САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Российские и белорусские ученые совместно создают настоящий конструктор для фармацевтики

Новая перспективная союзная программа «Союз-Биомембраны» не обещает людям создать прорывные лекарства от неизлечимых болезней. Она обещает создать технологическую платформу для успешного создания таких лекарств

Уже сегодня терапия работает на уровне наномедицины.
 Фото: БелТА

БЕЛОК, ОТ КОТОРОГО ПРОК

О том, как работает проект, какие вызовы ставят перед собой ученые и почему их главным объектом внимания стали мембранные белки нам рассказал научный руководитель с белорусской стороны, ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной диагностики и биотехнологии Института биоорганической химии НАН Беларуси Андрей Гилеп.

– Андрей Александрович, все примерно представляют, что мембрана – такая перегородка между двумя средами. Но что такое биомембрана?

– В рамках программы «Союз-Биомембраны» речь идет о мембранных белках, то есть, белках, которые встроены в клеточные мембраны, оболочку клеток, отделяющую ее содержимое от внешней среды.

Вообще, мембраны – это то, что отличает живое от неживого. Живая материя смогла сформироваться, только когда научилась создавать мембраны с избирательной проницаемостью. А мембранные белки – это как охранники на воротах, погранпосты, которые пропускают нужные вещества и блокируют лишние. Изучить их сложно: они составляют всего тридцать процентов генома, но большинство из них – настоящие темные лошадки. Мы почти ничего о них не знаем, но есть основания полагать, что они могут стать важной мишенью для новых лекарств.

Наша задача – понять их структуру и функции, а затем разработать прототипы лекарств, которые будут на них воздействовать. Это называется рациональный дизайн: мы не просто ищем лекарства наугад, а создаем их, опираясь на точное знание о конкретном белке.

ЛЕЧИТЬ НЕИЗЛЕЧИМОЕ

– И какие болезни вы собираетесь лечить?

– Мы фокусируемся на пяти группах заболеваний: 

  • сердечно-сосудистые, 
  • онкологические, 
  • аутоиммунные, 
  • нейродегенеративные 
  • и инфекционные.
Но не на те, где уже есть эффективные решения, а на те, где лечения либо нет, либо оно небезопасно для ряда пациентов или неэффективно. Но мы не обещаем конкретных препаратов. Разработка оригинального лекарства занимает порядка двадцати лет, а программа рассчитана до 2030 года. Наша цель – создать прототипы лекарств и технологии для таргетной, целевой терапии.

Например, в онкологии есть виды рака крови, которые сегодня не поддаются ни химиотерапии, ни лучевой терапии, ни пересадке костного мозга. Для них мы разрабатываем прототипы таргетных терапевтических средств, которые бьют точно в цель – в конкретный белок, не разрушая весь организм.

Или нейродегенеративные заболевания, вроде болезни Альцгеймера: мы понимаем, что за пять лет не найдем лекарство, но можем улучшить персонализацию терапии, чтобы существующие препараты работали эффективнее с учетом индивидуальных особенностей конкретного пациента.

КБ «ЗДОРОВЬЕ»

– Я правильно понял, что вы создаете такой проект своеобразного гипотетического завода, который можно быстро перевести с выпуска одной продукции, на выпуск другой? Технологию исследований, которую легко можно перенастроить с изучения одного мембранного белка, на изучение другого?

– Скорее не завод, а Конструкторское бюро. Которое создает чертежи технологических линий для будущих лекарств. Мы разрабатываем технологии, которые позволяют быстро и эффективно находить новые белки-мишени, изучать их структуру и создавать к ним модуляторы – прототипы лекарств. Это как шахматная партия: мы ищем, за какое минимальное число ходов можно поставить мат.

– То есть, разработать эффективное лекарство?

– Наша платформа универсальна: она работает не с одним белком, а с целыми классами – транспортерами, ионными каналами, ферментами. Если мы научились работать с одним белком, нам проще разобраться с другим из того же класса. Это как научиться собирать одну модель конструктора – остальные собираются быстрее.

Программа дает не только технологии, но и конкретные продукты: прототипы лекарств, диагностические системы, библиотеки веществ. Все это направлено на практическое применение – от онкологии до инфекционных болезней.

Российские и белорусские ученые совместно создают настоящий конструктор для фармацевтики
Труд ученых часто остается в тени. Зато успешные результаты их изысканий вспоминают многие и многие пациенты
 Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

ВМЕСТЕ

ОДНА СТРАНА – ХОРОШО, А СОЮЗ – ЛУЧШЕ

У российских и белорусских ученых богатый опыт плодотворного сотрудничества

– У нас за плечами сорок лет сотрудничества, совместной работы российских и белорусских ученых, - продолжает Андрей Гилеп - Она началась еще до того, как я пришел в науку! У каждой из стран есть свои мощные компетенции. Россия сильна в изучении рецепторов и ионных каналов, Беларусь – в мембран-связанных ферментах. Вместе мы создаем единую платформу, где каждый вносит свою экспертизу. МФТИ, МГУ, Институт биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича и ряд других организаций с российской стороны и наш Институт биоорганической химии, РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, РНПЦ психического здоровья и другие организации с белорусской – это мощный консорциум, который работает как слаженный оркестр.

