САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Максим Чижиков

Прощай, добрый Папенька, ухожу умирать

Мемориал в Красном Береге – уникален, ведь он посвящен детям, погибшим в Великую Отечественную войну

На мемориале поставили символические парты. К ним приносят красные цветы, которые напоминают капли крови, что нацистские выкачивали у детей
Фото: БелТА

ДЕТСКАЯ ХАТЫНЬ

Его еще называют «Детской Хатынью» или «Детским Освенцимом». И это, пожалуй, не натяжка и не преувеличение. Смотришь на него, слушаешь рассказ экскурсовода, и мурашки по телу. Тут затихают даже самые шумные посетители из подростков. Здесь не скрывают слез даже здоровые мужики.

А экскурсоводы, рассказывая трагическую историю этого места, кажется, каждый раз заново переживают те события восмидесятилетней давности: эмоции и у них зашкаливают, и голос звучит всегда на полтона выше.

Посещение мемориала детям – жертвам Великой Отечественной войны в Красном Береге должно быть в программе каждого, кто приезжает в Беларусь. Уверяю вас, как много читавший о зверствах нацистов. Тем более, что он уникален - других таких нет в Союзном государстве.

Мне с погодой не очень повезло: было холодно, а еще этот день шел дождь. Но это лишь усиливало эффект: природа словно продолжала оплакивать погибших ребятишек.

Накануне Великой Отечественной в небольшой гомельской деревушке Красный Берег было чуть больше сотни дворов и от силы пятьсот жителей. Она ассоциировалась с местным заводом, на котором варили сначала повидло, а потом и различные сорта варенья. В тридцатых открылись цеха по производству крахмала. Но в основном жизнь крутилась вокруг железнодорожной станции, которая связывала Красный Берег с остальной страной.

ДОНОРЫ СМЕРТИ

Удачной локацией и вызван выбор нацистов, организовавших тут сборный пункт для детей, которых насильно отнимали у родителей. Малышей забирали у матерей в ходе карательных операций по всем соседним районам и отправляли сюда – одиноких и испуганных. Это место фашисты создали, чтобы их быстро помыть, обследовать, узнать группу крови. А затем отправить кого в Германию на работы, а кого – в другие лагеря, где действительно выкачивали кровь для немцев. Первая группа, резус положительный – таким было условие попадания в донорский лагерь «Красный Берег». Эта универсальная кровь для использования в медицинских целях.

На роль доноров немцы брали детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет. Оккупанты считали, что в этот период идет бурное развитие организма, из-за чего такая кровь быстрее ставит на ноги раненых. Всего через донорский концентрационный лагерь «Красный Берег» прошло 1990 детей. Точно известна судьба только пятнадцати. Белорусы особо подчеркивают, что полного восстановления генофонда нации не удалось добиться и спустя восемьдесят лет.

По задумке автора мемориала Леонида Левина, он посвящен всем детям – жертвам войны. Комплекс напоминает солнце с расходящимися в разные стороны лучами. Вокруг – яблоневый сад. Символ жизни.

Каждая деталь мемориала глубоко символична. Выходишь из автобуса и перед тобой фигура девочки – худенькой, беззащитной, пытающейся поднятыми над головой руками защититься от ужасов войны. Она стоит на красных камешках, символизирующих капельки детской крови.

ЗАВЕЩАНИЕ УМИРАЮЩЕЙ ДОЧЕРИ

От площади, как лучи, расходятся аллеи. Одна из них черная – цвета скорби. Она ведет к мертвому классу. 21 парта, за которые никто не сядет. На доске нет уравнений или словарного диктанта. На ней выбито письмо пятнадцатилетней Кати Сусаниной. Его нашли случайно, когда разбирали кирпичную кладку разрушенной печи в одном из домов в освобожденном районном центре Лиозно Витебской области.

С одной стороны было написано: «Полевая почта, номер… Петру Сусанову». А с другой стороны: «Просьба к тому, кто найдет это письмо, бросить в почтовый ящик. Так как меня в живых уже не будет». Послание нашли и опубликовали еще до конца войны журналисты «Комсомольской Правды».

Катя погибла 12 марта 1943 года в день своего пятнадцатилетия. 

«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери».

В письме она рассказывает о судьбе мамы: ее убил немецкий офицер. Описала Катя и свою далеко не детскую судьбу: издевательства от немецких хозяев, которые заставляли ее работать и есть из одного корыта с Розой и Кларой - свиньями немецкого барона. В свой праздник девочка узнает страшную новость: хозяева дома уезжают в Германию и хотят забрать ее с собой.

«Я решила, что лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить! Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит: письмо дойдет. 12 марта 1943 г.».

Письмо так и не дошло до ее отца. Петр Сусанин погиб в 1944 году.

С обратной стороны классной доски - карта Беларуси. На ней отмечены другие лагеря, в которых содержались дети. За ней – белый кораблик. Такие детишки запускают весной по первым ручьям. Только все они уплывали вдаль, а последней гаванью этого стал Красный Берег. На парусах – имена погибших детей, взятые из лагерных документов.

