01 Апреля 2009 года / К номеру:   ()

Павел МАРИЕВ:


Русский белорус

Он – Герой Беларуси, заслуженный работник промышленности Беларуси, в 90-е годы поднял с колен и много лет возглавлял крупнейший в мире завод по производству большегрузной техники БелАЗ. Дважды был депутатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Павел Лукьянович Мариев из тех, кого принято называть созидателями. Он всю жизнь брал на себя ответственность – за настоящее и будущее людей, предприятия, машин. Поэтому, наверное, и разговор наш получился честным.

– Автомобиль в моем детстве был мечтой любого мальчишки, – рассказывает Павел Лукьянович. – Поэтому после семилетки пошел в техникум, специальность – «автомобилестроение». Позже на Уральском автомобильном заводе прошел очень хорошую школу. Как раз попал на подготовку производства обновленной модели «Урал-355М», которая выпускалась до 80-х годов.
– Но где Беларусь, а где Урал?
– Я сам родом из России, из Ярославской области.
– А судьба занесла в Беларусь?
– Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В армии во время боевых учений в результате несчастного случая получил серьезную травму руки. Для ее лечения требовалась сложнейшая операция, которую делали только в четырех городах – Москве, Ленинграде, Киеве и Минске. А поскольку моя сестра жила в Беларуси и работала на Минском автомобильном заводе, то выбор был предопределен. Так я, вчерашний солдат, оказался в Беларуси, которая стала моей второй родиной.
– Четыре десятилетия вашей жизни связаны с Белорусским автомобильным заводом. Что для вас БелАЗ?
– БелАЗ и есть моя жизнь. На автозаводе я с 1959 года. Практически на моих глазах (и с моим участием) завод был построен, поставлены на производство все существующие ныне модели, начиная с 27-тонника и заканчивая 320-тонной машиной. К слову, БелАЗ за 60 лет своей истории освоил выпуск более 400 моделей и модификаций тяжелой и сверхтяжелой автотехники.
– И какие из них запомнились больше всего?
– Вы знаете, машины чем-то похожи на детей: одинаково дороги и те, что нас радовали, и те, что огорчали. Уже сам первенец завода – 27-тонник – оказался очень удачной разработкой. Технологи сумели очень легко запустить его в производство. А сама конструкция воплотила в себе все прогрессивные на тот момент решения, о которых тогда только еще говорили за рубежом, – гидромеханическая трансмиссия, пневмогидравлическая подвеска, объемный руль. Модель стала одной из лучших во всем союзном автопроме и многому научила коллектив завода. А наиболее тяжело дался запуск в производство самосвала грузоподъемностью 75 тонн – не было до того опыта освоения машин с электромеханической трансмиссией. И в особом ряду стоит наш последний богатырь – 320-тонник.
– А зачем вообще столь большие автомобили?
– Выпускать машины повышенной грузоподъемности заставляет сама жизнь. Запасы полезных ископаемых, к сожалению, истощаются. Поэтому количество вывозимой породы постоянно растет. И чтобы сохранить достигнутую производительность, при добыче используют машины наибольшей вместимости. Благодаря этому уменьшается себестоимость, сокращается расход топлива. Еще в начале 2003 года я увидел, что мы в этом плане начали отставать. Конкуренты уже осваивали опытные образцы самосвалов грузоподъемностью 280 тонн. Тогда мы замахнулись на 320-тонную машину. Нашли основные комплектующие (шины и двигатель) и очень быстро ее создали.
– А еще более сильные белорусские «богатыри» будут созданы?
