САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Шума больше, чем реформ

Про проблемы, связанные с переходом на двухуровневую систему образования, сегодня не говорит только ленивый. Но зачастую разговор напоминает спор глухого со слепым. Не совсем обоснованны нападки общественности на активность участия России в Болонском процессе, а ответы Министерства образования и науки порой так туманны.
При этом многие забывают, что лет пять-семь назад открытость российского образования и выход российских выпускников на международного работодателя был главнейшим запросом общества. Пока постараюсь обозначить не различия, а общие позиции в этом споре.
В качестве основного упрека сторонникам двухуровневой системы обучения используется аргумент «качества образования», что будут выпускать «недоучек». Мол, нельзя пятилетний минимум для важнейших профессий сводить к четырехлетнему. Хочу отметить, что двухуровневая система не коснется профессий, требующих непрерывного учебного процесса и подготовка которых требует жесткого квалификационного стандарта вне зависимости от конъюнктуры. Так что врачей и инженеров Болонские соглашения не коснутся. Надо еще понять этот перечень – кстати, это и надо обсуждать с профессионалами и общественностью! Самое главное, что и Министерство свое активное участие обосновывает именно «аргументом качества». С одной стороны, это ответ на вызовы времени, так как большинство выпускников проходят «переподготовку» в рамках корпоративного обучения или дополнительных курсов повышения квалификации. То есть должен быть предусмотрен вариант, в котором выпускник, получивший после четырех лет диплом бакалавра, может заключать контракт на трудоустройство, например, менеджером или же продолжать учебу. Запрос именно на «линейных» специалистов сегодня, как известно, велик. Посмотрите объявления – нужны «менеджеры», «специалисты по продажам», администраторы. Или же выпускник продолжает дальнейшее обучение в магистратуре для более углубленного изучения предмета, и трудоустройство этого специалиста будет возможным не только в России. Ситуацию «ненужного образования», когда математики шли в сторожа и дворники, химики – в «сэйлеры», тоже нормальной не назовешь.
Второй аргумент министерства – это возможность подключения корпораций и государства в качестве партнеров и участников, работодателей, формирующих запрос на конкретные навыки. На базе четырехлетнего минимума возможно в дальнейшем формировать гибкую систему «спрос – предложение» между работодателем и выпускником. В этом смысле система двухуровневого образования частично решает проблему исчезновения дополнительного образования.
Так или иначе, проблема министерства – разъяснить смысл Болонских соглашений и пролить свет на те предпосылки, что привели к этому. У меня не меньшие претензии в этом к министерству, чем у ученых и преподавателей вузов. Но я-то понимаю, какие факторы брались в расчет.
Мое личное мнение остается неизменным. Двухуровневая система может ударить по качеству образования и привести к диктату корпораций в вопросах содержания образования, это так. Вероятно очень жесткое разделение на выпускников с «незаконченным высшим» и «полноценным высшим» образованием. При этом во многих российских вузах сами критерии образованности остаются неизменными вот уже тридцать лет – не думаю, что это нормально. Выпускники либо переучиваются на предприятиях, либо идут работать независимо от специальности, диплом выступает эдаким «джентльменским набором». Нередко последний год студенты давно уже работают и посещают занятия «для галочки». В этом смысле «болонские» критерии образования смогут дать понятную картину качества подготовки наших студентов.
Двухуровневая система образования существует в Европе и Америке, но национальные традиции и особенности она не «сглаживает». По-прежнему во Франции учат иначе, чем в США. Нужна не «оборонительная позиция», а установка на экспансию. В этом смысле надо воспринимать Болонские соглашения не как направленные против отечественных традиций образования, а как дополнительную возможность для экспансии русскоязычной науки.
С учетом нашей бюрократии и общей инерционности системы образования, шума вокруг реформ образования больше, чем самих реформ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин вручил Международную премию мира имени Толстого лидерам стран СНГ
  2. Александр Лукашенко примет участие в неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге
  3. Минобороны РФ сообщило об уничтожении 41 украинского БПЛА над территорией России
  4. Владимир Путин поблагодарил Александра Лукашенко за «теплые слова» о России и уровне союзных отношений
  5. Владимир Путин: Через 200 лет Россия станет высокообразованной и высокотехнологичной державой
  6. «Итоги года» с Владимиром Путиным длились около 4,5 часов и затронули более 70 тем
  7. Владимир Путин пошутил, что его рабочий график «нарушает трудовое законодательство»
  8. Владимир Путин признался, что влюблен, и рассказал, с чего для него начинается Родина
  9. После обращения вдовы военного к Путину СК возбудил дело о халатности в Новосибирской области
  10. Владимир Путин резко высказался о заявлениях Рютте о войне с Россией: Умный, системный, но что он несет
  11. Школьница попросила Путина дождаться её в роли журналиста: Паша уйдет на пенсию, а я его заменю
  12. Владимир Путин: Новых спецопераций не будет, если Запад начнёт уважать Россию
  13. Владимир Путин заявил, что российская армия стала «самой боеспособной в мире»
  14. Владимир Путин о росте утильсбора: Лучше выбирать отечественные автомобили
  15. Владимир Путин заявил, что Запад создает образ врага из России и «пренебрег» ее интересами безопасности

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Владимир ПУТИН и Александр ЛУКАШЕНКО: Только дела, только факты!

 Мы наследники великого поколения героев-победителей, на нас лежит большая ответственность

МНЕНИЯ

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также