Врач скорой помощи: Помолился – и на вызов
Каждый день COVID-19 проверяет на прочность тысячи медработников по всей стране. Несмотря на тяжелейшие условия, они снова и снова заступают на смену, чтобы победить эпидемию
В противочумной защите жарко и неудобно, но в медхалате на помощь к пациентам сейчас не придешь. Фото: Дмитрий Воробьев
СТРАХА УЖЕ НЕТ
- Шестая бригада на вызов, - разносится по громкой связи голос диспетчера в коридорах новгородской станции скорой медицинской помощи.
- Вот и попил чайку.., - отодвигая в сторону кружку, из которой еще поднимается пар, выдыхает фельдшер инфекционной бригады Зулджалол Мирашуров. Десять минут назад он вернулся с предыдущего вызова.
По пути в сумочную, где медсестра уже приготовила ему одноразовый противочумный костюм, он лишь уточнит у водителя адрес больного.
- Сосновка, - ответит шофер. - Примерно минут пятьдесят ехать.
Это значит, в «коронном наряде» фельдшеру предстоит провести не меньше трех часов. Дорога, время работы с пациентом, плюс бумажная волокита в стационаре.
- В костюме жарко, неудобно. Не привыкнуть никак, хотя за эти несколько недель он стал уже обыденным предметом гардероба. Только без помощника не одеться, - усмехается Мирашуров, именно в этот момент медсестра помогает надеть ему вторые перчатки.
Коронавирус подтвержден у сорокалетнего мужчины. Его срочно нужно госпитализировать…
- Угнетает вся эта ситуация? - спрашиваю у фельдшера.
- Почему? - отвечает. - Настроение хорошее, страх заразиться уже прошел, если вы об этом. Я себе задал вопрос: если боишься, зачем во врачи пошел? Мой стаж всего два года, есть коллеги, которые по тридцать и больше лет на скорой помощи отработали - всякого повидали. Но в таких условиях все оказались впервые. Поэтому все равны. Помолился мысленно и поехал на вызов.
- Если бы ко мне пришли в таком костюме, то я бы… - не успеваю закончить фразу.
- Да-да, я бы тоже, наверное, испугался. Хотя этот еще ничего, есть многоразовые, они такие темно-зеленые, резиновые.
С пациентом фельдшер Мирашуров провел около сорока минут. Нужно было понять, в каком тот состоянии, чтобы госпитализация прошла успешно. Впереди еще ночь работы.
«Я ТОЛЬКО СПРОСИТЬ»
Дезинфекцию проходят не только машины скорой помощи, но и помещения, где проводит время персонал. Фото: Дмитрий Воробьев
Облачившись в защитный костюм, карету скорой, в которой перевозят больного, встречает дезинфектор Елена Петрова. В руках - баллон со спецраствором. Еще в январе на скорой, согласно регламенту, было всего лишь пара десятков противочумных костюмов, а сегодня три сотни.
- 32 года работаю на станции, но такого не припомню, - говорит Елена Анатольевна, распыляя по салону дезинфицирующее средство. - Обрабатываем для того, чтобы не разносить заразу. Утилизация противочумного костюма тоже требует соблюдения определенных мер безопасности - просто так на помойку не вынесешь.
Диспетчерская станции скорой помощи невольно взяла на себя функции справочного центра. Сюда и раньше звонили по поводу и без, но во время пандемии вопросов стало в разы больше.
- Только что спрашивали, куда обратиться, чтобы продезинфицировали подъезд. Как куда, конечно, к нам, - устало улыбается фельдшер по приему вызовов Ольга Дудоренок. - В последние дни самый популярный вопрос - о рецептах на бесплатные лекарства. Но мы же скорая помощь, а не справочное бюро.
