САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Звезды

Автор Евгения Заболотских

Виктюк, бе-ги!

Он застал девять российских правителей и при каждом ратовал за свободу. Создал больше двухсот спектаклей, но не забыть томных «Служанок». Ушел в 84 года, в то время как в душе всегда было 19

Роман Виктюк собирался выписываться из больницы, но болезнь оказалась коварнее. ФОТО: kpmedia.ru

ХОТЕЛИ ВЫПИСЫВАТЬ

Роман Виктюк любил маски. Во многих своих спектаклях. А когда начался ковид, маски появились в его театре, как сувениры. Черные. С цитатами. Например: «Молчи. Танцуй свои слова» (из постановки «Нездешний сад. Рудольф Нуреев») или «Мадам прекрасна!» (из «Служанок»). Их раскупили тут же, как маэстро не стало. Видимо, выбрав оружием в борьбе с коронавирусом, который и сгубил режиссера.

Виктюк попал в Бахрушинскую больницу 27 октября. За день до дня рождения. И почти сразу его перевели в реанимацию. Спустя время режиссеру стало лучше. Хотели даже выписывать.

Он возвращался к жизни. Перечитывал Гомера и Борхеса. Рвался репетировать премьеру - комедию «Скок в постель». Однако 17 ноября мастера настигло частое последствие ковида - тромбоэмболия…

Прощание с Романом Григорьевичем шло в родном театре около четырех часов. Последний приют Виктюк нашел, как и хотел, в родном Львове рядом с мамой и папой.

НЕ ПРОСПИ, СЧАСТЬЕ

...В 2010 году мне посчастливилось взять интервью у Романа Григорьевича. Виктюку исполнялось 75 лет, и к юбилею он готовил премьеру «Король-Арлекин». О лицедее-самозванце. Я несколько лет охотилась за режиссером, но он ускользал. А тогда, кажется, сказала ему, любителю мистики, что по знаку зодиака я тоже Скорпион. И Роман Григорьевич оставил номер домашнего телефона. В условленное время набрала и услышала голос: «В потоке жизни не усни. А коль уснул, то остановку, - тут Виктюк делал свою знаменитую паузу, - счастья не проспи». «Алло, Роман Григорьевич! - кричала я сквозь шум машин, все еще не понимая, что обращаюсь к... автоответчику. А тот перешел на шепот: «Не проспи, не проспи...» - и засмеялся. Однако надо было узнать, когда и где у нас интервью. И набрала номер еще раз. Виктюк трубку взял.

- Роман Григорьевич, у вас такой необычный... - начала, но режиссер остановил меня. И тоном, не терпящим возражений, сказал:

- Завтра перед репетицией.

В назначенное время была в Театре Виктюка. Там шел ремонт, но репетиции проводились.

Роман Григорьевич в облаке дорогого парфюма вплыл в зал. И заполнил собою все пространство. Одет был, правда, не в умопомрачительный пиджак, который так любил, а в длинную вязаную кофту-пальто. Шею укутывал малиновый шарф. Темные очки. На пальце - перстень, подарок Версаче. Часто звонил телефон. Хитом Фредди Меркьюри I want to break free («Я хочу вырваться на свободу»).

Актеров называл «детьми». «Димуля! На голос иди, сына! Нет! Не поворачивайся! Чепуха! Туда не смотри, дурачься!» - указывал ведущему актеру Дмитрию Бозину. Тот играл Арлекина.

Виктюк на репетиции - театр одного актера. Он весь в процессе. Подпрыгивает, размахивает руками.

- Премьера к юбилею - лучший подарок для вас? - спрашиваю.

- Каждый человек на протяжении года к этому дню, не особенно радостному, должен готовить себе подарок. Если не знаешь, чем будет сегодняшний подарок отличаться от прошлогоднего, это нехорошо, потому что нет поступательного движения. К счастью, ты не была в пионерском лагере и не знаешь, что такое коллективное сознание идиотизма. Протягивают красную ленточку, человек с пистолетом говорит: «Раз, два, три!» и стреляет. И надо бежать. Десять километров или сто метров. И соревноваться, кто раньше. И в руки еще давали фамилии. Я сразу говорил: «Давайте я не побегу, а поставлю свою табличку в ящик с единицей или двойкой». А начальник твердил: «Раз, два, три: беги!» И я бежал. И пел: «В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди». И в этом и есть жизнь. Если задумаешься, куда бежишь, что идиот стрелял, что глупость вокруг, что не достигнешь цели, никогда не прибежишь. Режиссер должен знать: «Беги, дурачок, беги! И не думай ни о чем». Пусть слезки капают. Маму проси, чтоб помогла немножко. Но бе-ги! И подарочек себе такой придумай, чтобы весь абсурд вокруг в нем отобразить.

УДАЧЛИВЫЙ «РЕБЕНОК»

В конце речь зашла и о моем грядущем юбилее. И Роман Григорьевич сделал мне подарок. Два билета на легендарных «Служанок» по пьесе Жана Жене. Они впервые увидели свет в 1988 году на сцене «Сатирикона». Две сестры, Соланж и Клер, прислуживают Мадам. И завидуют ее красоте и богатству. Заявляют на любовника Мадам в полицию, а саму ее хотят убить. Все роли играют мужчины. Удачное соединение драмы, хореографии от Аллы Сигаловой и музыки. Да, еще сложный грим, как в Театре Кабуки.

