САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мы поедем, мы помчимся

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Минск — Брест еще крепче свяжет наши страны

Прототип уже удивил своими стремительными формами. Недалек тот день, когда удивит и скоростью
Фото: Агентство городских новостей «Москва!

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ

Железная дорога для любой страны— настоящая кровеносная система. Она делает перемещение на большие расстояния людей и грузов надежным, комфортным и доступным. Но есть и недостаток: поезда уступают в темпе движения автомобилям и самолетам. Средняя скорость пассажирских составов в России — 52 километра в час, грузовых — 37.

В мире проблему перемещения пассажиров решают высокоскоростные магистрали (ВСМ), по которым поезда мчатся со скоростью 250–400 километров в час. В Союзном государстве специализированных магистралей пока нет. Но скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров в час. Но пока большую часть пути из Москвы в Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью 200 километров в час. И только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, увеличивает скорость до 250 километров в час.

Планы строительства ВСМ зрели давно. Еще в конце 1980-х годов в СССР разработали проект ВСМ «Центр-Юг»: магистраль шла от Москвы до Харькова с ветками на Крым и на Северный Кавказ. В 1991 году Борис Ельцина подписал Указ о создании ВСМ Санкт-Петербург — Москва. Однако, кризис и проблемы с отчуждением земель под строительство, не позволили реализовать проект.

Но в 2010 году приняли «программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года». В планах строительство около семи тысяч километров высокоскоростных путей.

СОЮЗНОЙ ВСМ – БЫТЬ!

В СГ разговоры о своей ВСМ велись давно. Предложенная в 2019 году концепция  программы «Магистраль СГ» предусматривала линию Санкт-Петербург — Минск — Брест с дальнейшим продлением через Варшаву и Берлин до Гамбурга.

Проект был крайне перспективным. Для него даже удалось найти немало частных инвесторов, однако события 2022 года и посыпавшиеся как горох из рваного мешка санкции, заставили отказаться от проекта.

Но от идеи строительства ВСМ мы не отказались. В августе 2023 года Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД в Москве сказал:

- Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждаем давно. Сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации.

Президент напомнил о неоспроримых преимуществах проекта:

- Время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних четырех часов пяти минут до двух часов пятнадцати минут между Санкт-Петербургом и Москвой.

Но это не все. В планах еще несколько магистралей. ВСМ-2 пойдет от столицы России до Казани с продолжением до Екатеринбурга. ВСМ-3 до Сочи, через новые регионы - Донецк и Луганск. ВСМ-5 до Рязани. И, конечно, ВСМ-4 до Минска.

- Надо было бы проработать этот вопрос с правительством Беларуси, – отметил тогда Владимир Путин.

И уже 6 марта этого года Александр Лукашенко поведал, что ВСМ-4 «Союз» Москва — Можайск – Смоленск – Минск протянется на 715 км, а время в пути с минимальных сегодняшних семи часов пяти минут сократится до двух с половиной - трех часов. Президент Беларуси подтвердил, что линия должна быть продлена до Бреста, поскольку он является для наших народов «святым местом».

Мы поедем, мы помчимся

ЭКОНОМИКА: ЧТО НАМ СТОИТ ПУТЬ ПОСТРОИТЬ

Все новые дороги ведут к экономическому процветанию

ГИГАПОЛИС

Строительство ВСМ-1 Москва - Санкт-Петербург протяженностью 679 км уже началось. Магистраль пройдет по территории шести регионов - Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Стоимость строительства оценивается ориентировочно в 1,7 триллионов рублей.

В зоне охвата ВСМ проживает более 30 миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснулин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».

Пока планируется, что ВСМ-1 будет сдана в 2028 году, а уже к 2030 году ее услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллионов пассажиров.

НА ВЫХОДНЫЕ В МИНСК

С дорогой на Минск и Брест такой определенности пока нет. Есть только предварительные расчеты. По ним к 2050 году ВСМ-4 сможет перевозить в год 36,9 миллионов пассажиров в год, принося 118,8 миллиардов рублей дохода, и 11,9 миллионов тонн грузов с выручкой 797 миллиардов рублей.

Но экономика здесь не главное. Такие глобальные мегапроекты, как правило, обладают мультипликативным эффектом. Член бюро Совета РАН по инновационным проблемам транспорта и логистики, доктор экономических наук профессор Борис Лапидус посчитал, что ВСМ удвоит валовый региональный продукт прилегающих территорий и создаст десятки тысяч рабочих мест.

