САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Куликовская быль

В будущем году празднуется 630-я годовщина знаменательного события в русской истории – Куликовской битвы. К грядущей годовщине в Москве в музее «Измайлово» открылась выставка работ художника Виктора Маторина «От рати – к миру».

В будущем году празднуется 630-я годовщина знаменательного события в русской истории – Куликовской битвы. К грядущей годовщине в Москве в музее «Измайлово» открылась выставка работ художника Виктора Маторина «От рати – к миру». «Пробудить современников величавыми образами» – так характеризует свою творческую задачу художник Виктор Маторин, цитируя знаменитые слова Врубеля.
38-летний Маторин – достойный ученик своего знаменитого учителя – Ильи Глазунова. Сегодня художник сам активно занимается преподавательской деятельностью. Он преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а сегодня обучает студентов Института искусства реставрации. Его обучение мастерству живописи началось в Пензенском художественном училище, атмосфера которого сформировалась под влиянием известного живописца-передвижника К.А. Савицкого. В 1994 году будущий художник поступил в Московскую государственную академию живописи, ваяния и зодчества имени В.М. Васнецова. Здесь и проявился интерес молодого мастера к исторической тематике. Дипломной работой Маторина в 2000 году стала картина «Казнь Пугачева (Прости народ православный)».
Но особо значимой темой в творчестве Маторина стала Куликовская битва. В его работах история в первую очередь предстает через человеческие образы. Центральная картина этого цикла – «Дмитрий Донской» – князь-заступник, за спиной которого возвышаются белокаменные храмы и сияют купола, с верой в глазах и рукой на сердце готовый принять бой. Герой другой картины цикла – воевода Боброк Волынский, устремивший смелый взор на надвигающуюся издалека неприятельскую тьму. С противоположной стороны на русские рати коварно взирает Хан Мамай. Кстати, поиски модели для картины «Хан Мамай» – а именно рослого, широкоплечего монгола – оказались для Маторина весьма нелегкими. В конце концов художник обратился в посольство Монголии, к военному атташе. Тот дал возможность выбрать будущего Мамая из работников посольства. В результате долгого изучения типажей сотрудников выбор мастера пал на начальника охраны. По словам Маторина, он оказался на редкость большеголовым, о чем свидетельствует специально изготовленный для модели огромный шлем, до сих пор хранящийся в мастерской художника.
Но подвиг русских воинов на Куликовом поле открывается зрителю не только через портреты. Маторин также создает на полотнах пейзажи и жанровые сцены, которые мгновенно погружают зрителя в атмосферу бушующего поля брани. Пылающая в огненном зареве Задонщина, над которой кружат встревоженные птицы. Или стремительно обрушивающаяся на врага лавина русского воинства под реющими ликами Спаса на картине «Удар Засадного полка». Образ русского Средневековья также дополняют предметы из личной коллекции мастера: медные нательные кресты, оружие, воинское снаряжение XII-XV веков.
По словам художника, историческая картина – сложный жанр. Для того чтобы создать образ, Маторин обращается к помощи исторических документов – трудов Карамзина, Ключевского, Гумилева, посещает исторические музеи, общается с мастерами-оружейниками, изучает археологические находки.
При этом сам художник утверждает: его картины не являются  полной реконструкцией тех событий, есть  в них место и для художественных, вымышленных образов, среди которых – образы безымянных воинов, каждый из которых в своей одухотворенности не уступает образам героев, чьи имена вошли в историю. Все вместе на полотнах Маторина они являют собой символ народного единства.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин призвал обеспечить адаптацию и защиту прав ветеранов и семей участников СВО
  2. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  3. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  4. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  5. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  6. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  7. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  8. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  9. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  10. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  11. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  12. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  13. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  14. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  15. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Николай АЗАРОВ: Зеленский может убрать Миндича в любой момент

Бывший премьер-министр Украины – о чудовищных масштабах коррупции на своей родине и о том, какую перспективную страну разрушили в результате майдана

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также