САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Даешь евросолярку!

Дизельное топливо еврокачества – амбициозная, но выполнимая задача для Союзного государства На прошедшем заседании Совета Министров Союзного государства были подведены итоги выполнения утвержденной в 2005 году программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года». В результате ее реализации к началу 2008 года налажено серийное производство автомобильной техники и ее компонентов, соответствующих стандарту Евро-3.

Дизельное топливо еврокачества – амбициозная, но выполнимая задача для Союзного государства

На прошедшем заседании Совета Министров Союзного государства были подведены итоги выполнения утвержденной в 2005 году программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года». В результате ее реализации к началу 2008 года налажено серийное производство автомобильной техники и ее компонентов, соответствующих стандарту Евро-3. В ноябре 2008 года ярославские производители моторов обратились во Внешэкономбанк России за средствами для внедрения в производство нового семейства дизельных двигателей под стандарт Евро-4, разработанных при участии австрийской компании AVL GmbH. Заинтересованность в поставках двигателя выразило руководство МАЗа и Минского завода колесных тягачей. Несколько позже в ВЭБ поступила заявка от КамАЗа на финансирование производства полного цикла аналогичных американских дизельных двигателей Cummins. Банк потребовал согласовать проекты с «Ростехнологиями» – компанией, владеющей долями в КамАЗе (37,8 процента) и «Автодизеле» (30,9 процента). В этой ситуации глава госкорпорации Сергей Чемезов, параллельно возглавляющий совет директоров КамАЗа, выступил в поддержку обоих предложений.
Наилучшие результаты в производственной кооперации достигнуты между МАЗом, Минским моторным заводом (ММЗ) и нижегородскими предприятиями «Группы ГАЗ». Сегодня на грузовые автомобили «МАЗ» устанавливаются в основном двигатели ярославского и тутаевского производства, выпущенные по лицензии компании Renault.
В результате выполнения всех текущих мероприятий союзной программы подошла очередь создания белорусскими и российскими производителями серийного производства автомобилей стандарта Евро-4, укомплектованных уже отечественным дизельным двигателем. Тем более что, не дожидаясь очередной программы, первые шаги производители делают самостоятельно: в 2007 году на МАЗе освоено серийное производство автобусов класса Евро-4, оснащенных двигателями Deutz, в 2008 году в серию вышли седельные тягачи с мотором Mercedes класса Евро-4, а в начале 2009 года выпущены первые опытные образцы техники, соответствующей требованиям Евро-5.
Как пояснил Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, еще в 2006 году на форуме союзных программ в Москве обсуждался проект создания грузовых автомобилей класса Евро-5: «Сейчас мы продвигаем эту инициативу: надо делать новую программу по созданию автомобильного дизеля уровня Евро-5 и Евро-6».
В настоящее время МФПГ «БелРусАвто» уже разрабатывает концепцию третьей по счету программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период с 2009 по 2014 год». Предполагается, что создание мощностей по серийному выпуску продукции класса Евро-4 целесообразно начать уже в нынешнем году.


Повышение качества автомобильной техники все острее ставит проблему ее обслуживания и эксплуатации, прежде всего выпуска более качественного дизельного топлива.
Проблема имеет два основных решения. Первое – форсированное строительство установок гидрокрекинга как наиболее прогрессивной и экологичной технологии, позволяющей выходить на глубину переработки 95-97 процентов. Гидрокрекинг особенно удобен для выработки дизтоплива и моторных масел, близких по эксплуатационным характеристикам к «синтетике». Правда, противники этого пути указывают, что в России уже производится вдвое больше дизельного топлива, нежели необходимо для внутреннего потребления. Однако доля дизтоплива, соответствующего экспортным стандартам, не превышает 17-19 процентов. Основным недостатком технологии называют высокую стоимость инвестиционных проектов.
Сегодня в России работают всего два комплекса глубокой переработки нефти на основе процесса гидрокрекинга: на заводах в Перми («Лукойл») и Ярославле («Славнефть»). Строительство комплексов велось совместно с зарубежными лицензиарами – компаниями ABB Lummus Global, Texaco и Comprimo. Процессы «легкого гидрокрекинга» на ряде других предприятий – всего лишь результат модернизации советских установок гидроочистки дизельного топлива.
Второй и более распространенный путь – это модернизация установок каталитического крекинга. Каткрекинг позволяет получать из мазута высокооктановый бензин и вдобавок компоненты для производства алкилата, с выходом светлых нефтепродуктов выше 60 процентов (сейчас в среднем 48-49 процентов). Промышленная реализация такой модели возможна на базе отечественных разработок. Минусом технологии является то, что процесс каткрекинга требует определенного количества доводочных и попутных процессов.


