САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Одиссея экипажа майора Йорка

США, как и СССР, в начале войны потерпели ряд тяжелых поражений на море, на суше и в воздухе. Япония захватила огромные территории и акватории на Тихом океане и в восточной части Индийского океана. Поэтому американцам понадобился некий символический ход, показывающий, что их дух не сломлен, они продолжают борьбу. Сознательно или случайно, они повторили аналогичный советский ход. Как известно, в сентябре 1941 года, в период самых тяжелых поражений Красной армии, советские бомбардировщики с эстонских аэродромов нанесли несколько ударов по Берлину. Военное их значение было нулевым, а вот политико-психологическое – очень существенным.

США, как и СССР, в начале войны потерпели ряд тяжелых поражений на море, на суше и в воздухе. Япония захватила огромные территории и акватории на Тихом океане и в восточной части Индийского океана. Поэтому американцам понадобился некий символический ход, показывающий, что их дух не сломлен, они продолжают борьбу. Сознательно или случайно, они повторили аналогичный советский ход. Как известно, в сентябре 1941 года, в период самых тяжелых поражений Красной армии, советские бомбардировщики с эстонских аэродромов нанесли несколько ударов по Берлину. Военное их значение было нулевым, а вот политико-психологическое – очень существенным.

Американцы тоже решили нанести авиационный удар по Японии. Проблема была в том, что со своей территории достать до нее они не могли, а авианосцам из-за малой дальности полета палубных самолетов надо было бы подойти слишком близко к японским берегам. Что означало бы их гарантированную гибель: после Перл-Харбора и сражения у Явы ВМС Японии безраздельно доминировали в западной части Тихого океана.
Тем не менее изобретательные американцы нашли вариант, на первый взгляд казавшийся безумным: применить с авианосца тяжелые бомбардировщики наземного базирования В-25 «Митчелл», дальность полета которых была гораздо большей, чем у палубных самолетов. Инженеры рассчитали, что если стартовать с самой кормы авианосца, «Митчеллу» может хватить длины его палубы для разбега. Правда, не было никаких шансов на нее сесть. Поэтому, атаковав Японию, американские летчики должны были лететь в Китай и пытаться сесть на той части его территории, которая не контролировалась японцами. Все это было очень похоже на самоубийство, тем не менее американцам очень хотелось символического успеха. И 2 апреля 1942 года из базы Аламеда в Калифорнии вышли 2 авианосца, 4 крейсера и 8 эсминцев ВМС США. На борту одного из авианосцев, «Хорнета», находились 16 В-25, остальные корабли выполняли роль эскорта. Авиационной группой, предназначенной для выполнения самоубийственного задания, командовал подполковник Джеймс Дулитл.
Утром 18 апреля, уже в относительной близости от берегов Японии, эскадра наткнулась на японский сторожевой корабль. Его почти сразу потопили крейсеры и эсминцы, но у командира эскадры возникли опасения, что японец успел передать радиограмму об обнаружении американских кораблей. Поэтому он приказал поднимать самолеты немедленно, в 1200 км от Токио вместо запланированных 900 км.
Как ни странно, взлет прошел успешно. Хотя после схода с палубы «Хорнета» «Митчеллы» несколько сот метров шли над самыми гребнями волн, ни один из них в воду не упал. Более того, все 16 самолетов группы Дулитла достигли Японии, атаковав Токио, Иокогаму, Йокосуку, Кобе и Нагою. Атака была настолько внезапной, что японская ПВО нигде не отреагировала. На земле погибли 50 японцев, в основном мирных жителей, еще 400 были ранены. Разумеется, как и в случае с советскими атаками Берлина, военное значение рейда Дулитла было нулевым, но политико-психологическое – очень сильным.
Впрочем, теперь американским летчикам надо было еще достичь аэродромов в неоккупированной части Китая. На что у них из-за раннего старта не хватило топлива. В итоге 12 «Митчеллов» упали на китайскую землю, 3 – в море у берегов Китая. Все 75 членов их экипажей выбросились с парашютами, но трое при этом погибли, еще 8 попали в японский плен, из которого после войны живыми вернулись лишь четверо. Остальным 64 летчикам посчастливилось попасть к китайцам, от которых они постепенно вернулись в США и продолжали воевать.
Еще один бомбардировщик, которым командовал майор Эдвард Йорк, а членами экипажа были второй пилот – 1-й лейтенант Роберт Эмменс, штурман – 2-й лейтенант Нолан Херндон, механик – штабной сержант Теодор Лэбэн и стрелок-радист – капрал Дэвид Пол, в Китай не полетел. Йорк правильно понял, что ему не хватит топлива. Поэтому он сознательно повернул в сторону России и, проведя в воздухе к этому моменту 9 часов, приземлился на аэродроме Унаши к северу от Владивостока, где базировался 39-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота.
Хотя никто на советском аэродроме не говорил по-английски, а американцы, разумеется, не знали ни слова по-русски, встреча была очень теплой. Командование 39-го авиаполка обещало американцам дозаправку для дальнейшего перелета в Китай. Но тут в дело внезапно вмешалась большая политика.
Дело в том, что СССР и США в этот момент были союзниками в войне против Германии и Италии. А вот против Японии СССР не воевал. И очень опасался в этот крайне сложный для нас период войны нарушить договор с ней о нейтралитете: войны на два фронта в тот момент мы могли не выдержать. Соответственно, американских летчиков, воевавших против Японии, необходимо было интернировать. Что и было сделано. Американцев сначала переправили в Хабаровск, а затем перевезли в городок Оханск в Молотовской области (сейчас – Пермский край).
В Оханске летчики жили совершенно свободно, питались несравненно лучше, чем советские люди, к ним были приставлены повар, домработница и официантка. Однако радости от этого американцы не испытывали. Это были настоящие воины, герои (другие просто не пошли бы в самоубийственный рейд), для которых подобное комфортное прозябание было в каком-то смысле хуже плена. Они рвались на войну, которая на всех фронтах была в самом разгаре.  
В начале января 1943 года Йорк написал письмо начальнику советского Генштаба Василевскому с просьбой либо переправить летчиков в США, либо, если это совсем невозможно, использовать в СССР для инструктажа советских летчиков (в это время В-25 стали поступать к нам по ленд-лизу). Одновременно американцы договорились между собой о побеге. О чем, разумеется, узнало НКВД.
Со своей стороны, вернуть летчиков просил Сталина президент США Рузвельт. И Сталин дал указание организовать американцам побег в Иран. Эта страна с сентября 1941 года была, как известно, совместно оккупирована войсками СССР и Великобритании.
В марте 1943 года американцев перевели из Оханска в Ашхабад. Здесь им организовали встречу с мифическим «контрабандистом», который должен был за 250 долларов провести их через границу в Иран. В ночь с 10 на 11 мая 1943 года этот спектакль, в правдивость которого американцы искренне верили, был успешно проведен.
По сути, для американцев мало что изменилось, ведь они оказались в советской зоне оккупации Ирана. Но под чутким контролем НКВД они «незаметно» (с их точки зрения) добрались до британского консульства в Мешхеде. Англичане перевезли союзников в Пакистан, откуда те в конце мая вернулись-таки в США, где были приняты в Белом доме президентом Рузвельтом. Затем все они успешно прошли остаток войны, но сейчас никого из них в живых уже нет. «Митчелл» экипажа майора Йорка так и остался в СССР, использовался для обучения наших экипажей, а в начале 50-х был разобран на запчасти. А вся история забылась из-за начавшейся между бывшими союзниками холодной войны.

