САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Все начиналось с идеи

Четыре белорусских научных коллектива претендуют стать лауреатами Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники в 2010 году. Результаты их работы используются в России и других странах мира.

Четыре белорусских научных коллектива претендуют стать лауреатами Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники в 2010 году. Результаты их работы используются в России и других странах мира.

Пластичный чугун изменил литейное производство

– В обыденной жизни мы редко задумываемся о трении, разве что сетуем на его отсутствие во время гололеда, – представляет разработку своего коллектива директор Института технологии металлов Национальной академии наук Беларуси Евгений Марукович. – На самом деле в борьбе с трением человечество ежегодно теряет около 30 процентов мирового ВВП: вращающиеся детали машин изнашиваются, производители предпринимают колоссальные усилия, чтобы продлить их век.
Ученые из Могилева, проанализировав традиционный путь экспериментов со сплавами, покрытиями и легированием, решили пойти своей дорогой и разработали новый метод литья – намораживанием. Полученный таким образом чугун прочен, но не хрупок. Износостойкость отлитых новым методом деталей в 28-30 раз выше, чем у стальных и бронзовых аналогов. Создано не имеющее аналогов в мире литейное производство: экологически чистое, безотходное, с низкой энергоемкостью: около 50 процентов в себестоимости продукции составляет зарплата персонала, и только 3 процента – расходы на электроэнергию. До открытия белорусских ученых половину себестоимости продукции определяли расходы на электроэнергию.
– Освоено более 800 наименований различный деталей, которые работают в разных машинах, произведенных в Беларуси и за рубежом, – говорит Евгений Марукович. – В российском тракторе «Кировец» 96 отлитых нашим способом деталей. Осваиваем рынки дальнего зарубежья.

Самосвалы берут курс на… Антарктиду

– Освоение самосвалов с электромеханической трансмиссией мы начали в 70-х годах, – рассказывает о разработке РУПП «Белорусский автомобильный завод» недавний руководитель этого предприятия, ныне директор научно-технического центра Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Павел Мариев. – Первая модель была похожа на тепловоз, а вот этот самосвал более современного вида появился в начале 1990-х годов. Это были очень тяжелые для нас годы – БелАЗ чувствовал себя на рынке, как шайба во время хоккейного матча. Сейчас предприятие представляет семейство самосвалов большой грузоподъемности нового поколения, отличающихся прогрессивными техническими решениями.
Самосвал грузоподъемностью 220-240 тонн уже нашел потребителя в разных странах. Последняя модель семейства – карьерный самосвал «БелАЗ 75600» грузоподъемностью 320-360 тонн. Аналогов машин такой грузоподъемности в мире нет. Машина уже показала высокую эффективность работы в условиях эксплуатации в России на Бачатском угольном разрезе.
– Эти машины позволили заводу подняться на небывало высокий уровень, – говорит Павел Мариев. – Если раньше наши поставки ограничивались постсоветским пространством, то сегодня мы работаем на всех континентах – от Австралии до Северной Америки. Уверен, если бы потребовалось создать самосвал для Антарктиды, мы бы общими усилиями и с этим справились. Сегодня БелАЗ работает в две-три смены: много заказов на самосвалы грузоподъемностью 220-240 тонн.

Ортопеды помогают чувствовать почву под ногами

– Наша работа посвящена такой тонкой материи, как человеческое здоровье, – говорит руководитель лаборатории травматологии и ортопедии детского и подросткового возраста Республиканского научно-практического центра «Травматология и ортопедия» Олег Соколовский. – Конкретно – лечению и профилактике коксартроза, то есть разрушения тазобедренного сустава у детей. За этим диагнозом – физические и моральные страдания пациентов, невозможность нормально жить, учиться, создавать семью.
Консервативные методы лечения коксартроза часто неэффективны, ранее применявшиеся хирургические вмешательства имели ряд недостатков и были весьма травматичны. Это и заставило белорусских медиков разработать уникальный комплекс реконструктивно-восстановительных вмешательств. Результативность разработок подтверждена более чем 2,5 тысячи операций на протяжении последних 30 лет.
Первые пациенты белорусских ортопедов уже окончили университеты, создали семьи и растят собственных детей. И, как подтверждают видеоролики, они ничем не отличаются от своих сверстников. Например, пациент, перенесший операцию в связи с тяжелым разрушением сустава после сепсиса, невзирая на все запреты врачей, успешно занимается каратэ. А сесть на шпагат перед камерой ему мешают разве что узкие джинсы.
– Нами совместно с учеными Национальной академии наук было разработано компьютерное планирование вмешательств, которое позволяет выбрать индивидуальную операцию для каждого конкретного случая, – говорит Олег Соколовский. – Результаты исследований обобщены в 243 печатные работы, включая 6 монографий,  9 авторских свидетельств СССР, 12 патентов Республики Беларусь, 52 научные статьи, в том числе в ведущих мировых научных  журналах... Разработанные технологии внедрены во всех специализированных отделениях Беларуси, клиниках Украины и России, Казахстана, Китая, Японии, Германии, Великобритании… Работа продолжается.

На этой оси мир держится

– Наши шасси являются транспортной базой военной и гражданской техники, – представляет проект Минского завода колесных тягачей директор этого предприятия Геннадий Синеговский. – Сейчас трудно поверить, что в 1990-х годах размер убытков предприятия превышал стоимость основного фонда. В начале 2000 года оставшийся коллектив приступил к разработке нового, модульного принципа создания автомобильной техники.
На вооружении МЗКТ осталась прежняя, только усовершенствованная база для производства внедорожных машин большой грузоподъемности, а также созданы агрегатные базы для дорожных машин со стандартными и повышенными осевыми нагрузками. Последняя по счету база – для производства корпусных машин – сделала возможным выпуск бронированных корпусных машин.
На МЗКТ компонуют нужную заказчику технику из испытанных и стоящих на производстве узлов и агрегатов. Темпы создания новых моделей сократились с 5-7 лет до
7-8 месяцев. В последнее время разработано около 130 новых моделей, из них 37 с высокой степенью новизны. Практически все буровые вышки, которые выпускаются в России и странах СНГ, а также автомобильные краны грузоподъемностью от 50 до 160 тонн выпускаются на белорусских шасси. Основной потребитель продукции военно-технического назначения – Российская Федерация: ее ракетный щит, в том числе ядерный, базируется на шасси Минского завода колесных тягачей.

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также