САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Валерий Чумаков

Крестный переход

Как в годы богоборчества Орел приютил десятки священников

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ДУХОВЕНСТВА

Об их истории рассказал настоятель Никольского храма села Альшань Орловской епархии Серафим. Сын протодиакона Стефана Ивановича Юрашевича, он поступил в Минскую духовную семинарию в 1989 году. Вернулся в Беларусь, которую отец был вынужден покинуть в середине пятидесятых.

- Тогда положение священников было очень тяжелым, - рассказывает отец Серафим. - Руководство республики старательно вытесняло Церковь за скобки общественной жизни. Шла грубая пропаганда атеизма, храмы массово закрывались, религиозность преследовали.

Приходы на территории, которая была в составе Польши до 1939 года, избежали жесточайших гонений. Они здесь начались уже после войны.

ПОТЯНУЛИСЬ ВЕРЕНИЦЕЙ

Отец Серафим старается сохранить историю белорусских священников, волею судеб оказавшихся в Орловской области:

- В послевоенные времена Орловско-Брянская епархия была крупнее нынешней Орловской митрополии и граничила с Гомельской областью. И областной центр стал одним из центров притяжения белорусского духовенства, которому не нашлось места на родине. Среди них оказался мой отец. Его звали в подмосковный Дмитров, но после маленького Пинска служить практически в столице ему было страшновато. И он выбрал более тихий Орел.

У такого выбора было еще одно объяснение. В конце сороковых годов в Орел перебралась бывшая келейница архиепископа Минского и Туровского Мелхиседека монахиня Ювеналия. После «великой чистки» 1937 - 1938 годов здесь, в России, не хватало священников, и матушка способствовала тому, что из Белоруссии на Орловщину поехали дьяконы, иереи и протоиереи. К началу шестидесятых в приходах служили уже больше трех десятков выходцев из Синеокой. Тридцать священников - вроде бы немного, но вся епархия состояла из восьмидесяти приходов, из них белорусов - почти сорок процентов.

Жила она в тихом переулке неподалеку от Ахтырского кафедрального собора, где трудилась старшей алтарницей. Пользовалась большим уважением тогдашних орловских архиереев. Частенько ее навещали белорусские гости - гомельский протоиерей Петр Повный с сыновьями и заведующая канцелярией Минского епархиального управления Тамара Станкевич.

ДОЛГ – НАПИСАТЬ КНИГУ

Приезжавшие на Орловщину священники по происхождению были крестьянами, получившими духовное образование в Минской, Московской и Ленинградской семинариях или на богословском факультете довоенного Варшавского университета. Многие владели польским.

- Список состоял из 42 человек. Позже в Орловской митрополии служили их дети, но сейчас число сократилось до двух человек, самого отца Серафима и настоятеля Никольского храма села Старцево-Лепешкино Георгия Квятовича.

- Сегодня из Беларуси сюда уже никто не едет. Я, когда начал заниматься историей служения белорусского духовенства в Орловской епархии, понял, что не рассказать об этом людям - безумие. Настолько это были колоритные и интересные фигуры. Теперь написать о них книгу - мой долг. Пусть она тоже будет им вечной памятью.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТ

«РАДИ НАЖИВЫ ПОКРАСИЛ СТЕНЫ»

В БССР гонения на служителей церкви оправдывали совершенно надуманными предлогами

Одним из ярких представителей белорусской диаспоры на Орловщине был протоиерей Игорь Базилевич, видный, статный мужчина с красивым голосом и хорошей ораторской подготовкой. Выпускник Варшавского университета, во время немецкой оккупации он служил в одном из храмов Барановичей, там же преподавал на епархиальных богословско-пастырских курсах. После освобождения Белоруссии местные власти обвинили его в «сотрудничестве с гитлеровцами».

До ареста, к счастью, не дошло, но преследования не прекратились. В отчете уполномоченного по делам РПЦ по Гомельской области уже в конце пятидесятых его обвиняли в самых различных злоупотреблениях: в том, что он самовольно ремонтирует храм, что покупает у спекулянтов дрова для отопления, что лично соорудил иконостас из «скорее всего краденой древесины». Но главное обвинение - «за время службы в Полесской церкви Базилевич развернул большую религиозную деятельность среди населения, которое в большом количестве теперь стало посещать эту церковь… Для привлечения верующих ради личной наживы Базилевич не только дважды покрасил маслом стены и потолок, но и расписал весь храм церковной росписью, для чего покупал бочками олифу». Священник вынужден был переехать в Орел.

Похожие судьбы и у других белорусских священнослужителей, перебравшихся на Орловщину.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Замминистра обороны Беларуси: Иностранные наблюдатели приглашены на учения «Запад-2025»
  2. В Витебске прошел первый форум «Местная власть: совместная работа. Разговор о будущем»
  3. Ирина Костевич: Беларусь и Россия обмениваются опытом социального партнерства
  4. Постоянный комитет Союзного государства рекомендовал упросить гражданам Беларуси использование российских сим-карт
  5. Губернатор Белгородской области доложил Владимиру Путину о реализуемых мерах по поддержке участников СВО
  6. Проект о вкладе народов СССР в Победу представлен на «Славянском базаре в Витебске»
  7. Елена Богдан: Фестиваль социального кино «Общее житие» может стать изюминкой Союзного государства
  8. Ольга Бороненко: Основная задача союзных структур – обеспечить равные права граждан Беларуси и России
  9. В Витебске состоялось открытие второго международного фестиваля социального кино «Общее житие»
  10. Постоянный Комитет Союзного государства рассмотрел формирование бюджета
  11. Разработаны инновационные стратегии для укрепления сотрудничества стран Союзного государства
  12. Сергей Глазьев: Мы работаем над тем, чтобы наполнить «Славянский базар» интересным содержанием, основанным на традиционных ценностях
  13. Андрей Гурулев: Единое информационное пространство надо развивать
  14. Александр Казаков: Нам очень не хватает гуманитарного измерения Союзного государства
  15. Владимир Путин: «Славянский базар» вносит вклад в упрочение духовных связей народов

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

МНЕНИЯ

Кто смотрит РПЛ, тот в цирке не смеется

Анатолий Заусайлов

Межсезонье в российском футболе выдалось на редкость скандальным

Не дрейфь, Гус Иванович, приезжай сейчас

Олег Зинченко

Известный тренер готов посетить Россию только когда наступит мир.

"Скорая помощь" оделась в противодронный каркас

Михаил Васильев

Трамп не понимает, в чем наглядное отличие российской армии от жовтоблакитных "воинов света"

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также