Заметим, что в Беларуси проблема решалась через диверсификацию технологий на ведущих НПЗ республики. В 2004 году современная установка на основе каткрекинга была введена на Мозырском НПЗ. После модернизации весь объем производимого дизельного топлива стал укладываться в нормативы Евро-4. В начале 2009 года здесь приступили к строительству установки гидроочистки дизтоплива, в результате чего планируется достичь соответствия экологическим нормам Евро-5. А запуск в 2005 году комплекса гидрокрекинга на новополоцком «Нафтане» определяют как технологический рывок, позволивший производить дизельное топливо стандарта Евро-5 с ультранизким содержанием серы.
По мнению заведующего кафедрой технологии переработки нефти Российского государственного университета нефти и газа, Владимира Капустина, «на российский нефтяной рынок активно продвинулись ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие большим финансовым потенциалом. Это привело к прекращению внедрения в России новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, резкому росту количества импортного оборудования при модернизации нефтеперерабатывающих заводов».
Исправить ситуацию способна новая союзная программа. Финансирование из бюджета Союзного государства НИОКР в нефтепереработке оказало бы существенную поддержку топливной отрасли и органически дополнило бы саму очередную программу развития дизельного автомобилестроения.

Сергей ИВАНОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин высоко оценил оказанную России КНДР поддержку в ходе освобождения территории Курской области
  2. Над Белгородской областью за утро сбиты три БПЛА
  3. Минобороны: ПВО сбило 46 украинских беспилотников за ночь
  4. Владимир Путин: Инфляция в России к концу года может снизиться до 6-7 процентов
  5. ТАСС: Приезда Зеленского на Аляску ожидать не стоит
  6. Александр Лукашенко подписал указ «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве»
  7. Налоговый вычет на школьные товары предложили ввести в России
  8. Валерий Ревенко: Действия НАТО перед «Запад-2025» приобретают агрессивный характер
  9. Беларусь лидирует по закупкам сельхозпродукции из России в ЕАЭС
  10. В Крыму сообщили о продолжительном отсутствии мобильной связи
  11. Валерий Ревенко: Учение «Запад-2025» пройдет с 12 по 16 сентября
  12. Воздушное пространство над Анкориджем перекроют в день встречи Владимира Путина и Дональда Трампа
  13. Виктор Орбан не поддержал заявление ЕС о российско-американском саммите
  14. Мошенники придумали новую схему обмана детей к 1 сентября
  15. Гражданин Украины уклонился от призыва, его подозревают в теракте

Парламентское Собрание

Импортозамещение: Место торговой силы

Свободная экономическая зона «Витебск» подписала контрактов с российскими регионами на рекордную сумму. И это лишь один из примеров активного сотрудничества  с РФ

Политика

ДАДИМ МИРУ ШАНС

БЕЗ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ

МНЕНИЯ

Воздушная петля

Андрей Удальцов

Вашингтон готов ободрать, как липку даже своих союзников

Пора определиться с трусами-релокантами

Олег Зинченко

Три года и пять с лишним месяцев СВО должны научить нас принимать жесткие решения.

Байден хотел подыграть российскому хоккею

Анатолий Заусайлов

Администрация Байдена хотела выслать Александра Овечкина и других российских хоккеистов из США

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также