САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Туризм

Автор Андрей Юрьев

125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай

Знакомится с летним завораживающим Витебском куда интересней из окошек вагонов. Здесь этот транспорт в особом почете.

Тематический музей находится на проспекте Фрунзе Витебска
Фото: Антон Степанищев/ИД "Беларусь сегодня"

ВАГОНЧИК ТРОНУЛСЯ


125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай. По колоритным улочкам он стал колесить в 1898 году, раньше чем в Минске, Москве и Петербурге.
История витебского трамвая начинается на закате XIX века, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. Француз, щедро направляя средства на строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским “передвижником” на 40 лет. В те же годы над городом заклубились густые пары от первой местной электростанции. К слову на некоторых картинах Юдаля Пэна, организовавшего в Витебске школу рисования и живописи и воспитавшего сотни талантливых учеников, среди которых Шагал, Цадкин, Лисицкий, можно узнать трубы сооружения из красного кирпича, ведь художник жил неподалеку от станции.

Первый вагон местными жителями был встречен громогласным «Ура!». Взрослые и дети сбегались со всей округи посмотреть на удивительную конку, следовавшую по рельсам без лошадей. Звенящую и шумную. Желающие опробовать технологическую диковинку должны были заплатить за полный билет 5 копеек, за льготный – 3. Зато можно было проехать пять километров по программе «два в одном»: добраться до нужно места и заодно полюбоваться городом: зданием окружного суда, ратушей, старинными храмами. Тогда история трамвайного парка начиналась с 18 моторных и 16 прицепных вагонов.

ПРИРОС НОВЫМИ МОДЕЛЯМИ


В неспокойные революционные годы начала ХХ века предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом Ленина.

Гражданская война внесла свои коррективы в функционирование транспортных артерий: по трамвайным путям пустили грузовые платформы для перевозки раненых солдат.
В 1930‑е годы динамично развивающийся город стал крупным научно-промышленным центром страны. Начиналось активное строительство трамвайных путей, которые как паутина следовали к фабрикам, заводам, комбинатам. Грузы с предприятий доставляли спецсоставом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода им. Коминтерна.

Трамвайное движение во время Великой Отечественной войны замерло, и оживилось только в 1946‑м. Удобный транспорт был не заменим в доставке кирпича и других стройматериалов для возрождения города.

Кроме грузовых перевозок, в Витебске расширялись и общественные маршруты, соединившие собой, как и раньше два берега Западной Двины. Протяженность путей увеличивалась, трамвайный парк прирастал новыми моделями.

В начале девяностых страна балансировала на краю пропасти — резкий спад производства, сокращение рабочих мест, рост безработицы. Экономические неурядицы сказались и на работе городского транспорта — количество трамваев на витебских улицах сократилось на 30 %. Но Беларуси удалось благополучно преодолеть сложный этап — экономика адаптировалась к новой реальности.

В июне 1998 года город на Двине торжественно праздновал 100‑летие трамвая. По договоренности с вагоностроительным заводом Санкт-Петербурга, в Витебске стали курсировать «питерские гости». Потом город перешел на электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш». Трамвай слегка покачивается, но не дребезжит, как его более древние сородичи. Для витебчан поездка на этом виде транспорта по любимому городу становится лишним поводом для радости.

РЕТРОПЕРСПЕКТИВА


Статный, добродушный кондуктор предлагает приобрести билет за три копейки. Похоже, проскочить «зайцем» не получится. Незамысловатая композиция «сопровождающего» в бронзе размещается в Витебске на проспекте Фрунзе рядом с трамвайным депо.

Кондуктор, как и трамвай рядом — дореволюционный. Форменная одежда, фуражка с номером, нагрудная бляха – все, как в начале двадцатого века. Кстати, до 1914 года кондукторами в витебских трамваях были исключительно мужчины.

Экспозицию музея истории Витебского трамвая можно разделить на 5 отделов, каждый посвящен определенному времени. Первый рассказывает о строительстве и пуске первого транспорта. Затем история охватывает период с 1918 по 1941 год. Третий отдел посвящен Великой Отечественной войне. Четвертый раскрывает интересные факты о послевоенной истории трамваев до 1970-го года. И завершает экспозицию рассказы о наших современниках.

