16 Апреля 2018 года / Текст:  Ольга Саруханова, Наталья ДОЛГУШИНА / К номеру: 15  (778)

Ехали соседи на велосипеде

Между приграничными районами Витебщины и Смоленщины исчез последний прямой пассажирский маршрут. Журналисты «СВ» разбирались, почему тысячи жителей Союзного государства не могут спокойно ездить в соседнюю область

Ехали соседи на велосипеде

Удивительно, но факт: между приграничными поселками Витебской и смоленской областей нет прямых рейсов общественного транспорта - ни электричек, ни автобусов. Хоть пешком ходи, если своей машины нет... Фото: Дмитриева Ирина/ ТАСС

НЕЛЕГАЛЫ-МАРШРУТОЧНИКИ

Дав-три часа на электричке до Орши, затем шестьдесят километров на перекладных до границы, там еще одна пересадка... Нет, это не шпионский маршрут и не хитрый план контрабандистов. Так ежедневно добираются друг к другу в гости тысячи жители Витебской и Смоленской областей. Студенты - на учебу, кто постарше - на работу или за покупками... Приграничные регионы связаны между собой теснее всего в Союзном государстве и экономически, и просто житейски.

По бумагам-то никаких препятствий: на границе никто не тормозит, права на работу и учебу равные. Катайся сколько угодно. Если есть машина - проблем никаких. От Смоленска до белорусской Орши - 120 километров по отличной дороге. Час-полтора - и ты на месте. Те, кто живет поближе, умудряются даже на велосипеде кататься туда-обратно. А вот на общественном транспорте жутко неудобно. Прямых электричек нет. До недавнего времени был вариант с автобусом (ходил раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям), но с конца марта и тот отменили!

- Маршрут Смоленск - Орша отменил не наш автовокзал, а сам перевозчик, - пояснили в «Смолоблпассажиртрансе». - Так как он убыточный. Сейчас ищем того, кто согласился бы взять это направление. Но это непросто из-за засилья маршруточников-нелегалов.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

После отмены автобуса в редакцию «Союзного вече» посыпались письма. В одном из них бывший депутат Верховного Совета ССР, полковник в отставке Николай Петрушенко негодует:

«А что людям делать? Остаются только эти маршрутки. Небезопасный и не самый, кстати, дешевый вид транспорта. Но другого прямого варианта нет совсем! Из Минска, Жодина, Борисова, Толочина можно добраться только до Орши. То же с российской стороны. 

Давно необходимо ввести прямую электричку или скоростной поезд. Больших вливаний это не потребует. По-хорошему надо сначала изучить пассажиропоток, внести поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск - Минск. Уже не первый год новенькие скоростные «Штадлеры» регулярно «летают» из Минска в Оршу, а там же до Смоленска - рукой подать! Чуть больше сотни километров. Почему маршрут не продлить? Со скоростью 150 км/час это вообще не расстояние. И сразу рисуется красивая картинка: на вагонах красуются надписи «Союз» - отличная реклама Союзному государству. Если, конечно, оно профинансирует воплощение этой идеи в жизнь».

Однако одно дело - мечты пассажиров, другое - мнение профессионалов.

На запрос «СВ» руководство Белорусской железной дороги прислало целую выдержку из расписания: «сообщение Минск - Смоленск относится к международному и обеспечивается восемнадцатью поездами, в том числе пятью ежедневными». По мнению замначальника БЖД Владимира Балахонова, этого достаточно. Кроме того, пишет он, есть и «стабильное ежедневное пересадочное приграничное сообщение Орша - Красное - Смоленск».

Про маршрут «с удобствами» мы уже рассказали. А поезда, и правда, есть. Только вот минимальная цена билета в плацкартный вагон на поезд из Минска в Смоленск - 1 464 рубля, в купе - от 2 381 рубля. При средних зарплатах в приграничных регионах для ежедневных поездок дороговато.

Да и вообще, что значит «международное сообщение» внутри Союзного государства? Уже больше двадцати лет на уровне двух стран речь идет о создании единой транспортной системы. А ответ прост: из-за особенностей нормативных правовых актов маршрут от Орши до границы белорусы считают региональным, а из Смоленска в сторону Красного - пригородным.

- Поезда этих категорий по закону могут доезжать только до первой станции сопредельной железнодорожной администрации, - разъясняет Владимир Балахонов. - К тому же у белорусской и российской железных дорог разные подходы к взаиморасчетам, связанным с использованием инфраструктуры этих участков.

Между тем на высшем уровне ставятся глобальные цели: министр транспорта РФ Максим Соколов еще в прошлом году рапортовал, что к 2025 году появится «единое транспортное пространство стран ЕАЭС». То есть России, Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. Даже разработали дорожную карту, как устранить все противоречия. Остается надеяться, что на этой карте хватит места приграничному маршруту.


