23 Ноября 2010 года / К номеру: 53  (350)

Евростандарт для всех един

Что такое стандарты Евро и почему мы их внедряем

Страны Европы традиционно входят в число основных торговых партнеров России. Около половины всего товарооборота Беларуси приходится на Евросоюз. Но в ЕС не пускают грузовые автомобили, которые не соответствуют жестким экологическим нормам. То есть, если Союзное государство хочет эффективно торговать с европейцами, оно должно постоянно совершенствовать свои автомашины.

Чтобы укрепить позиции отечественных грузовых машин, были запущены союзные программы по развитию дизельного автомобилестроения. Главный координатор проекта – МФПГ «БелРусАвто». Основными участниками программ с белорусской стороны являются такие гиганты, как МАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей. С российской – КамАЗ, «Автодизель», Тутаевский моторный завод, «Урал», «Автокомпоненты и оборудование» и другие.
Первая союзная программа по дизельному автомобилестроению, которая действовала с 1998 по 2002 год, позволила восстановить разорванные связи между заводами Беларуси и России и вывела кооперацию на новый качественный уровень. Тогда было организовано производство автомобилей и двигателей стандарта Евро-2, создан научно-технический задел для достижения норм Евро-3. В союзный бюджет возвращены все кредиты, что стало подлинным успехом межгосударственного проекта.
Вторая программа начала работать с 2005 года. В ее задачи входило освоение серийного производства двигателей и автомобилей стандарта Евро-3 и подготовка базы для перехода на Евро-4.
Союзные программы не только вдохнули новую жизнь в заводы дизельного автомобилестроения, но также подстегнули производство и на других предприятиях, создав тысячи рабочих мест.

Раньше никаких стандартов на выбросы автомобилей не существовало и дымить на дорогах можно было сколько угодно. В Европе это продолжалось до 1992 года, в России – аж до 2005-го. Первый стандарт был назван Евро-1. Каждый последующий является продолжением предыдущего, то есть чем больше цифра стандарта, тем жестче требования, предъявляемые к выхлопным газам. Зависит количество этих газов не только от автомобиля, но и от топлива. Поэтому существуют и соответствующие стандарты на бензин и солярку. В настоящее время в России действует стандарт на топливо Евро-4 (до конца 2013 года) и стандарт на автомобили Евро-3. Новые иномарки, поступающие в Союзное государство, соответствуют, как правило, Евро-4 и Евро-5.
Стандарты Евро были введены Европейской экономической комиссией ООН. Евро-1 действовал в Европе с 1992 года, а в 1995 году его сменил Евро-2, в котором были ужесточены почти в 3 раза нормы по содержанию углеводородов в выхлопе.  
Следующий стандарт – Евро-3 – потребовал снижения уровня выбросов еще на 30-40 процентов. Ему соответствуют все новые машины, выпущенные в ЕС с 1999 года. Модификация автомобиля, удовлетворяющего требованиям Евро-2, под стандарт Евро-3 приводит к существенному изменению системы управления двигателем.
В 2005 году в Евросоюз пришел уже Евро-4. А вскоре вслед за ним, в 2009-м, для дизельных грузовиков ввели Евро-5. Для легковых авто разработка этого стандарта еще не завершена. А Евро-6 вообще отложили до 2015 года.
Как видно, вначале отставание от Европы было просто пугающим, но в последние годы оно резко сократилось. Однако мы все равно не поспеваем за европейцами. Чтобы к 2020 году не потерять весомую часть авторынка, нам нужна третья российско-белорусская программа.

Новая программа Союзного государства будет направлена на расширение серийного производства машин Евро-4, а также создание дизелей и грузовых автомобилей высоких экологических стандартов Евро-5. Предполагается, что в третьей программе, как и во второй, из союзного бюджета будут финансироваться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Также в рамках проекта предстоит обеспечить снижение потребления моторного топлива нефтяного происхождения, повысить технический уровень автомобилей. По словам генерального конструктора Беларуси по автомобильной технике Михаила Высоцкого, судьба наших новых машин зависит от электроники, которая в Европе уже стала неотъемлемой частью современных авто.
Рынок грузовых машин средней и большой грузоподъемности в Беларуси и России к 2020 году может составить 230-250 тысяч единиц. При грамотной стратегии отечественные предприятия смогут занять к этому периоду 60-70 процентов от всего объема продаж и увеличить на 10-15 процентов экспорт продукции.
– Очевидно, что плодотворно начатую масштабную работу надо продолжать в формате очередной союзной программы, – уверен гендиректор МФПГ «БелРусАвто» Олег Данилов. – Она должна быть посвящена развитию производства высокотехнологичных компонентов. Главное – тесное взаимодействие между научными организациями и предприятиями, которые должны внедрять их предложения. Современный грузовой автомобиль уровня Евро-5 – это главная задача, которую надлежит решить к 2014 году. Затем можно перейти и к созданию гибридной техники.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Наши ценности под угрозой. А какие они?

Экс-госсекретарь СГ (с 2011 по 2021 год), сенатор от Курской области, заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике и транспорту Григорий Рапота открывает дискуссию о национальной идее

Запчастный случай

В актуальной для миллионов автомобилистов теме единого ОСАГО в Союзном государстве наметился решающий поворот, и она вот-вот выйдет на финишную прямую

Штрафной удар

Водители не смогут уехать от наказания: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов за нарушения ПДД

Читайте также

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Общество

Котлеты с мухами

Международный Паралимпийский комитет приостановил, читай - исключил на неопределенный срок, россиян и белорусов из всех турниров, включая Паралимпийские игры

Политика

Александр Лукашенко - на саммите ОДКБ: Нельзя допустить, чтобы нас поссорили

От единства будет зависеть будущее и наших стран, и судьба организации

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн



Общество

Котлеты с мухами

Международный Паралимпийский комитет приостановил, читай - исключил на неопределенный срок, россиян и белорусов из всех турниров, включая Паралимпийские игры

Общество

Сколько на самом деле погибло военных ВСУ

Цифра в сто тысяч не соответствует действительности - их гораздо больше

Общество

А корабль пошел…

Первое судно с 20 тысячами тонн российских удобрений отправилось в Африку

Культура

Пять главных зимних картин русских художников

Мороз и солнце, день чудесный - сюжет так и просится на полотно. Немало живописцев вдохновлялись этим временем года. Рассказываем об их самых знаменитых работах

Спорт

С мячами на выход

На зеленом поле чемпиона Беларуси по футболу и за его пределами происходило немало любопытных событий. Составили свой рейтинг

Звезды

Светлана Суховей: Войну не застала, но прожила ее в фильмах

Девочкой-подростком она снялась в «Бабьем царстве», «Сыновья уходят в бой», «Пой песню, поэт…». Этой осенью заслуженной артистке Беларуси исполнилось семьдесят лет

Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Общество

Весы с магнитом

Юлия Новицкая – о взвешивании в невесомости

Интервью

Александр Шельдяев: Белорусы – люди душевные

Вице-премьер правительства Башкортостана, министр промышленности, энергетики и инноваций рассказал «СВ» об импортозамещении, сохранении человеческого капитала и зеленой экономике