Это надо живым!
Молодые музыканты из России и Беларуси сыграли положенный на музыку «Реквием» Роберта Рождественского в Москве и Минске
ЧАЙКОВСКОГО НЕ ОТМЕНИТЬ
Наверное, никогда в своей истории молодежный белорусско-российский симфонический оркестр (а он с перерывами существует с 2008-го года) не исполнял такую необычную программу. Всего два произведения – зато каких. В этом году выбор музыки диктовали события: 80-летие Великой Победы и 185-летие со дня рождения Петра Чайковского.
Поэтому второе отделение отдали «Пятой симфонии» композитора (самой популярной в его творчестве).
А вот первое отделение – это музыкально-поэтическая композиция «Реквием. Вечная слава героям». 30-летний Роберт Рождественский с особым трепетом писал эти стихи, держа на рабочем столе фотографию шестерых молодых ребят - братьев его матери, из которых лишь один вернулся с войны:
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно — не мертвым!
Это надо — живым!
Он написал «Реквием» в 1962-м, а спустя почти шестьдесят лет 40-летний композитор Кузьма Бодров положил эти пронзительные строки на музыку. Впервые композиция прозвучала в 2021-м году в Москве на Зимнем фестивале Юрия Башмета. Ее даже исполняли на знаменитом «парящем мосту» в столичном парке «Зарядье» 22 июня в четыре утра. Дирижировал тогда тоже Юрий Башмет. В Минске, а концерты молодежного оркестра под его руководством проходят по очереди в двух столицах, зрители произведение услышали впервые.
- «Реквием» очень перекликается с сегодняшним днем, как и Петр Ильич Чайковский, поскольку он всегда обращался к сути человека — переживаниям, радостям, несчастьям. Все есть в его музыке, поэтому она переживает все потрясения. Как ни запрещай Чайковского за рубежом, все равно никуда не деться – его музыку исполняют. Пытаются нас тормозить, а мы только набираемся сил. Потому что это сопротивление нам дает больше творчества, - заявил главный дирижер оркестра Юрий Башмет.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ
«Реквием» - произведение сложное само по себе, так еще задействован не только оркестр, но и хор (тоже молодежный), а важнейшее место (и не только на сцене) занимает чтец. Многие «звезды» исполняли «Реквием», но, пожалуй, пронзительнее всего это получается у народного артиста России Сергея Гармаша.
Он читает спокойно, но с такой мощью доводит смысл до зрителя, при этом без громыхающего пафоса, как будто заглядывает в душу во время чтения. А у тебя мурашки по коже.
А потом словно набат включается музыка. По словам маэстро, композитор Кузьма Бодров чутко следует за стихами симфонической партитурой, откликаясь на настроение каждой части поэмы. Музыка в текст встраивалась ювелирно: где-то он звучит отдельно от нее, где-то параллельно. Где-то тексту было нельзя мешать даже звуком. И так почти 45 минут переполняющих тебя эмоций.
Уже отзвучали крики «Браво», затихли овации, зрители ушли на антракт, а в зале казалось еще долгим эхом звучали последние строчки «Реквиема»:
Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!
КОМПЕТЕНТНО
ДЫХАНЬЕ ПОПАДАЕТ В ТАКТ
Юрий Башмет уверен, что задача оркестра в том, чтобы его участники убеждались в верности выбора своей профессии
В молодежном симфоническом оркестре – девяносто ребят (шестьдесят из России, тридцать из Беларуси). Лучшие из лучших, причем, не только из столиц или Санкт-Петербурга, а из городов областных и районного масштаба.
- Идея молодежных оркестров именно в том, чтобы ребята убеждались в верности выбора своей профессии. Мне, главное, что нужно, – это запасаться терпением, потому что иногда бывает говоришь: «Давай», а он не играет. Еще раз повторяю: «Давай», а музыка- то идет, и вот он сейчас должен вступить. Потом бывает и третий раз, и, конечно, нужно иметь терпение и объяснять, что тут не просто нужно играть по счету или по тому, как я покажу, надо понимать роль этих своих трех-десяти нот и почему они там возникают. Юным музыкантам важно социализироваться в оркестре. Потому что с разных сторон люди играют на разных инструментах, тут еще я размахиваю, а еще нужно владеть материалом модным.
Мы играем серьезные вещи — «Блокадную симфонию» Шостаковича, музыку Шнитке, Чайковского, как сегодня в программе, - объясняет маэстро.
– Насколько сложен отбор, особенно среди белорусов? – интересуются у Юрия Башмета журналисты из Синеокой.
– Не мы отбираем, сама Беларусь, а мы абсолютно доверяем коллегам. Главное, чтобы эти люди, незнакомые друг другу, дышали, как говорится, одинаково. И это непросто, но в этом смысл оркестра.
ПЕРВЫЕ СКРИПКИ
АХ, АЛИСА
Ребята успели сдружиться за время выступлений и репетиций
Первая скрипка оркестра Алиса Губанова учится на третьем курсе Санкт-Петербургской консерватории.
- «Реквием» - невероятное произведение. По тому, как подобраны слова, как подобран чтец, как он душевно к этому подходит, каждый раз получается до мурашек. Музыка тоже просто невероятная. Она настолько дополняет то, о чем говорит чтец. Мне кажется, это производит сильное эмоциональное впечатление и на нас самих, и на слушателей, и, действительно, заставляет о многом задуматься. Здорово, что сейчас есть такие произведения, - с девичьим восторгом делится она своими впечатлениями в антракте.
Творчество Роберта Рождественского она знает и любит довольно давно, познакомилась с ним еще в музыкальной школе.
В молодежном оркестре Алиса играет второй год: прошла первый тур в родном Питере, а на второй поехала уже в Москву. В оркестре, по ее словам, нравится буквально все:
- Сложно выбрать что-то одно, потому что у нас прекрасные руководители, коллектив, и программа, которую мы играем. Есть возможность увидеть множество мест, познакомиться с ребятами из разных городов. Это очень ценно, и я рада, что у меня есть такая возможность, - признается Алиса.
А еще она мечтает «осесть» в каком-нибудь хорошем оркестре в своем городе (в молодежном-то присутствует ротация):
- Конечно, в приоритете, хотелось бы, чтобы это был оркестр Мариинского театра.
Контрабасистка Мария Захарова учится в Белорусской государственной академии музыки и уже работает в симфоническом оркестре Белтелерадиокомпании. Как и Алиса, в молодежном коллективе СГ - второй год. В прошлый раз, говорит, получила массу впечатлений и вдохновения, так что по приезду в Беларусь захотелось больше играть серьезной музыки со своим оркестром. И, конечно же, захотелось попасть к Юрию Башмету во второй раз.
- Очень нравится моя контрабасовая группа. Друг друга поддерживаем. Было максимально комфортно работать. И концертмейстер очень вдохновлял. У нас была сплоченная команда, - признается девушка.
«Реквием», по ее словам, требует внимательности, но сама музыка очень красивая.
- Это не просто музыка, а целая история, которую ты сама проживаешь, чувствуя все кульминационные моменты.



MAX