Гостей встречает и старинный колоритный вагон, который был установлен на пьедестал к 110-летию трамвайного движения в городе на Двине. Уникальный экспонат — рельс немецкой фирмы «Бохум», выпущенный в 1898 году. Именно такие лежали изначально в Витебске. Тогда в городе было чуть более 5 километров путей. Трамваи ходили по четырем маршрутам с 7 утра до 9 вечера. Водитель, которого называли «ватман» («электрический мужчина»), работал в одну смену. Правда, мог отлучиться на продолжительный 3–часовой обед.
В музее также можно увидеть различные документы, пожелтевшие от времени фото, сравнить схемы маршрутов “из прошлого” с современной навигацией.

125 лет назад Витебск первым из белорусских городов пересел на трамвай

Так выглядели город и остановка общественного транспорта в начале ХХ века.
Фото: grodnobelproftrans.by


ИЗ ДИНАМИКОВ – ГОЛОС СПИРИДОВИЧ


16 февраля в день старта продаж билетов на «Славянский базар» в Витебске начал курсировать фестивальный трамвай.

- Украшенный символами фестиваля – васильками, он ходит по маршруту №1 и №6. Последняя цифра выбрана не случайно. В этом году фестиваль у нас 33-й – можно расшифровать магию чисел: 3 +3 равняется 6. Кстати, особенность транспорта не только в полевых цветах насыщенно синего цвета. На протяжении всего маршрута пассажиров сопровождает голос бессменной ведущей форума Алены Спиридович.

Харизматичная творческая дива озвучивает не только названия остановок, но и приглашает на июльский форум.

- Мы очень любим и всегда ждем Алену Спиридович, -- признается плавно покачиваясь в брендированном вагоне Татьяна Павлюк. -- Ведущая всегда радует своим образом, голосом и жизнерадостностью. Послушаешь ее и на душе становится теплее.

- Витебск в фестивальные дни буквально оживает. Всем нравится эта атмосфера, и в трамвайчиках наших прокатиться, не во всех городах они есть, - улыбается местная жительница Людмила Шувалова, компостируя талон.

Кстати, в Беларуси доехать от пункта А в пункт Б на трамвае можно только в четырех городах: Минске, Новополоцке, Витебске, Мозыре.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко утвердил проект договоренностей с Россией о гарантиях безопасности
  2. Владимир Путин заявил, что страны Запада показали себя как ненадежные партнёры
  3. Армения больше не считает себя членом ОДКБ, возврат в организацию уже невозможен
  4. Владимир Путин рассказал об условии возвращения западных компаний в Россию
  5. Владимир Путин: цифровой рубль будет использоваться в расчетах с 2025 года
  6. Владимир Путин посоветовал бизнесмену из Германии говорить на немецком языке
  7. В Госдуме обсудили исполнение поручений Президента РФ по сохранению Байкала
  8. Центризбирком Беларуси начал аккредитацию наблюдателей СНГ на президентские выборы
  9. Владимир Путин: Попытка Запада нанести России стратегическое поражение потерпела крах
  10. Владимир Путин: Правительство и ЦБ проводят сбалансированную политику
  11. Сергей Рачков: В Союзном государстве создано единое оборонное пространство
  12. В ОДКБ раскрыли места проведения военных учений в 2025 году
  13. Сергей Митин по итогам видеомоста Москва – Минск: Союзное государство является примером для международной интеграции
  14. Генсек ОДКБ: Приближение НАТО к РФ и Беларуси не исключает никаких сценариев
  15. Александр Лукашенко подписал указ о реагировании должностных лиц на критику в госСМИ

Парламентское Собрание

В Минске союзные парламентарии обсудили гармоничные тарифы мобильной связи и единое медиапространство

Животрепещущий вопрос, решение которого вышло на финишную прямую, - отмена роуминга на территории Союзного государства и приведение тарифов мобильных операторов к единому показателю.

Политика

Тем, кто думал, что все обойдется: не обойдется

Президенты Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана собрались в Астане на саммите ОДКБ. По традиции участники выступают в алфавитном порядке - из первых букв в названиях стран.

МНЕНИЯ

Прежде чем бороться с курильщиками, победите алкоголиков

Олег Зинченко

Очередные инициативы ЗОЖников всколыхнули интернет.

Саломе может наломать дров

Анатолий Заусайлов

Президент Грузии не хочет съезжать из дворца и присоединилась к протестам

Байден помиловал Байдена. А что, так можно было?!

Михаил Васильев

Освобождение собственного отпрыска американским президентом от ответственности – циничный пример семейственности

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также