САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Приоритеты расставляет время

Чернобыль в буквальном смысле научил нас оперировать вечными категориями: при всем желании его особенно въедливые радиоактивные следы не удастся стереть с лица Земли и за несколько столетий. Увы, это объективная реальность. Очевидно и то, что решать такого рода проблемы необходимо всем миром, вне зависимости от размера ущерба, причиненного той или иной стране. Беларусь и Россия, начав строить свой союз, никогда не забывали о горьком чернобыльском наследии. О результатах совместной деятельности не понаслышке знает Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АДАШКЕВИЧ.

Чернобыль в буквальном смысле научил нас оперировать вечными категориями: при всем желании его особенно въедливые радиоактивные следы не удастся стереть с лица Земли и за несколько столетий. Увы, это объективная реальность. Очевидно и то, что решать такого рода проблемы необходимо всем миром, вне зависимости от размера ущерба, причиненного той или иной стране. Беларусь и Россия, начав строить свой союз, никогда не забывали о горьком чернобыльском наследии. О результатах совместной деятельности не понаслышке знает Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АДАШКЕВИЧ.

– Владимир Степанович, на «капитанском мостике» этой комиссии вы давно не новичок – союзная история вершится на ваших глазах и при вашем непосредственном участии. Спектр вопросов, которые курирует комиссия, довольно широк, но сегодня остановимся на сугубо чернобыльских направлениях, поскольку они сами по себе многосторонние и носят не декларативный, а практический характер.

– Действительно, с самых первых шагов союзного строительства делалось все, чтобы совместными усилиями минимизировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Это наша общая боль. Пострадали население, территории. Это целый комплекс взаимосвязанных проблем, касающихся охраны здоровья, социальной сферы, экономики. Безусловно, в каждой из наших стран они последовательно решаются на национальном уровне. Объединив усилия, финансовые возможности, опыт и научно-технический потенциал, многие из этих проблем можно решать гораздо эффективнее. Поэтому еще в начале 1990-х было заключено межправительственное соглашение о совместных действиях по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы. И уже при реализации положений Договора о Союзе Беларуси и России в программе первоочередных действий значилось создание унифицированной правовой базы для проведения мероприятий по медицинской, радиационной и социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года предусматривается осуществление совместной политики в области предупреждения и ликвидации последствий природных и технологических катастроф, в том числе последствий аварии на ЧАЭС, а также формирование общего информационного пространства.

– Насколько оправдал себя программно-целевой метод совместного решения чернобыльских проблем?

– Метод программирования помог систематизировать работу и избежать дублирования по многим направлениям, ведь выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с реализацией национальных государственных программ в обеих странах. На данный момент выполнены уже три союзные чернобыльские программы, идет подготовка четвертой. Источник финансирования мероприятий – бюджет Союзного государства. Распределение средств между российской и белорусской сторонами осуществляется в равных долях.

– О каких суммах, если не секрет, идет речь?

– Расходование средств из союзного бюджета никогда не сопровождалось грифом «Секретно». На финансирование первой союзной чернобыльской программы, рассчитанной на 1998-2000 годы (ее продлили и на 2001 год), было выделено 344,8 миллиона российских рублей – около 17 миллионов долларов США. Материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы двух стран были объединены для решения наиболее актуальных на тот момент проблем. Прежде всего это строительство и оснащение специализированных учреждений здравоохранения. Около 90 процентов всего объема финансовых средств пошло на создание материально-технической базы единой системы специализированной помощи гражданам Беларуси и России. Был выполнен значительный объем работ, заложены основы для сближения нормативных, правовых и методических подходов в сфере защиты населения и реабилитации территорий.
В 1998 году был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. Объединение медико-дозиметрической информации, накопленной в национальных радиационно-эпидемиологических регистрах, обеспечивает получение оценок риска развития радиационно-индуцированной патологии и выявление контингента граждан, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, а в случае обнаружения заболевания оказывается высокотехнологичная медицинская помощь.

– Обосновывать необходимость следующей союзной чернобыльской программы долго не пришлось?