МНЕНИЕ

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Было бы неплохо, если бы в каждую точку Союзного государства ходили удобные поезда и электрички, летали самолеты. Но этого нет, поскольку зачастую «шкурка не стоит выделки». Конечно, маршруты в приграничных регионах для кого-то действительно жизненно необходимы. Вот только готовы ли граждане России и Беларуси из своей зарплаты, налоговых вычетов платить за комфорт нескольких сотен или даже тысяч человек? Ведь любое транспортное плечо - это в первую очередь бизнес-проект. А его нельзя финансировать из союзного бюджета. Другое дело, если он действительно социально значимый. В таком случае следует изучить пассажиропоток. В данной ситуации надо исходить из реальных цифр и обсуждать конкретику, которой пока нет.

Комментарии

Виктор Студенцов
Виктор Студенцов, 16 Апреля 2018

Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть.
И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).
Глупая, пустая статья. Да, прямого сообщения нет. Но и пешком идти не надо. Есть поезд Витебск-Рудня. В Рудне есть поезд Рудня-Смоленск. Мне тоже неудобно было ездить этими поездами (пересадка на малооборудованной станции Рудня утомляет). Но каждая региональная ЖД считает свои деньги, и если РБ не может договориться с РФ, то надо радоваться хотя бы и тому что есть. И не надо было писать, что поезда отменили именно сейчас. Неправда. Прямые поезда отменили лет пять назад (если не больше).



Другие статьи раздела

Общество

Цветы для Репина и Бирули

Во время фестиваля «Славянский базар» в День Союзного государства музею «Здравнево» передали уникальные фотографии

Общество

Одиннадцать друзей не брошены

В День Cоюзного государства на «Славянском базаре» у депутатов ПС было одно очень важное дело. Они отправились в Городок, чтобы передать подарки самым многодетным «родителям» и их детям

Общество

Интернет подождет, когда есть чибис и удод

На неделю Березинский заповедник превратился в исследовательскую лабораторию юннатов из Беларуси и России

Общество

Семьдесят лет под мостом пролежала взрывчатка

Во время ремонта моста под Оршей, по которому каждый день проезжали десятки пассажирских поездов на Москву, Петербург и Могилев, нашли 60 кг боевой взрывчатки времен ВОВ

Общество

Средняя температура по больнице

В Беларуси поступательно развивается медицинский туризм, причем ориентированный в основном на россиян. Хотя платят они за услуги до сих пор как иностранцы

Читайте также

Трибуна депутата

Сергей Калашников: Матрешка как единый организм работать не может

Согласованная работа в области защиты прав потребителей и конкуренции - приоритетное направление развития Союзного государства до 2022 года. Как этого добиться, знает председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике

Экономика: интеграция

Графен Монте-Кристо

Чем Россия и Беларусь удивили на Международной промышленной выставке «Иннопром-2018» в Екатеринбурге

Союзное государство

Курс молодого творца

В интервью «СВ» Председатель Молодежной палаты при Парламентском Собрании Елена Еракина рассказала, за что получила награду от МЧС, как разочаровалась в Париже и влюбилась в Минск

Политика

ЧеМ болеют президенты

Александр Лукашенко прилетел на финал чемпионата мира по футболу по приглашению Владимира Путина. Вместе с президентами Франции, Хорватии и Молдовы и их супругами наши лидеры переживали за команды

Туризм

Пять причин поехать в Ушачи

Официально городку в Витебской области - около пятисот лет.



Политика

ЧеМ болеют президенты

Александр Лукашенко прилетел на финал чемпионата мира по футболу по приглашению Владимира Путина. Вместе с президентами Франции, Хорватии и Молдовы и их супругами наши лидеры переживали за команды

Общество

Цветы для Репина и Бирули

Во время фестиваля «Славянский базар» в День Союзного государства музею «Здравнево» передали уникальные фотографии

Общество

Одиннадцать друзей не брошены

В День Cоюзного государства на «Славянском базаре» у депутатов ПС было одно очень важное дело. Они отправились в Городок, чтобы передать подарки самым многодетным «родителям» и их детям

Экономика: интеграция

Графен Монте-Кристо

Чем Россия и Беларусь удивили на Международной промышленной выставке «Иннопром-2018» в Екатеринбурге

Экономика: интеграция

«Дам подоить корову и выкопать картошку. Недорого!»

Как в наших деревнях развивается отдых с приставкой «эко», и что это может дать Союзному государству

Общество

Интернет подождет, когда есть чибис и удод

На неделю Березинский заповедник превратился в исследовательскую лабораторию юннатов из Беларуси и России

Общество

Семьдесят лет под мостом пролежала взрывчатка

Во время ремонта моста под Оршей, по которому каждый день проезжали десятки пассажирских поездов на Москву, Петербург и Могилев, нашли 60 кг боевой взрывчатки времен ВОВ

Культура

Басков на коленях, Команданте Скорина и казахский соловей

В Витебске завершился 27-й фестиваль искусств. В этом году отмечали сразу два юбилея: 30 лет Летнему амфитеатру и 15 лет традиции проводить День Союзного государства на фестивале

Культура

День Союзного государства: В «Симфо-джазе» не только девушки

На праздник, посвященный Союзу Беларуси и России, приезжают самые любимые артисты