16 Апреля 2018 года / Текст:  Ольга Саруханова, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 15  (778)

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Ехали соседи на велосипеде

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

Комментарии

Виктор Студенцов
Виктор Студенцов, 16 Апреля 2018

Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть.
И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).
Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть. И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).



Другие статьи раздела

Общество

Ярославец, добравшийся до Северного полюса на велосипеде: Если невезуч – в Арктику ехать не стоит

Северный полюс повидал немало путешественников, однако Богдан Булычев из Ярославля стал одним из немногих, кто подошел к процессу покорения самой высокой точки земного шара с креативом

Общество

Все свое вожу с собой

Не за горами лето, и многих одолеет тяга к перемене мест. Караванинг в России только набирает обороты, а в Беларуси с недавних пор стал одним из приоритетов для туристической отрасли

Общество

С милым рай и в автошалаше

Саша Зурбаганский первым в России собственными руками построил передвижной «особнячок». Для того чтобы жить и путешествовать вдвоем с ней - музой по имени Селена

Общество

Гардемарин читает Баха

В добровольной лингвистической акции поучаствовали около 230 тысяч человек. Свою грамотность проверил и корреспондент «СВ»

Общество

Уникальное чтиво

Первому в мире «Букварю» в этом году исполняется 400 лет. И оказывается, у него… белорусские корни

Общество

Над небом голубым: в мире отмечается Международный день космонавтики

12 апреля во всем мире отмечают Международный день полета человека в космос. Именно в этот день в 1961 году на земную орбиту вышел первый в мире человек – советский космонавт Юрий Гагарин

Читайте также

Союзное государство

Адекватный ответ и единый билет

На семинаре в Минске союзные депутаты обсудили проблемы транспортной безопасности

Туризм

Пять причин поехать в Жодино

Жодино - это прежде всего легендарный Белорусский автомобильный завод, который за полвека превратил маленькую деревушку в крупный промышленный и культурный центр

Общество

Ярославец, добравшийся до Северного полюса на велосипеде: Если невезуч – в Арктику ехать не стоит

Северный полюс повидал немало путешественников, однако Богдан Булычев из Ярославля стал одним из немногих, кто подошел к процессу покорения самой высокой точки земного шара с креативом

Трибуна депутата

Владимир Джабаров: Пора возобновить переговоры о поставках комплексов С-300 в Сирию

Член комиссии Парламентского Собрания по внешней политике, сенатор РФ объясняет, почему после последних событий в Сирии только Россия остается единственным реальным гарантом мира в регионе

Политика

Александр Лукашенко в Молдове вместе с Игорем Додоном засеял поле кукурузы

Президент Беларуси завершает официальный визит в республику

Культура

Лиза Арзамасова: Сладкое и фастфуд отрабатываю в спортзале

Галина Сергеевна из «Папиных дочек» уже давно не маленькая девочка. Актриса недавно с отличием защитила диплом продюсера, а еще курирует благотворительный фонд «Старость в радость»



Общество

Ярославец, добравшийся до Северного полюса на велосипеде: Если невезуч – в Арктику ехать не стоит

Северный полюс повидал немало путешественников, однако Богдан Булычев из Ярославля стал одним из немногих, кто подошел к процессу покорения самой высокой точки земного шара с креативом

Политика

Александр Лукашенко в Молдове вместе с Игорем Додоном засеял поле кукурузы

Президент Беларуси завершает официальный визит в республику

Общество

Все свое вожу с собой

Не за горами лето, и многих одолеет тяга к перемене мест. Караванинг в России только набирает обороты, а в Беларуси с недавних пор стал одним из приоритетов для туристической отрасли

Экономика: интеграция

Модельный ряд для всех стран подряд

Страны СНГ готовят законопроекты по цифровой экономике, инновациям и нанотехнологиям

Политика

Владимир Путин: Компании в первую очередь должны соблюдать права работников

Президент России призвал соблюдать права и свободы граждан, ужесточить ответственность за неисполнение трудового законодательства

Политика

Александр Лукашенко: Главный экзамен - 2019 год и Европейские игры

Президент Беларуси задал направление в развитии спорта, поднял тему допинга и справедливости в олимпийском движении

Трибуна депутата

Владимир Джабаров: Пора возобновить переговоры о поставках комплексов С-300 в Сирию

Член комиссии Парламентского Собрания по внешней политике, сенатор РФ объясняет, почему после последних событий в Сирии только Россия остается единственным реальным гарантом мира в регионе

Трибуна депутата

Сергей Боженов: Застряли в конце девяностых, а надо идти вперед

Депутат Госдумы РФ, член Комиссии ПC по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам считает, что пришло время обновить главный союзный документ

Союзное государство

Адекватный ответ и единый билет

На семинаре в Минске союзные депутаты обсудили проблемы транспортной безопасности

Экономика: интеграция

Синеокая «терра инкогнита»

На постсоветском пространстве прекрасно знают, что республика славится успехами в машиностроении, сельском хозяйстве, IT-сфере и туризме. Но для некоторых дальних стран Синеокая - земля неизведанная. Для будущих зарубежных партнеров в Посольстве Беларуси в Москве организовали презентацию достижений белорусской промышленности