– Грузоподъемность машин ограничивается нагрузкой на шину. Когда-то она составляла 8,5 тонны, сейчас – 103 тонны, в разработке шины с нагрузкой 130 тонн. А это значит, что в недалеком будущем появится и 500-тонный «БелАЗ». Основные комплектующие уже позволяют осуществить этот грандиозный проект. Сегодня разработчики ищут самую рациональную компоновку.
– Или грудь в крестах, или голова в кустах – по-моему, это о вас. По крайней мере, вы никогда не боялись идти вразрез с мнением высоких начальников. В свое время это и помогло отстоять завод, над которым нависла угроза закрытия…
– Да, в начале 90-х годов были горячие головы, которые предлагали закрыть наш завод. Мол, БелАЗ никогда не сможет выпускать самосвалы лучше, чем западные. Это был очень трудный период, непродуманные решения наверху сильно осложняли нашу работу. Этих людей очень трудно было убедить в том, что предприятие необходимо сохранить. Но я дал коллективу слово, что БелАЗ все равно отстою. И я его сдержал. Но нам необходимо было развиваться. Поэтому радикальным толчком для этого стала поддержка Александра Лукашенко, только что избранного тогда Президентом страны. Государство дало гарантии на привлечение значительных инвестиций, мы получили возможность осуществить кардинальную перестройку всего автомобильного гиганта. И сегодня уже треть мирового рынка карьерных самосвалов принадлежит БелАЗу.
– Ваша грудь оказалась в крестах. В 2001 году вам, второму человеку в республике, была вручена Звезда Героя Беларуси. Ощущаете себя героем?
– Если честно, то нет. Я помню, в детстве с восхищением смотрел на героев войны. Сегодня такого почитания к заслуженным людям я не наблюдаю, хотя их в Беларуси очень много. И нам надо сегодня не только выпускать конкурентоспособную продукцию, но и серьезно взяться за души людей. В этой жизненной гонке мы начинаем черстветь душой. Не замечаем друг друга. Помню, как в 60-70-е годы все мы дружили, уважали друг друга, радовались удачам другого, делились бедами и проблемами…
– Я представляю газету Парламентского Собрания Беларуси и России, и меня в первую очередь интересует – какое место занимает БелАЗ в России?
– В Россию идет без малого 70 процентов нашей техники. «БелАЗы» – это национальная белорусская гордость, но они по праву могут называться и союзной гордостью. В создании карьерных самосвалов производства ПО «БелАЗ» задействованы более ста предприятий России. Завод тесно сотрудничает с такими крупными предприятиями-поставщиками комплектующих изделий, как ярославский «Автодизель», Тутаевский моторный завод, Турбомоторный завод (Екатеринбург), Череповецкий металлургический завод, «Электросила» (Санкт-Петербург), «Татэлектромаш», «Сибстанко-электропривод» (Новосибирск).
– Павел Лукьянович, вы почти 50 лет отдали БелАЗу, 13 лет были главным инженером, последние 15 лет – генеральным директором. И вот в октябре 2007 года наступил ваш последний день руководства БелАзом… О чем тогда думали?
– О том же, о чем и всегда. И как напутствие преемнику высказал в последнем своем обращении к коллективу – БелАЗ должен развиваться. Ведь специфика нашего производства такова, что как только завод перестает думать о завтрашнем дне, он начинает отставать.
– У вас, генерального директора успешного завода, имеющего мировой вес, наверняка было 100 друзей. И вот теперь, когда вы уже не генеральный директор, сколько друзей осталось?
– Вы правы: когда я возглавлял БелАЗ, то немало людей называли себя моими друзьями, сегодня же, увы, их осталось немного.
– Вы практически всю жизнь живете в Беларуси, хотя ваши корни – в России. Кем же по национальности вы себя считаете?
– По паспорту я русский, по преданности стране – белорус. Тем более что между белорусами и русскими не вижу никакой разницы – ни в мышлении, ни в мировосприятии. Мы – братья. Родные братья.