– А кто был инициатором программы, россияне или белорусы?

– Идея родилась еще в 2019 году, когда мы начали формировать консорциум. Это не было инициативой одной стороны – мы с российскими коллегами уже несколько десятилетий работали вместе, получали совместные гранты. В какой-то момент поняли, что нужна мощная поддержка Союзного государства, чтобы вывести исследования на новый уровень. Это как переход от кустарного производства к индустриальной платформе.

ПЕРСПЕКТИВА

СТАРТОВАЛИ ДО СТАРТА

Программа может вывести медицину на новый уровень

– На каком этапе вы сейчас находитесь?

– На старте. В октябре 2024 года программа была одобрена, и сейчас ждем финального подписания постановления Совмином Союзного государства. Но работа уже идет: в Беларуси, например, успешно применяют CAR-T-терапию, а в России достигнуты успехи в изучении рецепторов. Мы не ждали официального старта – исследования велись в рамках других программ и грантов. Теперь объединяем усилия, чтобы создать платформу мирового уровня.

– Как программа изменит здравоохранение в России и Беларуси?

– Я не скажу, что мы за пять лет перевернем здравоохранение – это слишком амбициозно. Но мы создаем ядро, которое накапливает критическую массу знаний, технологий и кадров. Это как собирать уран для атомной бомбы: мы не устроим взрыв, но заложим основу для будущего прорыва. Программа привлечет талантливых людей, даст им интересную работу и шанс реализовать свои идеи. А это уже успех.

НОУ-ХАУ

ТРЕНАЖЕРКА ДЛЯ «КЛЕТОК-УБИЙЦ»

В Беларуси эффективно развивается технология CAR-T-клеточной терапии

– В сотрудничестве с Республиканским научно-практическим центром  детской онкологии, гематологии и иммунологии нами был выполнен пилотный проект в данном направлении. Мы берем кровь пациента, выделяем Т-клетки иммунной систем, это «клетки-убийцы»,– модифицируем их, чтобы они находили раковые клетки, размножаем и возвращаем пациенту. Это его собственные клетки, поэтому они не отторгаются. Мы «обучаем» их бороться с рефрактерным острым лимфобластным лейкозом. Для некоторых пациентов это последняя надежда, когда химиотерапия и пересадка костного мозга не работают.

Эту технологию уже внедрили в клиническую практику, и она реально спасает людям жизни. В рамках «Союз-Биомембраны» мы хотим расширить ее применение, используя новые белки-мишени, которые найдем вместе с российскими коллегами. Это как поставить на поток новую модель машины: технология готова, нужно только указать, какие клетки атаковать.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Очередное заседание СМИД СНГ состоится в апреле в Калининграде
  2. Россия и Беларусь вошли в топ-20 мирового рейтинга по уровню интеллекта
  3. Владимир Путин назвал химическую промышленность одним из ключевых секторов экономики России
  4. В Москве состоялось заседание Совмина Союзного государства: утвержден пакет ключевых решений на 2026 год
  5. Александр Турчин назвал три ключевых направления роста экономики Союзного государства
  6. Какая продукция сможет получить статус «товар Союзного государства»
  7. Заседание Высшего госсовета Союзного государства намечено на конец февраля
  8. Александр Турчин: Союзное государство усиливает интеграцию и должно инвестировать в туризм
  9. Нацбанк представил новый графический знак белорусского рубля
  10. Бразилия хочет нарастить импорт белорусских удобрений и техники
  11. Посол Бразилии рассчитывает на возобновление сотрудничества Embraer с Беларусью
  12. Россия сохранила лидерство на рынке легкого коммерческого транспорта Беларуси
  13. Российские военные сообщили об освобождении Придорожного в Запорожской области
  14. Дмитрий Песков: Россия готова возобновить диалог с Европой, если к этому созреют европейские столицы
  15. Александр Лукашенко заявил о поддержке Лулы да Силвы на выборах в Бразилии

Парламентское Собрание

Геннадий ЛЕПЕШКО: «Конфликт по Украине нужно закончить, а не приостановить»

Союзное государство и структуры, в которые оно входит, направлены не против кого-то, а нацелены только на сотрудничество

Политика

Александр ЛУКАШЕНКО: Наше время пришло

 Размеры государства не так важны, как его технологическая мощь

МНЕНИЯ

Спортсменов России и Беларуси приравняли к рабам

Олег Зинченко

Наши болельщики тоже в разряде угнетённых.

Чертова дюжина в Милане

Анатолий Заусайлов

На Зимней Олимпиаде-2026 выступят 13 россиян. Беларусь представят 7 человек

Снег идет, и все в смятенье

Михаил Панюков

Рекордные снегопады не парализуют жизнь в Минске и Москве, в отличие от Нью-Йорка

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также