Александр ХРАМЧИХИН

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Замминистра обороны Беларуси: Иностранные наблюдатели приглашены на учения «Запад-2025»
  2. В Витебске прошел первый форум «Местная власть: совместная работа. Разговор о будущем»
  3. Ирина Костевич: Беларусь и Россия обмениваются опытом социального партнерства
  4. Постоянный комитет Союзного государства рекомендовал упросить гражданам Беларуси использование российских сим-карт
  5. Губернатор Белгородской области доложил Владимиру Путину о реализуемых мерах по поддержке участников СВО
  6. Проект о вкладе народов СССР в Победу представлен на «Славянском базаре в Витебске»
  7. Елена Богдан: Фестиваль социального кино «Общее житие» может стать изюминкой Союзного государства
  8. Ольга Бороненко: Основная задача союзных структур – обеспечить равные права граждан Беларуси и России
  9. В Витебске состоялось открытие второго международного фестиваля социального кино «Общее житие»
  10. Постоянный Комитет Союзного государства рассмотрел формирование бюджета
  11. Разработаны инновационные стратегии для укрепления сотрудничества стран Союзного государства
  12. Сергей Глазьев: Мы работаем над тем, чтобы наполнить «Славянский базар» интересным содержанием, основанным на традиционных ценностях
  13. Андрей Гурулев: Единое информационное пространство надо развивать
  14. Александр Казаков: Нам очень не хватает гуманитарного измерения Союзного государства
  15. Владимир Путин: «Славянский базар» вносит вклад в упрочение духовных связей народов

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

МНЕНИЯ

Кто смотрит РПЛ, тот в цирке не смеется

Анатолий Заусайлов

Межсезонье в российском футболе выдалось на редкость скандальным

Не дрейфь, Гус Иванович, приезжай сейчас

Олег Зинченко

Известный тренер готов посетить Россию только когда наступит мир.

"Скорая помощь" оделась в противодронный каркас

Михаил Васильев

Трамп не понимает, в чем наглядное отличие российской армии от жовтоблакитных "воинов света"

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также