– Лучшими аргументами стали конкретные результаты. Более того, на финансирование второй союзной чернобыльской программы, рассчитанной на 2002-2005 годы, было выделено 980 миллионов российских рублей – около 32 миллионов долларов США. Здесь уже ставилась цель сформировать единую политику двух государств по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Это подразумевало создание основ единой нормативной правовой базы, внедрение унифицированных стандартов и наиболее эффективных технологий, реализацию экономически оправданных мероприятий. Продолжилось развитие единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим от чернобыльской катастрофы. И опять-таки большой объем средств был направлен на создание материально-технической базы здравоохранения.

– Термин «материально-техническая база» звучит обобщенно и казенно. Какие конкретно объекты за ним скрываются?

– В Беларуси, к примеру, с привлечением средств союзного бюджета были введены в строй два важнейших объекта: Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле и Гродненский завод медицинских препаратов в городе Скиделе, который ориентирован на обеспечение медикаментами населения районов Беларуси и России, пострадавших от чернобыльской аварии. На основе субстанций высокоочищенных аминокислот на этом заводе организовано производство готовых лекарственных форм мощностью 200 миллионов таблеток и 50 миллионов капсул в год. Причем освоен выпуск разных препаратов.
Открытие Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, созданного на базе Гомельского специализированного радиологического диспансера, позволило существенно приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшему от чернобыльской катастрофы региону Беларуси – Гомельской области. В состав центра вошли специализированный радиологический диспансер, стационар на 450 мест, научные подразделения. Он является уникальным комплексом по оказанию квалифицированной помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

– Не заставила себя ждать и третья союзная чернобыльская программа, стартовавшая в 2006 году и завершившаяся в 2010-м. Чем была примечательна она?

– Раз уж мы начинали разговор о предыдущих программах с финансового обеспечения, не премину подчеркнуть, что на реализацию третьей программы было направлено значительно больше средств: 1,2 миллиарда российских рублей – около 43 миллионов долларов США.
Все мероприятия, предусмотренные программой, выполнены полностью. Работы велись по трем направлениям: совместная деятельность по созданию элементов системы мер адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам; формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий и земель лесного фонда; реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
На базе национальных медицинских центров и учреждений реализовано 27 проектов, направленных на разработку и продвижение высоких медицинских технологий и передового опыта по оказанию специализированной медицинской помощи. В частности, внедрена технология удаленного телемедицинского консультирования, позволяющая получать консультации у ведущих специалистов и существенно ускоряющая процесс передачи необходимых диагностических материалов. Для реализации медицинских проектов приобретено высокотехнологическое оборудование.
Здоровье людей – вопрос, обладающий наибольшей социальной значимостью. Поэтому в рамках Союзного государства реализуется всеобъемлющий комплекс мероприятий по сохранению здоровья пострадавшего населения. Среди них не последнее место занимает развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения. С 2002 года из бюджета Союзного государства выделяются финансовые средства на организацию лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Кстати, в 2011 году в союзном бюджете на эти цели предусмотрено 21,6 миллиона российских рублей.

– В принципе и другие союзные чернобыльские мероприятия в той или иной степени касаются нашего здоровья, ведь оно напрямую зависит от состояния окружающей среды, радиационной безопасности, продуктов питания, которые мы потребляем…

– Приведу еще один конкретный пример. В 2007-2008 годах в рамках Программы совместной деятельности по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС создана система радиационного мониторинга содержания стронция-90 в костях крупного рогатого скота с целью усиления контроля экспортной продукции, производимой перерабатывающими предприятиями Беларуси. Разработаны «Ветеринарно-санитарные правила проведения контроля содержания цезия-137 и стронция-90 в экспортируемых пищевых продуктах и сельскохозяйственном сырье, подконтрольных государственному санитарному надзору». 24 мясокомбината, направляющие свою продукцию на экспорт, и ветеринарные лаборатории оснащены необходимым измерительным оборудованием, проведено обучение специалистов. Ряд лабораторий молокоперерабатывающих предприятий Гомельской области оснащены оборудованием для организации системы мониторинга содержания стронция-90 в молоке и молочных продуктах, поставляемых на экспорт в Россию.
Кроме того, в рамках союзных программ в дополнение к национальным госпрограммам осуществляются закупки дозиметрического, радиометрического и спектрометрического оборудования.