Беседовал
Александр РУДКОВСКИЙ

Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

Сменить прицел на объектив

Приближается 23 февраля – традиционно в этот день проводится много патриотических мероприятий как в России, так и в Беларуси. «СВ» выбрало наиболее интересные события праздника. Как отметят День защитника Отечества в Москве и Минске?

"Сабака" мужского рода, а "дзiця" - среднего!

21 февраля - Международный день родного языка. В Союзном государстве два официальных языка. Русский в обеих странах, белорусский - в Синеокой. «СВ» представляет десять фактов о «беларускай мове», которые вас удивят.

Температура в норме

Метеорологи Беларуси и России работают вместе, чтобы повысить точность климатических прогнозов.

Внук скульптора Вучетича о деде: Отстаивая «Родину-мать», он выиграл свою Сталинградскую битву

«Солдат-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Эти грандиозные фигуры знает весь мир и восхищается ими. На века запечатленный в камне подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения автора этих бессмертных шедевров Евгения Вучетича

Контролер крокодилов или заклинатель змей?

Ответы на непростые вопросы пришлось искать юным знатокам из России и Беларуси на интеллектуальных играх в Подмосковье

Читайте также

Трибуна депутата

Валерий Гайдукевич: Решение войти в Афганистан было правильным, но непродуманным

Тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, последний советский солдат вернулся с той войны. О том, как сберечь память о погибших и поддержать тех, кто выжил, мы поговорили с генерал-майором, председателем Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью

Туризм

Пять причин поехать в Круглое

Известный русский художник-передвижник Николай Неврев оставил на круглянской земле заметный след

Политика

Владимир Путин: Россия должна двигаться только вперед

В ежегодном послании Федеральному собранию президент рассказал о внутреннем развитии страны – социальных, экономических и других вопросах, которые могут качественно отразиться на жизни россиян. Более подробно о том, на каких вопросах заострил внимание глава государства - в материале «СВ»

Культура

Улетел к небесным ласточкам...

Его баритон очаровывает сразу, как только слышишь бессмертные хиты: «Три белых коня», «Очи черные», «Отцвели хризантемы». Его артистизм завораживает, когда видишь его в роли Фернана из «Небесных ласточек». На 69-м году ушел из жизни известный певец Сергей Захаров

Экономика: интеграция

Где в Союзном государстве жить хорошо?

Белстат опубликовал сравнительный сборник «Беларусь и Россия 2018», в котором, пройдя через дебри статистических данных, мы смогли сравнить, чем отличается жизнь в наших странах.

Общество

Сменить прицел на объектив

Приближается 23 февраля – традиционно в этот день проводится много патриотических мероприятий как в России, так и в Беларуси. «СВ» выбрало наиболее интересные события праздника. Как отметят День защитника Отечества в Москве и Минске?



Общество

Сменить прицел на объектив

Приближается 23 февраля – традиционно в этот день проводится много патриотических мероприятий как в России, так и в Беларуси. «СВ» выбрало наиболее интересные события праздника. Как отметят День защитника Отечества в Москве и Минске?

Общество

"Сабака" мужского рода, а "дзiця" - среднего!

21 февраля - Международный день родного языка. В Союзном государстве два официальных языка. Русский в обеих странах, белорусский - в Синеокой. «СВ» представляет десять фактов о «беларускай мове», которые вас удивят.

Союзное государство

Отношения незыблемы, кто бы что ни говорил

Как прошли три напряженных дня двух президентов в олимпийской столице России: о чем говорили, что решили, как дальше будет развиваться Союзное государство?

Союзное государство

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Мы готовы идти настолько далеко в единении, насколько вы готовы

После переговоров президенты России и Беларуси вышли к журналистам, чтобы рассказать о проделанной работе. Признались, что они «не вечные», волнуются о том, что останется нашим детям и что сейчас считают крайне важным

Союзное государство

Детям - отдых, ветеранам - льготы

На минувшей неделе заседание Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам проходило весьма живо. Кипели споры, разгорались дискуссии. Депутаты подвели итоги 2018 года и планировали работу не только на текущий, но и на будущий 2020 год

Общество

Температура в норме

Метеорологи Беларуси и России работают вместе, чтобы повысить точность климатических прогнозов.

Союзное государство

Союзные гранты, стажировки по обмену и Арктический поход

Внешнюю политику России и Беларуси и перспективы экономического и политического взаимодействия обсуждали представители экспертного сообщества на встрече с Госсекретарем СГ Григорием Рапотой

Союзное государство

Объявлен конкурс по созданию эмблемы молодежи Союзного государства

По инициативе членов Молодежной палаты при Парламентском Собрании разрабатывается эмблема молодежи Беларуси и России

Общество

Внук скульптора Вучетича о деде: Отстаивая «Родину-мать», он выиграл свою Сталинградскую битву

«Солдат-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Эти грандиозные фигуры знает весь мир и восхищается ими. На века запечатленный в камне подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения автора этих бессмертных шедевров Евгения Вучетича