Бомба для гауляйтера
В Музее Победы на Поклонной горе открылась выставка, посвященная советской разведчице Надежде Троян. В экспозиции – уникальные фотографии, личные вещи, награды и подлинные документы, с которых только недавно был снят гриф «Совершенно секретно»
НАКОНЕЧНИК ТРЕЗУБЦА
Троян в переводе с белорусского – это вилы с тремя зубцами. Фамилия оказалась провидческой. Именно Надежде Троян вместе с Марией Осиповой и Еленой Мазаник суждено было стать тем разящим трезубцем, который уничтожит палача белорусского народа, гауляйтера-изувера Вильгельма Кубе. Три девушки сделали то, что не удавалось до них целым отрядам мужчин – партизанов-диверсантов. В подготовке фантастической по дерзости операции Надежда сыграла решающую роль.
Война застала ее семью в Минске. Девятнадцатилетняя студентка мединститута только-только закончила второй курс. Уже 28 июня 1941 года город захватили немцы. Практически с первых же дней оккупации Надежда начала борьбу с врагом. Не сдав свой радиоприемник, хотя за это ей грозил расстрел, она по ночам слушала сводки Совинформбюро, писала от руки листовки и развешивала их по городу. Вместе с подругами по институту решила помочь военнопленным в концлагере Дрозды под Минском. Рискуя жизнью, они перекидывали через колючую проволоку куски хлеба и тряпки, пропитанные водой, что пленники могли хоть немного утолить жажду. Однажды им удалось даже устроить побег. Собрав в узелки кое-какую гражданскую одежду и дождавшись темноты, прокрались к лагерным воротам. Надя, прекрасно владевшая немецким, завела игривый разговор с часовым, отвлекая его внимание. В это время остальные девушки передали вещи пленным, чтобы те переоделись, а после помогли им пролезть под колючей проволокой и бежать.
В ШЕСТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА У ДУБА
В начале 1942 года вместе с родителями она переехала в Смолевичи. Устроилась счетоводом в контору местного торфяного завода. И пыталась выйти на контакт с партизанами. Она догадывалась, что одна из местных девушек связана с народными мстителями. Но когда попыталась завести с ней разговор, та замахала руками: «Какие партизаны, что ты, господь с тобой!».
Сломать лед недоверия помог случай. Как-то Надя подслушала разговор немецких офицеров. Те говорили о предстоящей карательной операции. Сообщила новой подруге. В итоге - на месте партизанской стоянки фашисты обнаружили лишь пустые землянки.
Теперь ей поверили. Назначили встречу на лесной поляне у раскидистого дуба. Нужно было подать условный сигнал – свистнуть три раза. Но соловьем-разбойником Надя не была. Так что сунула в карман милицейский свисток, который ей еще в школе подарил влюбленный в нее мальчишка. Она стала полноправным бойцом партизанского отряда «Буря», входившем в разведывательно-диверсионную «Бригаду дяди Коли». Та подчинялась четвертому управлению НКВД СССР, которое возглавлял легендарный Павел Судоплатов. Сначала была в отряде медсестрой, потом стала вторым номером пулеметного расчета. Участвовала во многих боевых операциях, но главный ее подвиг был впереди.
ФОТО: РИА Победа РФ
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
В феврале 1943 года все партизанские отряды, действовавшие в районе Минска, получили категорический приказ из Москвы любой ценой уничтожить гауляйтера Беларуси Вильгельма Кубе. Патологический нацист, один из ближайших соратников Гитлера, он с садистской жестокостью насаждал новый режим. «При одном моем имени у белорусов должна леденеть кровь», - часто повторял палач. За два года его правления были расстреляны, повешены, сожжены заживо, задушены в газовых камерах более 400 тысяч мирных жителей республики. И это было только начало. Всего по плану «Ост» предполагалась уничтожение 80 процентов белорусов. Оставшимся 20 процентам отводилась роль рабов, не умеющих ни читать, не писать, лишенных возможности иметь детей и какой бы то ни было медицинской помощи. План «Ост» Кубе реализовывал с садисткой последовательностью.
Партизаны начали охоту на кровавого палача. Предприняли девять попыток его ликвидации, но все безуспешные. Оставался единственный вариант – завербовать человека из ближайшего окружения Кубе и уже через него провести акцию возмездия. Найти такого человека командование отряда поручило Надежде Троян.