Новая магистраль сделает Минск и Брест доступными для коротких поездок из Москвы. Минск, с его музеями, театрами и уютной атмосферой, станет идеальным направлением для выходных. Брест привлечет туристов Брестской крепостью, мемориальным комплексом и Беловежской пущей. Смоленск, как промежуточный пункт, получит новый импульс для развития туризма и малого бизнеса.

Жители Смоленска и Минска смогут работать в Москве, не переезжая в нее, а москвичи — перебраться на жительство в более спокойные места, сохранив столичные должности. Это особенно важно для IT-специалистов, инженеров и других высококвалифицированных кадров.

Мы поедем, мы помчимся
Кабина машиниста - словно кабина космического корабля
Фото: Агентство городских новостей «Москва!

ПРОБЛЕМА: ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО?

Правда даже на стадии проекта еще не все вопросы решены

Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 км/час, а можно – на 400 км/час. Можно применить и комбинированное решение, где-то – 400, а где-то – 250, но вот где и сколько именно – пока не решено. Все это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться. Правда, потом, по мере обретения опыта, срок строительства подобных магистралей должен сократиться до трех - четырех лет.

Нужны еще скоростные поезда. Производитель «Сапсанов», немецкий концерн Siemens AG, покинул нашу страну еще в марте 2022 года. Но без скоростных электровозов мы не останемся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» в марте прошлого года уже представил эскизный проект полностью отечественного высокоскоростного поезда.

Максимальная скорость нового состава составит 400 километров в час, крейсерская – 360. В составе будет восемь (либо 16 в сдвоенном варианте) вагонов с четырьмя классами обслуживания:

  • один первого класса (кресла раскладываются в лежачее положение),

  • один бизнес-класса (комфортные сиденья с увеличенным пространством),

  • один вагон-бистро (скоростной вариант вагона-ресторана на 40 мест),

  • два экономического класса

  • три вагона туристического класса (поворотные кресла, чтобы все люди сидели лицом по направлению движения.

Сборку головного образца поезда планируется начать уже в первой половине 2026 года. Для этого на площадке «Уральских локомотивов» планируется строительство двух новых корпусов общей площадью шестдесят тысяч квадратных метров. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 35 миллиардов рублей. До конца 2027 года подвижной состав должен будет пройти испытания и сертификацию. После чего «синаровцы» обещают выпускать ежегодно около сотни вагонов для высокоскоростных нужд. Так что, к открытию ВСМ-1 должны успеть.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Видеомост Москва – Минск объединил парламентариев и экспертов для обсуждения исторической памяти Союзного государства
  2. Андрей Белоусов: Энергетический потенциал Украины сократился более чем наполовину
  3. Владимир Путин: Деградация украинской государственности очевидна, а при Трампе конфликта могло бы не быть
  4. Владимир Путин: На Западе деградация, а не цивилизация, а конфликт на Украине развязан не Россией
  5. Владимир Путин: Гиперзвуковой комплекс «Орешник» встанет на дежурство, цели СВО будут реализованы
  6. Владимир Путин на коллегии Минобороны: Россия усилит армию на фоне военной поддержки Украины со стороны НАТО
  7. Александр Лукашенко вручил спецпремию "Белорусский спортивный Олимп" за 2025 год
  8. Ольга Германова: Нужно уделять больше внимания подвигу тыла, памяти молодых героев и семейным ценностям
  9. Артём Туров: Программы по сохранению исторической памяти будут расширяться и переводиться на десятки языков
  10. Вячеслав Володин: Продажа вейпов и сигарет на остановках будет запрещена по новому закону
  11. В Новополоцке открылся белорусско-российский центр передовых сварочных технологий
  12. Нижегородская область и Беларусь расширяют сотрудничество в технологиях, промышленности и судостроении
  13. Журналисты из недружественных стран смогут задать вопросы Путину на «Итогах года»
  14. Александр Лукашенко: Украина сама уступила Крым России в 2014 году
  15. Беларусь и Россия обсудили развитие совместных проектов в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: Доступность жилья должна быть одинаковой для всех

В московском Доме Союзов прошло заседание Совета Законодателей

МНЕНИЯ

А нужен ли нам Нагиев?

Михаил Васильев

По мнению звезды, «слишком много снимают фильмов о войне»

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также