битвы за Москву, когда отражала удар немецкой танковой армады на самом опасном Волоколамском направлении, кратчайшем на пути в советскую столицу. «Велика Россия, а отступать некуда, за нами Москва», - эта фраза политрука Василия Клочкова стала крылатой. Стояли насмерть. Генерал Панфилов погиб 18 ноября 1941 года от осколка вражеской мины, так и не узнав, что в тот же день его дивизия стала 8-й гвардейской. И в победном мае 1945 года на стенах поверженного Рейхстага, среди прочих автографов наших бойцов, появилась и такая надпись: «Мы - Панфиловцы. Спасибо, Батя, за валенки», как напоминание о жестоких боях под Москвой. Батей бойцы между собой назвали Ивана Панфилова. Зима 41-го выдалась лютой. Но генерал, заботившийся о солдатах, как о родных детях, добился того, что никаких проблем с зимним обмундированием у его солдат не было. Берег их, как мог. Всегда приговаривая: «Мне не нужно, чтобы вы героически погибали, мне нужно чтобы вы жили, а погибал враг».
КРУЧЕ ЛЕНД-ЛИЗА: «ПРИВЕТ» ГЕРИНГУ ПРИЛЕТЕЛ ИЗ СТЕПЕЙ
Каждая пятая шинель — монгольская
ОТ ШЕРСТИ ДО САМОЛЕТОВ
Кстати, те самые валенки, о которых упомянули бойцы в своей надписи на Рейхстаге, наверняка, были монгольскими. Как и знаменитые белые овчинные полушубки, ватные штаны и шапки-ушанки. Монголия хоть номинально никогда не входила в состав СССР, всегда была по-настоящему братской страной. И даже больше. Не случайно она самой первой из всех государств уже 22 июня 1941 года прямо поддержала СССР в борьбе с врагом. И за годы войны оказала нам помощь, по многим позициям превосходящую поставки западных союзников по ленд-лизу. Для сравнения, гигант США – поставили в СССР 54 тысяч тонн шерсти, а маленькая Монголия - 64 тысячи тонн. Каждая пятая шинель в Красной армии была пошита из монгольского материала. Или – мясные консервы: США – пятьсот тысяч тонн, МНР – 660 тысяч. Фактически вся ее экономика перешла на военные рельсы под тем же девизом, что у нас: «Все для фронта, все – для победы».
ПУШКИН - АС
Жители МНР считали свою страну глубоким тылом Красной Армии, и отдавали ей в помощь буквально последнее. В том числе, нехитрые денежные сбережения, женщины – свои украшения. На пожертвования простых степняков построили танковую колонну «Революционная Монголия», а также истребительную авиаэскадрилью, первым командиром которой стал Герой Советского Союза с самой поэтической фамилией Николай Пушкин. Советские асы на машинах Ла-5 с ярко-красной надписью на фюзеляжах «Монгольский арат» расчищали небо, в том числе, над Белоруссией в операции «Багратион», а закончили войну над Берлином, сбив, в общей сложности, больше 120 вражеских самолетов. Привет стервятникам Геринга из монгольских степей.

ТРАДИЦИИ ОТВАГИ: СЕЛО ГЕРОЕВ
Прославились на суши и на море
Армянским воинам принадлежит уникальный рекорд: семь Героев Советского Союза, два маршала – Иван Баграмян и Амазасп Бабаджанян - и все из небольшой деревни в Нижнем Карабахе – Чардахлы, ныне - Чанлибель. Правда, свои маршальские звезды Баграмян и Бабаджанян получили уже после войны, но феноменальный факт остается фактом. Другого такого доблестного села не было во всем СССР. Армения – сухопутная, вроде республика, кругом одним горы, но второй по должности военный моряк в начале ВОВ – армянин. Адмирал Иван Исаков – Ованес Тер-Исаакян. Именно он в августе 1941 года взял на себя руководство геройским и трагическим одновременно Таллинским переходом. Потери, действительно, были огромные, за одну ночь под бомбами и на морских минах погибли десятки судов и больше пятнадцати тысяч человек, но удалось главное - спасти боевые корабли Балтийского флота, которые затем сыграли огромную роль в защите Ленинграда.
ТАНКИ – ВПЕРЕД!
В Минске есть улица Рафиева. Она названа в честь Героя Совесткого Союза Наджафгулу Рафиева, освобождавшего столицу Белоруссии . Его имя носит еще одна улица – в родном Баку. Первый свой бой он принял 26 июня 1941 года под украинским Кременцом. За время войны отважный танкист трижды был ранен, но ни разу не покинул поля боя. И особенно отличился в операции «Багратион». Под Бобруйском его танкисты захватили ключевую переправу, замкнув окружение врага. А затем первыми ворвались на улицы Барановичей.
Но Азербайджан дал фронту не только героев-солдат. Это была война моторов. Армадам танков и самолетов необходимо горючее. А горючее это – нефть. Бакинские промыслы всю войну работали без перебоев, только наращивая добычу. Добычу черного золота. Золота, в буквальном смысле. Без которого бы не было Великой Победы.
ПОДВИГ «МАМЫ ТОНИ»
Из Узбекистана в ряды Красной армии ушли больше двух миллионов человек. Из них 580 тысяч не вернулись с полей сражений. Вечная им память! А еще Узбекистан стал временным домом, а для кого-то затем и постоянным домом - для двух миллионов эвакуированных из всех республик Союза. Только детей сирот, чьи родители погибли на фронте или от рук фашистских палачей, солнечная республика приютила больше трехсот тысяч. В том числе из блокадного Ленинграда. Та же картина была и в Киргизии. Настоящий подвиг сердца и души совершила легендарная «мама Тоня». Так эвакуированные детдомовские ребятишки называли Токтогон Алтыбасарову, поселившую в общежитии села, где она была председателем сельсовета и это в шестнадцать-то лет, 150 детей из Ленинграда. По сути, спасла их от голодной смерти, став для них действительно второй мамой. В 1944 году Сталин наградил ее только что учрежденным орденом «Материнская слава» I-й степени. Ее образ увековечен на памятнике блокадникам Ленинграда в Бишкеке. Спикер Госдумы РФ, Председатель Парламентского собрания союза Беларуси и России Вячеслав Володин во время недавнего визита в Киргизию возложил вместе с депутатами к этому монументу венок. «И почтили минутой молчания память всех тех, кто погиб за нашу страну», - написал он в своем телеграм-канале.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber