САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Виртуоз клинка из Книги рекордов Гиннесса

Были времена, когда белорусские мастера клинка с каждой Олимпиады и чемпионата мира привозили целую россыпь наград. Но ушли из спорта великие чемпионы – Елена Белова, Виктор Сидяк, Александр Романьков, Николай Алехин, Ирина Ушакова – и золотоносная жила иссякла. И лишь в последние годы забрезжил луч надежды на возрождение победных традиций.

Были времена, когда белорусские мастера клинка с каждой Олимпиады и чемпионата мира привозили целую россыпь наград. Но ушли из спорта великие чемпионы – Елена Белова, Виктор Сидяк, Александр Романьков, Николай Алехин, Ирина Ушакова – и золотоносная жила иссякла. И лишь в последние годы забрезжил луч надежды на возрождение победных традиций.

Особенно преуспели саблисты – на прошлогоднем чемпионате мира они стали серебряными призерами в командном турнире. Об олимпийских перспективах белорусского фехтования, успехах и проблемах корреспонденту «СВ» рассказал один из величайших рапиристов всех времен, олимпийский чемпион, неоднократный чемпион мира, президент Белорусской федерации фехтования Александр Романьков.
– Александр Анатольевич, что случилось с одним из самых успешных некогда в Беларуси видов спорта?
– В современном спорте – две составляющие успеха: материальное обеспечение и тренеры. Других рецептов появления чемпионов пока не придумали. И после развала СССР мы потеряли и то, и другое. Из Беларуси, как ни из одной другой страны, уехало очень много квалифицированных тренеров, и это стало самой большой проблемой. К счастью, уехали не все. Остался и плодотворно трудится Григорий Васильевич Лопатнев, с именем которого и связаны все наши успехи последних лет в сабле. Появились и талантливые молодые тренеры, от которых мы вправе ждать новых чемпионов. И наконец, нужно понимать, с кем нам приходится соперничать. К примеру, во Франции работает 800 (!) фехтовальных клубов. Такая же ситуация в Италии, где фехтование по популярности – спорт номер два после футбола. И вложение средств там соответствующее. Увы, наши возможности куда скромнее. И тем не менее в сабле, например, мы сегодня сражаемся на равных и с французами, и с итальянцами.
– Кого из белорусских фехтовальщиков мы увидим на Олимпиаде в Лондоне?
– В фехтовании сложнейшая система отбора на Олимпийские игры и сумасшедшая конкуренция. Только в Европе в каждом виде насчитывается, как минимум, пять-шесть равных по силам команд. Тем отраднее, что среди этих великолепных дружин – и белорусская команда по сабле, которая наверняка попадает в заветную олимпийскую восьмерку.
– Кроме саблистов кто еще может завоевать заветную лицензию?
– В других видах фехтования, где у нас также есть перспективные спортсмены – мужская рапира и шпага, женская сабля, – на Олимпиаду напрямую мы не попадаем. Но шанс есть. После основного отбора (по мировому рейтингу и по классификации Международной федерации фехтования) в апреле пройдет зональный турнир в Братиславе, где европейские мастера разыграют оставшиеся лицензии. Надеюсь, шпажист Артем Чертович, рапирист Сергей Бык и саблистка Ольга Киселева свой шанс используют сполна. Возможно, кто-то еще себя проявит.
– Наверняка серебряная медаль чемпионата мира придала ребятам уверенности в своих силах?
– Белорусские саблисты на всех крупных соревнованиях постоянно были рядом с пьедесталом – на четвертых-пятых местах. Но второе место на чемпионате мира – настоящий прорыв. Медаль стала мощной психологической подпиткой, которая, безусловно,  сыграет свою роль и в Лондоне. Опытнейший капитан команды Дмитрий Лапкес и его надежные помощники Александр Буйкевич и Валерий Приемко начали осознавать свою силу. И здорово, что сегодня в этой команде каждый может стать лидером.
– А как сам Александр Романьков оказался среди героев Книги рекордов Гиннесса?
– Просто победил на пяти чемпионатах мира в личном первенстве. Как выяснилось потом, я – единственный спортсмен в истории мирового фехтования, кому удалось это сделать. Кстати, первый чемпионат мира в 1974 году я выиграл в 20 лет. Это был мой первый взрослый международный турнир. Хотя до этого меня отчислили из юниорской сборной СССР, поскольку кто-то решил, что я бесперспективный. Поэтому, чтобы попасть на чемпионат мира, мне нужно было выиграть чемпионат СССР среди… взрослых. Других вариантов не было.
– Вы участник трех Олимпиад, какая была самой памятной?
– Олимпиада в Сеуле в 1988 году, когда я стал олимпийским чемпионом. До этого несколько раз был рядом с первым местом, образно говоря, буквально касался золотой медали, но получал ее кто-то другой. Интересна предыстория сеульской победы. На чемпионате мира 1987 года мы в команде заняли только седьмое место, и руководство решило, что на Игры поедет один Романьков, а команда останется дома. В Спорткомитет ходили и тренеры, и я ходил, просил за ребят, клялся, что мы в команде непременно будем третьими. И под мою ответственность нам дали все же «добро» на подготовку к Играм. В итоге получилось, что «золото» в Сеуле выиграли не команды по сабле и шпаге, которые считались явными фаворитами, а только команда по рапире.
– В команде СССР фехтовали ребята из разных республик, возникали ли по этому поводу какие-либо проблемы?
– Никогда никаких проблем не было, тем более на межнациональной почве. Я с 1975 года был капитаном советской команды, и если бы что-то подобное возникло, виновного сразу бы отчислили. В том же Сеуле вместе со мной фехтовали грузин Владимир Апциаури, азербайджанец Ильгар Мамедов, татарин Анвар Ибрагимов, русский из Баку Борис Корецкий, который с 1982 года тренировался у моего первого и единственного тренера Эрнеста Асиевского. Теплые отношения сохранились со всеми до сих пор. С Борисом Корецким, который теперь живет в Беларуси, мы тренируем в одном зале. Недавно на соревнованиях встретились с Апциаури. Ильгар Мамедов в Международной федерации возглавляет судейскую комиссию, и всегда, когда выезжаем на международные соревнования, с ним видимся. Где бы мы ни выступали, держимся друг за друга.
– Как вы относитесь к тем интеграционным процессам, которые идут на постсоветском пространстве?
– Надеюсь, что эти процессы приведут к более тесной интеграции, потому что в спорте чем больше контактов, тем лучше. Россия, Беларусь, а теперь еще и Казахстан – вместе мы можем стать еще сильнее. Какие-то контакты сохранились и на уровне сборных. К нам приезжала на сбор в «Стайки» российская мужская команда по сабле, мы ездили на сбор в Россию. Правда, это разовое мероприятие, а хочется, чтобы такие контакты стали системными. Во времена сборной СССР мы дважды в год проводили сборы в «Стайках». И все меня сегодня спрашивают: «Как там «Стайки» поживают? Мы так хотели бы приехать к вам!» А я отвечаю, что в «Стайках» ничего не изменилось, только условия стали еще лучше.
– Чем вы увлекаетесь в свободное время?
– Когда выступал, коллекционировал медали, а теперь – марки и монеты. Еще мы с женой заядлые грибники. Тамара у меня тоже спортсменка, мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе. Семья у нас дружная, двое детей – сын и дочь. Это большое счастье, когда имеешь крепкий тыл.
– Есть ли у великого рапириста мечта?
– Все мысли о Лондоне, вместе с ребятами мечтаем о медали.  Очень хочется, чтобы мечты сбылись.