Через свою сокурсницу, которая раньше работала в особняке гауляйтера, ей удалось выяснить, что среди обслуги дома найти подходящего кандидата практически невозможно. «Все они ненавидят советскую власть. Вот если только Лена Мазаник, горничная, хотя она очень осторожная. Но попробуй», - посоветовала подруга.
С ПИСТОЛЕТОМ У ВИСКА
До войны Мазаник десять лет работала официанткой в столовых белорусского Совнаркома и ЦК. После оккупации Минска устроилась в казино для немецких офицеров. В начале июня 1943 ее взяли на работу к гауляйтеру. Ей, единственной из всей прислуги, разрешалось выходить в город с охраняемой территории особняка на Театральной улице.
С Еленой уже пробовал наладить контакт связник одного из отрядов. Но действовал очень грубо – вечером, на пустынной улице выскочил из кустов и угрожая пистолетом, стал требовать согласия на участие в убийстве Кубе. Она испугалась, что это провокация гестапо и убежала.
Вскоре с ней, как будто случайно, познакомилась Надежда Троян. Разговорились две женщины в магазине бижутерии – обычное дело. Тонкий психолог, безошибочно чувствующий людей, Надежда действовала деликатно, не пережимала, чтобы не спугнуть Елену. Они встречались несколько раз. И Мазаник, наконец, дала согласие на сотрудничество. Даже составила точный план внутренних комнат особняка. Всю полученную информацию Надежда передала в отряд. Яд в качестве средства убийства отпадал – прислугу могли заставить попробовать пищу прежде хозяина дома и его семьи. Оставалась мина. Дальше – самое интересное, что могло случиться только на войне. Командование решило действовать наверняка. Поэтому в подготовке покушения на гауляйтера участвовало сразу несколько отрядов. Информация, добытая Троян, поступила также в отряд «Дяди Димы», военную разведку, ГРУ. От отряда на Мазаник вышла Мария Осипова. Разговор у них состоялся один, но конкретный. На дворе был сентябрь 1943 года. После Курской битвы фронт неумолимо откатывался на запад. Освобождение Минска было лишь вопросом времени. Тогда каждому придется ответить: чем он занимался во время оккупации? Аргумент звучал убедительно. И Мазаник согласилась установить мину в спальне гауляйтера. Точно о том же, но чуть позже с ней договорилась и Надежда Троян. Можно предположить, что два отряда, подчинявшиеся разным ведомствам, конкурировали между собой, кто первым уничтожит Кубе. ГРУ опередил НКВД.
Английская мина «Clam» Mk-3 с кислотным взрывателем, в отличие от часового заряда, абсолютно бесшумная, которую Осипова передала Мазаник, рванула в кровати спавшего гауляйтера ровно в три часа ночи 22 сентября 1943 года. Кубе был убит. Точечный удар исполнен был ювелирно.
ФОТО: РИА Победа РФ
ТОРТИК С СЮРПРИЗОМ
Тем временем, не знавшая о прогремевшем взрыве, Надежда Троян направилась в город. В сумке у нее лежала коробка с тортом с точно такой же миной. Минск был уже оцеплен. Только представьте, каким хладнокровием и обаянием должен обладать человек, чтобы миновать все кордоны так, чтобы у охранников даже мысли не возникло сунуть нос в ее сумку. Только в городе она узнала, что Кубе убит. Но как вынести мину обратно? А сделать это надо обязательно — каждый снаряд был счету.
Дважды за войну в Германии объявляли национальный траур - после разгрома армии Паулюса под Сталинградом и в день убийства Кубе. Всех трех девушек - Надежду Троян, Елену Мазаник и Марию Осипову - самолетом вывезли на Большую землю. В Москве каждую из них допрашивал нарком госбезопасности Всеволод Меркулов.
- Думаю, каждая из этих девушек достойна звания Героя Советского союза, - вынес решение Сталин.
После войны Надежда окончила Первый московский медицинский институт. Работала директором НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, доцентом кафедры хирургии Первого меда. И хотя бы раз в год старалась бывать в родной Беларуси. Ее имя присвоено московской школе №1288. На здании медицинского университета имени Сеченова установлена мемориальная доска.