До Дмитрия Бозина Соланж играл Константин Райкин.

- Это был первый спектакль после смерти моего отца, - вспоминает худрук «Сатирикона». - Он изменил жизнь нашего театра, наметил свою дорогу и послужил предзнаменованием нового перестроечного времени, когда Россия всех удивляла и радовала. «Служанки» впрямую не поднимали знакомых социальных проблем. Спектакль был совершенно отдельным цветком - произведением, которое сыграло невероятно значимую роль для культурного пространства страны. Ничего подобного до и после я не играл.

Главное в «Служанках» - энергетика самого Виктюка (он всегда присутствовал и выходил на поклоны): мощная, яркая, свободная, озорная и добрая.

Каждый из спектаклей Виктюк называл «ребенком». Одним из удачливых «детей» был «Реквием по Радамесу». С Ольгой Аросевой, Верой Васильевой и Еленой Образцовой. Они играли оперных див в доме престарелых.

- Этот спектакль был большим счастьем, - вспоминает, с трудом сдерживая слезы, Вера Васильева. - Мы в свои 80 с чем-то лет ощущали себя девчонками, влюбленными в театр. Роман Григорьевич нас любил. И ругал, но так, что мы чувствовали себя счастливыми.

Один из самых эпатажных спектаклей Виктюка шел в Минске в Государственном театре музкомедии БССР. Роман Григорьевич поставил его в 1982 году. Взял грибоедовское «Горе от ума», но получилась не комедия, а скорее трагифарс. Костюмы и декорации - черно-белые. Вместо вальса - рок-н-ролл и танго. Чацкий - в бархатном пиджаке. На фразе о том, как сладок «дым Отечества», к нему подвозили фанерный рояль. Фамусов ездил в инвалидной коляске. Только главный дирижер отказался следовать идеям Виктюка. Роман Григорьевич хотел, чтобы он был сумасшедшим - в белом и со связанными руками. Так, чтобы казалось, что он парализован и дирижирует одними пальцами.

Виктюк, бывало, вспоминал родной Львов. Высокое дерево во дворе дома.

- Однажды я убедил всех ребят в том, что умею летать, - рассказывал режиссер. - Собрал такую же, как я, детвору, забрался на верхушку дерева и сказал: «Сейчас полечу». Ребята стояли внизу и считали до четырех… А я не летел. Они вновь считали. Не летел. А на третий раз прыгнул, ударился о землю, но тут же поднялся, и, подобно белому лебедю из балета Чайковского, начал изображать полет. Ребята поверили, что я могу летать, подхватили на руки, подняли высоко. А это был просто режиссерский ход…

МОЖНО МНОГОЕ

ЛУЖКОВ ОТДАЛ КВАРТИРУ СТАЛИНУ

Роман Григорьевич родился во Львове, который на тот момент был еще не украинским, а польским городом.

- Когда я учился в школе, он был звездой, ставя острые, будоражащие спектакли в театре юного зрителя, - вспоминает земляк, кинокритик Андрей Плахов. - После убийства его близкого друга, актера Юрия Копосова, покинул Львов.

В Москве Роман Григорьевич жил в элитном доме на Тверской. В просторной квартире, которая когда-то принадлежала сыну, а потом внуку Сталина. С видом на Кремль и Госдуму. В 90-х она досталась Виктюку от тогдашнего мэра Москвы Лужкова. Квартиру выхлопотал мэтру актер Михаил Ульянов. Он играл у Виктюка. По мистическому стечению обстоятельств - тоже Сталина. В спектакле «Уроки мастера». Ульянов был вхож в кабинет к Лужкову. И для того, чтобы помочь Виктюку с жильем, принес градоначальнику документы, воспевающие Романа Григорьевича. Но Лужков ответил, что жильцы найдены. Тогда Ульянов с теми же интонациями, с какими говорил за Сталина, спросил, может ли назвать хотя бы фамилию того, о ком хлопочет. Лужков разрешил. Услышав «Виктюк», ответил: «Ему - можно!»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. На границе Беларуси и Украины воссоединились семьи из России и Украины
  2. МИД Беларуси: официальный запрос на переговоры с Литвой пока не поступал
  3. В Липецкой области задержаны подростки при попытке подрыва нефтепровода «Дружба»
  4. Россия и Украина готовятся к новому обмену гражданами на границе с Беларусью
  5. Владимир Путин поздравил российских боксёров с победой на чемпионате мира в Дубае
  6. Трамп заявил о «недавнем» разговоре с Путиным
  7. Владимир Путин подписал ряд важных законов: новые меры в экономике, мобилизации, финансовом контроле и санкционной политике
  8. В Красноярске начал работу Национальный центр «Россия»
  9. Владимир Путин подписал указ о праздновании 2650-летия Керчи в 2030 году
  10. Минобороны РФ: за ночь ПВО сбили 83 украинских БПЛА над российскими регионами
  11. Александр Лукашенко поздравил Бахрейн с Национальным днём и подчеркнул готовность к совместным проектам
  12. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  13. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  14. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  15. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также