– На каком уровне сегодня находятся радиоэкологическое образование, подготовка специалистов, информирование населения и общественности?

– Важным звеном в развитии информационной работы по чернобыльской тематике стало создание Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС (РБИЦ). Напомню, в 2003 году на базе Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук в Москве начало функционировать Российское отделение РБИЦ, а в сентябре 2007-го – Белорусское отделение в Минске.
В третьей союзной программе впервые появился обширный раздел «Реализация общей информационной политики по проблемам преодоления последствий чернобыльской катастрофы», в рамках которого осуществлялась отработка новых подходов к ведению информационной работы. Созданы местные информационные точки и центры чернобыльской направленности в пострадавших районах, апробированы на практике тематические информационные, просветительские, обучающие акции и мероприятия. Особенно хотелось бы отметить создание комплексного электронного информационного ресурса, в котором объединена разноплановая информация, представляющая интерес для широкого круга пользователей.

– Владимир Степанович, на что в дальнейшем планируется нацелить совместные усилия по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС?

– На заседании нашей комиссии, которое прошло 23 марта в Подмосковье, были подведены не только итоги выполнения третьей программы, но и принято решение, что депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассмотрят предложения МЧС двух стран о проекте концепции Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2011-2015 годы. Есть все основания полагать, что объем средств из союзного бюджета на ее реализацию будет увеличен и превысит 2 миллиарда российских рублей.
Обозначить новые направления в работе помогла и проходившая недавно в Гомеле и Брянске научно-практическая конференция «25 лет после чернобыльской катастрофы. Преодоление ее последствий в рамках Союзного государства». Активное участие в этой конференции приняли депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в том числе члены нашей комиссии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин и Александр Лукашенко – о защите Союзного государства: Ответим всеми силами и средствами
  2. Президенты России и Беларуси выступили с заявлениями для СМИ
  3. РФ и Беларусь утвердили постановление о концепции безопасности Союзного государства
  4. Владимир Джабаров: Попытки Запада отдалить Минск от Москвы не увенчались успехом
  5. Сбор вопросов для прямой линии Владимира Путина стартует в ночь на 8 декабря
  6. Лукашенко попросил Путина передать Беларуси систему «Орешник»
  7. Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали Договор о гарантиях безопасности Союзного государства
  8. Александр Лукашенко: Рассчитываем на скорейший запуск объединенных рынков газа и нефти
  9. Путин: Договор о гарантиях безопасности позволит надежно защитить Россию и Беларусь
  10. Владимир Путин: Российско-белорусские отношения выстраиваются на незыблемых принципах дружбы, уважения и учёта интересов друг друга
  11. Владимир Путин: Страны Запада намеренно обостряют напряженность на Украине
  12. В Минске стартовало заседание Высшего Госсовета Союзного государства
  13. «Бессмертный полк» в 2025 году пройдет вместе с шествиями «Беларусь помнит»
  14. Песков ответил на вопрос о размещении "Орешника" в Беларуси
  15. Между РФ и Беларусью в праздники пустят более 30 дополнительных поездов

Парламентское Собрание

Парламентское собрание обсудило доступ граждан РФ и Беларуси к медицинским услугам за счет бюджетных средств

Союзные депутаты обсудили вопросы оказания медпомощи и обмена правовым опытом в сфере волонтерства

Политика

Работу Владимира Путина положительно оценили 82 процента россиян

Согласно опросу "Фонда общественное мнение" (ФОМ), 82 процента граждан страны положительно оценили работу Президента РФ Владимира Путина. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

НАТО отменил выборы президента в Румынии

Анатолий Заусайлов

И все потому, что на них мог победить кандидат, выступающий против оказания помощи Украине

Что нам делать с Лией Ахеджаковой?

Михаил Панюков

Народная артистка России выкрикнула бандеровский лозунг со сцены

Недоверье начинается с улыбки

Валерий Чумаков

По-видимому, нам не получится наладить с западноевропейскими и англосаксонскими странами доверительные отношения. Уж слишком велика разница в менталитете

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также