САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Татьяна КУТАРЕНКОВА

Учитель может выиграть войну. ИНФОРМАЦИОННУЮ

В Москве подвели итоги российско-белорусского конкурса на лучший урок истории о Великой Отечественной войне.

Еще лет 10 назад, казалось, что впору бить в набат: кто же встанет у школьной доски учить наших детей? Профессия стремительно теряла популярность среди молодежи, а в педвузы абитуриенты часто шли по остаточному принципу - завалив экзамены в другие. 

В соседней Беларуси ситуация была немного лучше, но проблема оставалась. Однако в последние годы явно наметился перелом. В школе опять появились настоящие педагоги. Проведенный уже во второй раз конкурс Союзного государства для молодых учителей-историков еще раз это доказал. Споры об учебнике истории и единой концепции преподавания не затихают. Это очень важно - каким он должен быть. Но не менее важно - кто будет рассказывать школьникам об истории. Особенно сейчас, когда столько желающих ее переписать, обновить, а то и вовсе заменить ее домыслами. 

«Любую можно кашу моровую затеять с молодежью горлопанской, которая Вторую мировую уже немного путает с Троянской», - писал в свое время сатирик Игорь Губерман. Действительно, разобрать завалы и заполнить пустоты в головах нынешних подростков - тяжелая работа… Но участники конкурса Союзного государства выбрали ее. Их ученикам можно позавидовать. Умы подрастающего поколения - в надежных руках. 

ПРИНЦИП ОТБОРА 

Подлинность данных и объективная интерпретация По каким критериям отбирались работы на конкурс? На этот вопрос ответил Сергей КАРПОВ, член жюри, академик РАН, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

- Сегодня, к сожалению, мы слышим очень много лжи, не имеющей отношения к истинной исторической науке. Поэтому главным критерием при отборе была подлинность данных и объективная интерпретация, а также доступность формы изложения для ребенка. Этот конкурс - еще один шаг в важном деле - сохранении единого образовательного пространства России и Беларуси. Для этого есть прочная историческая основа, и сегодня подписаны соглашения и налажено взаимодействие между многими вузами и научными институтами Союзного государства. 

СПРАВКА "СВ" 
Как проходил конкурс В прошлом году Постоянный Комитет Союзного государства совместно с ИД «Комсомольская правда» провел первый конкурс на лучший урок истории: в год столетия начала Первой мировой войны молодые педагоги должны были представить своим ученикам события тех лет. В этом году конкурс посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участникам предложили разработать оригинальный формат урока на следующие темы: «Первый год Великой Отечественной войны - оборонительные сражения. Битва за Москву - подвиг всей страны»; «Великие битвы Великой Отечественной войны»; «Партизаны и подпольщики - Отечественная война в тылу врага»; «Великие полководцы Великой Отечественной - в их руках была Победа»; «Человек на войне - личный и коллективный героизм в годы Великой Отечественной войны». 

Конкурс организован Постоянным Комитетом Союзного государства Беларуси и России и Международным информационным агентством «Россия сегодня». В жюри вошли представители Постоянного Комитета Союзного государства, МИА «Россия сегодня», Министерства образования и науки РФ, Министерства образования РБ, авторитетные ученые, преподаватели исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и истфака Белорусского госуниверситета, известные публицисты и писатели. В течение полугода жюри принимало и оценивало работы школьных учителей истории из России и Беларуси не старше 28 лет. Перед церемонией награждения победителей конкурса педагоги побывали в Центральном музее Великой Отечественной войны. 

СЛОВО ПИСАТЕЛЮ 

Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, ведущий интеллектуальной телевикторины для старшеклассников «Умники и умницы»: Патриотизм - это чувство любви и стыда 

- Юрий Павлович, вы помните своего учителя истории? 

- Не хочу ее вспоминать. Когда я стал читать книги на английском, я понял, что она постоянно лжет. Генерал Паттон маршалу Жукову говорил: «Если бы я одерживал такие феерические победы, как вы, я бы давно сидел в тюрьме, потому что у нас есть определенный процент погибающих. Если я превышу определенную планку, то меня отправят за решетку за то, что гроблю американцев. Как я вам завидую, господин маршал!» Как я мог после таких документов доверять школьной учительнице? 

- А высоким баллам ЕГЭ доверяете? 

- Приведу прекрасный пример. Экзамен на получение водительских прав состоит из двух частей. Сначала ученика тестируют на знание правил дорожного движения. По сути, это ЕГЭ по истории в чистом виде. Только у будущих шоферов знаки и разметка чем-то похожи на даты и события, предлагаемые выпускникам. Второй этап - вождение, тебя сажают за руль, смотрят, как ты трогаешься, паркуешься и т.д. Я не думаю, что после практической части экзамена у инспектора возникнет дилемма, выдавать права испытуемому или нет. Ключевая проблема ЕГЭ состоит в том, что эта система экзаменования не дает ответа на вопрос, как человек мыслит, как апеллирует. Хорошо, пусть будет ЕГЭ. Но вуз должен решать, достаточно ему ЕГЭ или требуется контрольная проверка знаний. Мы в МГИМО ввели письменный экзамен на знание истории. 

- А как нам определить, верно ли понимается патриотизм? Зачастую за пламенными речами любви к матушке России скрывается ксенофобия. 

- Обратитесь к классике. У Достоевского говорится, что «человек, который любит свою Родину, который самодостаточен - он открыт». Если ты не перевариваешь другие народы, ты ура-патриот, а это значит - ты не понимаешь свою Родину. Истинный патриотизм - это чувства любви и стыда в одной упряжке. Да, Россия не всегда хороша. Как будто она была всегда «ласкова» со мной и с моими родственниками или с моим расстрелянным дедом. Но есть и другой пример. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 
 
Григорий РАПОТА, Государственный секретарь Союзного государства: 
«Настоящие педагоги учат мыслить самостоятельно, воспитывая творческую личность. И именно такая личность является двигателем прогресса любого государства. А настоящий учитель истории приучает видеть историю во всех ее аспектах и оценивать прошлое объективно».

Дмитрий ЖУК, гендиректор БЕЛТА: 
«Самая главная цель этой акции - чтобы спустя десятилетия наши внуки отмечали День Победы».

Сергей МАЧИНСКИЙ, завсектором поисковой работы и реконструкции Российского военно-исторического общества:
«Мы живем во время информационной войны, речь идет о противостоянии России и Украины. И та ложь, которая распространяется нашими врагами в сети, в первую очередь активно поглощается подростками. И если не заполнить информационную нишу настоящими фактами, правильными вещами, истинными ценностями, то кто-то вложит в нашу молодежь «другое». Мы рискуем повторить историю Украины. Сегодня там настоящие герои заменяются псевдогероями. А мы, россияне, которые думают по-другому, стали для них врагами. Я заметил, что молодежь стала интересоваться историей своей страны. Все хотят быть потомками великого народа, наследниками победителей. Вот тут-то и надо разъяснять, в чем суть величия. Упаси нас скатиться в размышления националистов, что «я русский и имею превосходство над другими народами». 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также