Многие так перепугались, что стали видеть коронавирус чуть ли не в обычной головной боли или ушибленной ноге. Поэтому теперь всех звонящих с температурой дополнительно анкетируют на симптомы новой заразы - одышку, боли в грудной клетке, сухой кашель. Также выясняют информацию о заграничных поездках, контактах с коронавирусными больными, посещении городов с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
- Только после этого принимаем решение о направлении инфекционной бригады к пациенту, - подчеркнула Ольга Дудоренок. - Просто так гонять не хочется, ребята уже работают на износ.
АВРАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
В Новгородской области ситуация с коронавирусом гораздо спокойнее, чем в столичном регионе. Но и здесь медики уже почувствовали напряжение. В обычные дни новгородская станция скорой помощи обслуживает около двухсот вызовов в сутки. Несколько недель назад пошел рост, и сегодня в среднем на каждую из тринадцати бригад приходится по 21 вызову.
- Всплеск идет за счет выездов к пациентам с ОРВИ, пневмонией, ну и коронавирусом. В ближайшие дни ожидаем еще больший всплеск. Пока с вызовами справляемся. Но периодически кто-то из врачей заражается, и выбывает из строя вся бригада. Чтобы перекрыть эту «пробоину», предлагаем медикам из других учреждений подработку. Большое спасибо всем, кто откликается, - благодарит врачей, фельдшеров и водителей главный врач станции скорой помощи Андрей Федоров.
Медик из бригады интенсивной терапии Нина Ванина, несмотря на то, что среди ее коллег есть заболевшие коронавирусом, на работу ходит спокойно.
- Защищаюсь, как и все, масками, перчатками. Многое зависит от восприимчивости человека. Поэтому стараюсь поддерживать иммунитет: правильное питание, спорт, меньше стрессов и больше витамина C. Конечно, знакомые часто спрашивают про обстановку, но я на эти вопросы стараюсь не отвечать. Зачем нагнетать? Захотят - в газетах прочитают, по телевизору новости посмотрят, - говорит с некой укоризной Нина Ванина.
ФАКТ
150 тысяч защитных костюмов для врачей выпускается в России в сутки. В январе изготавливали лишь три тысячи.
ЦИТАТА
Владимир Путин, Президент РФ:
- Знаю, что 28 апреля неофициально отмечается день создания скорой помощи в России. Я хочу поздравить врачей, фельдшеров, медицинских сестер и санитаров, водителей экипажей с этим праздником, поблагодарить вас за столь нужный людям труд. В эти напряженные дни и недели вы демонстрируете мужество, свои лучшие человеческие качества. И думаю, что было бы правильно установить именно в эту дату профессиональный праздник - День работника скорой медицинской помощи.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Пожалуй, самая острая проблема, которая сейчас наметилась, - нехватка медиков.
- Если бы была возможность, ввел бы дополнительно еще как минимум пять бригад. Но увы, - продолжает Андрей Федоров. - Людей просто нет. Сейчас не особо рвутся в скорую помощь работать. Потому что система оплаты труда изменилась. Когда я пришел на службу, действовала практика - пять лет отработал и получил 80 процентов доплаты к окладу. Это был стимул, люди знали об этом и шли работать. Сейчас зарплаты у медсестры из поликлиники и у фельдшера скорой помощи, работающего сутками в тяжелых условиях, практически одинаковые. Мы же едем в любой очаг, квартиру и не знаем, что там подхватим.
За коронавирусными больными на станции закреплена одна бригада. Но в пиковые часы направляются любые свободные, чтобы не заставлять пациентов ждать. В просторной комнате отдыха водителей несколько человек смотрят очередной детективный сериал по НТВ про приключения полицейских. На экране стрельба, взрывы…
- Мне казалось, вам экшена на работе хватает, - завязываю разговор.
- Угу, не соскучишься, то авария, то пожар, - отвечают водители.
- Теперь еще и коронавирус…
- А что коронавирус? Вон народ его будто вообще не боится, - заявляет Сергей. - На шашлыки ездят, с детьми гуляют. Хватило на пару недель терпения дома посидеть, а теперь снова в городе пробки на дорогах. Такими темпами все им переболеем.