На площади - детские рисунки из разноцветного стекла. Их после освобождения Минска нарисовали ученики белорусского художника Сергея Каткова. На них нет ни единого упоминания о войне. Цирк, рыцари, бабочки, египетские пирамиды.

ЭКСПОЗИЦИЯ: ПАУТИНА ОККУПАЦИИ

В декабре прошлого года здесь открыли музей

Экспозиция оформлена в виде паутины, которой пытались опутать нас оккупанты. Паутинными нитями-стенами она разделена на локации. Первая -  о мирном довоенном времени. Дальше - диорамы, фотографии о  жизни детей во время войны, о их мечтах, помощи взрослым в партизанских отрядах, в тылу. Отдельная локация рассказывает о сборном пункте. На одной из стен - имена выживших и вернувшихся домой узников. Еще одна зона посвящена послевоенному времени.

УЖАСЫ ВОЙНЫ: МАЛЫШЕЙ - НА ПРОДАЖУ

Немецкие солдаты и офицеры продавали их по пять марок за ребенка.

В годы войны оккупантами на территории Беларуси было разрушено более двухсот городов. Уничтожено частично или полностью свыше 11,7 тысячи деревень и поселков.

Фашисты не щадили никого: ни стариков, ни детей. Перед войной в БССР, включая Белостокскую область (часть ее после окончания войны вошла в состав Польши — Ред.), проживали свыше 4,3 миллиона детей в возрасте до шестнадцати лет. Эвакуировать на восток смогли только четырнадцать — пятнадцать процентов. Остальные так и остались на оккупированной территории.

К началу Великой Отечественной войны в школах Беларуси училось более 1,8 миллиона детей, а по состоянию на 5 октября 1944 года их было зарегистрировано всего чуть свыше 1,2 миллиона. То есть численность учащихся сократилась более чем на 33 процента.

По предварительным подсчетам за 1941– 1944 годы на территории Беларуси погибло более 166 тысяч несовершеннолетних, а сиротами остались свыше 138 тысяч человек.

Многих угоняли в Германию. По данным СНК БССР это коснулось более 380 тысяч человек, из которых свыше 33 тысяч (8,3 процента) — дети и подростки до шестнадцати лет.

Детей в возрасте до десяти лет предполагалось онемечивать в специально созданных для этого лагерях и детских домах, созданных на территории Польши и Германии. Там они проходили расовый отбор и «приучались к послушанию новой власти». Более старших детей планировалось использовать на принудительных работах.

Установлены факты продажи немцами белорусских детей зажиточным крестьянам, помещикам и торговцам. Немецкие солдаты и офицеры продавали детей по пять марок за ребенка, при этом учитывались их красота и возраст.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Николай Валуев: Мусорный вопрос решается
  2. Владимир Путин пригласил лидера Йемена на саммит «Россия — Арабский мир»
  3. Парламентское Собрание одобрило меры по улучшению экологии и научно-техническому сотрудничеству
  4. Вячеслав Володин: Эффективность бюджетного рубля необходимо повышать
  5. В Союзном государстве обсудили экологическое взаимодействие Беларуси и Нижегородской области
  6. Александр Лукашенко предложил Эфиопии помощь в механизации сельского хозяйства
  7. Александр Лукашенко: По яблоку, наверное, этот год будет не очень урожайным
  8. Вячеслав Володин: У России и Йемена большая история взаимовыгодного сотрудничества
  9. В Союзном государстве обсуждают вопросы экологии и охраны окружающей среды
  10. Александр Лукашенко: Картошку мы выращивать умеем
  11. Владимир Путин: НМИЦ эндокринологии Минздрава объединяет специалистов высочайшего уровня
  12. Владимир Путин поздравил Ильхама Алиева с Днем независимости Азербайджана
  13. Владимир Путин отметил важность дискуссий о демографии и укреплении здоровья россиян
  14. Владимир Путин: Академик Иван Дедов внес большой вклад в развитие эндокринологической службы
  15. Владимир Путин процитировал слова Александра Лукашенко о проданной России картошке

Парламентское Собрание

Николай Валуев: «Мы должны бережно относиться к природе и этим опытом делиться»

В Нижнем Новгороде проходит заседание Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды 

Политика

Владимир Путин – о боевиках ВСУ: На конкурсе идиотов заняли бы второе место

Россия стала единой командой и в этом залог достижения всех ее целей. Такое мнение высказал Владимир Путин во время поездки в Курскую область. Он впервые побывал в приграничном регионе после его полного освобождения от ВСУ

МНЕНИЯ

Кувалда русофобии отскочила полякам в морду

Олег Зинченко

Потому что они забыли притчу Соломонову: «Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится».

Западные сказочники

Анатолий Заусайлов

Коллективный Запад теперь уже не такой и коллективный: по санкциям против России никак не договорятся

Европа хочет убиться об Россию

Михаил Васильев

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил о снятии ограничений на дальнобойность оружия для Киева. 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также