Алексей НИКОЛЬСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Видеомост Москва – Минск объединил парламентариев и экспертов для обсуждения исторической памяти Союзного государства
  2. Андрей Белоусов: Энергетический потенциал Украины сократился более чем наполовину
  3. Владимир Путин: Деградация украинской государственности очевидна, а при Трампе конфликта могло бы не быть
  4. Владимир Путин: На Западе деградация, а не цивилизация, а конфликт на Украине развязан не Россией
  5. Владимир Путин: Гиперзвуковой комплекс «Орешник» встанет на дежурство, цели СВО будут реализованы
  6. Владимир Путин на коллегии Минобороны: Россия усилит армию на фоне военной поддержки Украины со стороны НАТО
  7. Александр Лукашенко вручил спецпремию "Белорусский спортивный Олимп" за 2025 год
  8. Ольга Германова: Нужно уделять больше внимания подвигу тыла, памяти молодых героев и семейным ценностям
  9. Артём Туров: Программы по сохранению исторической памяти будут расширяться и переводиться на десятки языков
  10. Вячеслав Володин: Продажа вейпов и сигарет на остановках будет запрещена по новому закону
  11. В Новополоцке открылся белорусско-российский центр передовых сварочных технологий
  12. Нижегородская область и Беларусь расширяют сотрудничество в технологиях, промышленности и судостроении
  13. Журналисты из недружественных стран смогут задать вопросы Путину на «Итогах года»
  14. Александр Лукашенко: Украина сама уступила Крым России в 2014 году
  15. Беларусь и Россия обсудили развитие совместных проектов в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также