Большие перспективы микроспутников

Беларусь в этом году планирует запустить космический аппарат Чем больше внимания космосу – тем больше земной выгоды. Справедливость такой закономерности подтверждает очередная, уже третья, программа «Космос-НТ», которая реализуется с 2008 по 2011 год. Работа по космической тематике не только помогает приблизиться к звездам и с орбиты внимательно изучать нашу планету, но и позволяет внедрять на союзных предприятиях новые технологии.

Беларусь в этом году планирует запустить космический аппарат

Чем больше внимания космосу – тем больше земной выгоды. Справедливость такой закономерности подтверждает очередная, уже третья, программа «Космос-НТ», которая реализуется с 2008 по 2011 год. Работа по космической тематике не только помогает приблизиться к звездам и с орбиты внимательно изучать нашу планету, но и позволяет внедрять на союзных предприятиях новые технологии. – Среди основных целей научно-технической программы Союзного государства «Космос-НТ» – создание и отработка новых технологий, технических средств хранения, обработки и доведения до потребителей данных дистанционного зондирования Земли, – рассказывает исполнительный директор программы Сергей Кореняко.
Для того чтобы данные дистанционного зондирования Земли приносили максимальный эффект, необходимо улучшить прием, передачу, обработку информации, а также создавать на околоземной орбите соответствующую группировку спутников. Над этим и планируется работать в дальнейшем в рамках совместной программы.
Хороший задел в этом уже есть. Например, год назад в Белгосуниверситете впервые приступили к подготовке студентов по новой специальности «космические системы связи и навигации». Как предполагается, специалисты будут работать не только непосредственно в пунктах приема информации, но и заниматься ее тематической обработкой на предприятиях, в организациях Беларуси.
Всего в рамках программы реализуется более 60 проектов. Только с белорусской стороны задействовано два десятка предприятий, высших учебных заведений, научных организаций. И у них уже есть хорошие наработки.
К примеру, в Институте тепло- и массообмена Национальной академии наук Беларуси провели исследования и разработали методику испытаний новых улучшенных изоляционных материалов, которые должны защитить космический корабль в плотных слоях атмосферы. Тестирование их будет осуществляться в Минске. Оборудование, необходимое для этого, – торцевой холловский ускоритель – имеется в институте. По словам Сергея Кореняко, оно уникально для СНГ.
Белорусское предприятие «Пеленг» ранее оснастило российские космодромы специальными аппаратами контроля траектории запуска ракет – носителей космических аппаратов. Теперь эти аппараты в рамках программы модернизируют и совершенствуют, улучшая функциональные возможности и технические характеристики.
Белорусские ученые также разработали новую технологию синтеза тонких пленок для солнечных батарей космических аппаратов. Эти элементы гибкие и более энергоемкие по сравнению с существующими.
В Институте физики НАН Беларуси разработали и изготовили образцы функциональных блоков лазерно-плазменного двигателя для коррекции орбиты спутника. Многие из указанных результатов разработок белорусских ученых защищены патентами.
Так, например, последние две разработки помогут в решении еще одной важной задачи союзной программы – создании унифицированной платформы микроспутника дистанционного зондирования Земли.
– Мы с российскими партнерами участвуем в подготовке запуска малых спутников весом 300-400 килограммов, – объясняет Сергей Кореняко. – Однако необходимо переходить к микроспутникам весом по 100-120 килограммов.
Конечно же, такой переход требует много сил, времени и финансов. Ведь необходимо, например, создать новое, более компактное оборудование, использовать более легкие материалы.
Еще в рамках программы «Космос-НТ» планируется создать лишь универсальный «полуфабрикат» для будущих микроспутников – их функциональную модель. Изготовить первые образцы и испытать их планируется уже в очередной союзной программе «Мониторинг-СГ». Ее проект находится в разработке, работы рассчитаны на 2012-2016 годы.
Сегодня космические союзные программы содействуют реализации других совместных белорусско-российских проектов. Например, в текущем году, не исключают в Национальной академии наук Беларуси, может состояться запуск белорусского космического аппарата. Первая попытка, предпринятая несколько лет назад, оказалась неудачной. «БелКА», как назывался аппарат, не достиг цели из-за проблем с ракетой-носителем. Второй старт должен наконец-то открыть Беларуси двери в клуб космических держав.
В дальнейшем присутствие на орбите предполагается наращивать.
Для этого придется модернизировать и совершенствовать наземный сегмент Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли. Он состоит из двух частей. Как предполагается, в Минске будут принимать информацию, обрабатывать и хранить ее, а мониторинг полета и управление одним спутником или несколькими аппаратами будут осуществляться из специального центра, расположенного в районе горпоселка Плещеницы, в 60-70 километрах от Минска.
Реализация союзных космических программ, как полагают эксперты, необходима не только для развития науки, она помогает Беларуси и России успешнее решать многие земные проблемы. Большой потенциал есть и с точки зрения наращивания экспорта и привлечения иностранных инвестиций.

Руслан АНАНЬЕВ

1. Бельгия возобновила ввоз алмазов из России
  2. Роскосмос показал циклон «Гори», который обрушился на центральную часть России
  3. 400-килограммовый мужчина, для госпитализации которого пришлось отпиливать решётки на окнах, умер в больнице
  4. Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
  5. Слуцкий: ПАСЕ деградирует на глазах и уходит в лютый антироссийский маразм
  6. Путин проведет переговоры с Алиевым
  7. Директор ЦРУ заявил, что Украина может потерпеть поражение к концу 2024 года
  8. В Самаре задержали двух подростков, пытавшихся поджечь военный вертолет
  9. Взаимное признание виз в России и Беларуси может заработать в этом году
  10. В Госдуме предложили отсылать бродячих собак на СВО
  11. 21-летнего Шахина Аббасова задержали
  12. Президент провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности
  13. В WADA заявили, что Россия не заплатила обязательные взносы за прошлый год
  14. Лавров: Россия не будет делать никаких пауз в СВО в случае новых переговоров с Украиной
  15. Лавров раскрыл часть пунктов стамбульского соглашения

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

Шольца скоро объявят в международный розыск

Михаил Панюков

Нашлись дети, которых объявили на Украине «похищенными» Россией

Запад поставил очередной рекорд маразма

Журнал TIME опубликовал список самых влиятельных людей мира 2024 года

Макрон в поход собрался

Президент Франции Эмануэль Макрон в своем русофобском угаре, кажется совсем, как в песне Высоцкого, дошел до точки, и всерьез готовится отправить свои войска на Украину.