САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Единство в многообразии?

Европейский парламент – теоретически самый главный законодательный орган единой Европы, его выбирают прямым всеобщим голосованием 492 миллиона избирателей из 27 стран ЕС. Избранные в 2009 году 736 депутатов будут работать в парламенте 5 лет, ведь досрочный роспуск или самороспуск Европарламента невозможен.

Европейский парламент – теоретически самый главный законодательный орган единой Европы, его выбирают прямым всеобщим голосованием 492 миллиона избирателей из 27 стран ЕС. Избранные в 2009 году 736 депутатов будут работать в парламенте 5 лет, ведь досрочный роспуск или самороспуск Европарламента невозможен.

Изначально членов Европарламента, первое заседание которого прошло в 1958 году, назначали парламенты стран Европейского экономического сообщества, предшественника ЕС. Представители ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, собравшиеся в Страсбурге, тогда не имели полномочий, это был своего рода дискуссионный клуб народных избранников из разных стран. В 1979 году была введена система всеобщих выборов, и граждане Великобритании, Ирландии, Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Италии впервые избрали депутатов Европарламента. Сегодня Европарламент – уникальный орган, единственное учреждение ЕС, которое избирается прямым голосованием граждан.
Как ни странно, Европарламент не имеет права законодательной инициативы, депутаты только рассматривают предложения Еврокомиссии («правительства» ЕС). Хотя его полномочия постепенно расширяются, компетенция Европарламента по сравнению с национальными законодателями ограничена. Европарламент рассматривает проект бюджета ЕС, утверждает состав Еврокомиссии и двумя третями голосов может принять решение о ее роспуске. В вопросах защиты окружающей среды или прав потребителей Европарламент имеет одинаковые полномочия с Еврокомиссией или Советом ЕС, куда входят главы государств и правительств стран Евросоюза и министры.
Депутаты объединены не по национальному признаку, а по партийной принадлежности в так называемые «политические группы», фракции. Всего их девять: Народная партия Европы (Христианские демократы) и Европейские демократы; Социалистическая группа; Альянс либералов и демократов Европы; Союз Европы наций; Зеленые/Свободный альянс Европы; Конфедеративная группа объединенных левых Европы/Нордик-зеленые, левые; Независимость/демократия; Независимые; «Индивидуальность, Традиция и Суверенитет» – крайне правые. Самая крупная фракция – правоцентристская Европейская народная партия, за ней их основные противники – Партия европейских социалистов. Руководит работой Европарламента спикер, избираемый на 2,5 года. Сейчас это Ежи Бузек – бывший премьер-министр Польши (в 1997-2001 гг.). Европарламент работает на сессионной основе. Его официальная резиденция – французский Страсбург, но часть заседаний проходит в Брюсселе, а генеральный секретариат размещается в Люксембурге. В последнее время в Европарламенте вновь разгорелись дебаты о целесообразности сохранения двух штаб-квартир в разных европейских странах. Большинство парламентариев выступают за окончательный переезд в Бельгию, где располагаются и другие институты власти ЕС. Но их голоса недостаточно для изменения уставных документов ЕС, где Страсбургу отводится важная роль.
Последние выборы в Европарламент прошли в 2009 году, а новые состоятся в 2014-м. В 2009-м была рекордная за 30 лет низкая явка, 43,1% избирателей, которая стала, как писала Die Presse, «пощечиной», снижающей привлекательность структуры Евросоюза.
Внешне все было прилично. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, которого позже переизбрали председателем Еврокомиссии на второй срок, оценил выборы в Европарламент так: «В целом результаты выборов – это несомненная победа тех партий и кандидатов, которые поддерживают европейский проект и хотят, чтобы Европейский союз находил политические решения их ежедневных забот». Действительно, наднациональная Европейская народная партия, включающая 48 политических партий стран ЕС, пусть с худшим результатом, но сохранила контроль над Европарламентом. И  это была несомненная удача для Евросоюза. Потому что проявилась другая тенденция –  впервые места в Европарламенте получили ультранационалисты и неожиданно много  леворадикальных партий. То есть позиции ЕНП были ослаблены, с одной стороны, глубоко консервативными и евроскептическими силами, а с другой – маргинальными и чрезвычайно радикально настроенными ультраправыми.
Поэтому победу правых в Европарламенте все-таки можно считать лишь номинальной. Большинство европейцев ногами заявили о своей позиции – они просто не пришли к избирательным урнам, и во многом неявка традиционного электората левых и обусловила успех консерваторов. Победители и проигравшие хором обвиняли экономический кризис, из-за которого европейцы стали менее политически активны. Конечно, как писали в свое время именно европейские классики марксизма, «бытие определяет сознание», в период экономического спада людям не до интеграции. Многие европейцы были разочарованы в ЕС, который не смог защитить их от экономического кризиса. А реакция электората на это разочарование была жесткой – все большую популярность во многих странах Европы приобрели политики, ставящие национальные интересы выше европейских.
Выборы 2009 года продемонстрировали еще одну тенденцию, характерную для Старого континента. Европейцы до сих пор не понимают пользы от органа, который называют «страсбургской» или «брюссельской говорильней». По большому счету, Европарламент всегда был страшно далек от народа, большинство европейцев не могут ответить на вопрос, зачем он им нужен. Возможно, отсутствие интереса к работе Европарламента связано еще и с тем, что в этом институте нет привычного для европейцев разделения на правящие и оппозиционные партии, и европейцы, за исключением самых политически активных, не совсем представляют, за что они, собственно, голосуют.
Вот почему многие европейцы считают, что Европарламент – очень дорогой и малоэффективный институт ЕС, занимающийся рассмотрением бюрократических вопросов, далеких от жизни обычных людей. Призывы руководителей ведущих европейских стран к необходимости создания «сильной Европы» особенно не спасают – их сводят на нет недостаточная информированность электората и оторванность избирателей от процесса работы власти на европейском уровне. В целом в результате всей неразберихи внутри ЕС обозначилась совершенно парадоксальная ситуация: большинство (56%) жителей коммунальной квартиры «Европа» поддерживают ЕС и верят, что Европейское сообщество обеспечивает им шанс преодолеть негативные последствия экономического кризиса, но почти такое же количество европейцев (53%) или ни во что не ставят способности Европейского парламента, или не уверены, что он на что-то сможет влиять.  
По оценкам некоторых европейских экспертов, пессимизм в Европе растет. И если задуматься не только о разработке стратегических планов развития единой Европы в новом веке, но и о конкретных социальных и финансовых сценариях ее развития в 2010-2020 годах, в том числе и о предстоящих выборах в Европарламент в 2014 году, то необходимо думать о том, как поднять престиж голосования на общеевропейском уровне. Ведь сегодня в Европе тех, кто знает, за кого отдать свой голос, становится все меньше. По мнению аналитиков, причина – в программах партий, которые, фокусируясь на внутригосударственных проблемах, общеевропейские фактически не затрагивают. Считается, что толчком к повышению электоральной заинтересованности могут стать в 2014 году два списка кандидатов в депутаты Европарламента – национальный и панъевропейский. Одобрить эту инициативу должны правительства входящих в ЕС стран.

Елена КОВАЛЕНКО

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также