САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Прообраз союзного парламента

Российско-белорусская интеграция началась в феврале 1995 года, когда был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В апреле 1996 года вступил в силу Договор об образовании сообщества России и Белоруссии. В конце апреля в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. О становлении законодательного органа Союза Беларуси и России вспоминает заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франц КЛИНЦЕВИЧ.

Российско-белорусская интеграция началась в феврале 1995 года, когда был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В апреле 1996 года вступил в силу Договор об образовании сообщества России и Белоруссии. В конце апреля в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. О становлении законодательного органа Союза Беларуси и России вспоминает заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франц КЛИНЦЕВИЧ. – Первая сессия Парламентского Собрания прошла 25 июня 1996 года в Смоленске. На ней был избран Председатель Парламентского Собрания и образован исполнительный орган Сообщества – Исполнительный комитет. 2 апреля 1997 года наши страны подписали Договор о Союзе Беларуси и России. На брестской сессии в июне 1997 года Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Началось формирование союзных органов: были образованы Пограничный комитет, Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.
В декабре 1998 года были подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников, Договор о создании Союзного государства, принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора.
Как показала практика, наиболее дееспособным звеном в строительстве единого государства является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Для обеспечения его законодательной и организационной деятельности сформированы 8 комиссий: по законодательству и Регламенту, по экономической политике, по бюджету и финансам, по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, по вопросам внешней политики, по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, по информационной политике и Секретариат.
В 1997-1999 годах Парламентское Собрание приняло свой Регламент, проекты законов «О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», «О порядке рассмотрения, принятия и вступления в силу законов Союза Беларуси и России», «О гражданстве Союза». Рассмотрело проекты важнейших нормативных правовых актов – о союзной собственности, об инвестиционной деятельности, о защите экономической конкуренции, о финансово-промышленных группах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. О единых подходах пенсионного обеспечения, проект закона «О порядке разработки, рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза».

На совершенствование бюджетного процесса это оказало существенное влияние и сделало союзный кошелек действенным средством реализации целей и задач Союза Беларуси и России. Забегая вперед, скажу, что хотя бюджет, принятый на 34-й сессии Парламентского Собрания, и вырос почти до 5 млрд российских рублей, проблемы его формирования и исполнения не решены до сих пор.
На 12-й сессии 2 июля 1999 года в Минске депутаты подняли вопрос о подготовке проекта Договора о создании Союзного государства. А на 13-й сессии, в ноябре того же года, предложили реализовать положения этого Договора, в которых были определены основные направления деятельности Парламента и других органов Союзного государства. В соответствии со статьей 70 Договора до выборов в Палату представителей Парламента Союзного государства его функции возложили на Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Подписание Договора о создании Союзного государства потребовало совершенно другого уровня работы союзных парламентариев. Их заботой стали не только гармонизация национальных законодательств, повышение эффективности межгосударственной интеграции, но и проблемы, без решения которых невозможно создать конкурентоспособное межгосударственное образование, способное противостоять быстро меняющимся геополитическим и экономическим вызовам. А именно – укрепление и развитие гуманитарных, культурных, производственных, торгово-экономических, кооперационных, межрегиональных и приграничных связей. Сотрудничество в военной сфере и в области безопасности, в миграционной политике, обустройстве границы, создании унифицированной системы налогообложения и снятии двойного налогообложения для белорусов в России и россиян – в Беларуси. Появилась насущная необходимость в законодательной поддержке всех направлений интеграции, а главное – в концепции политического устройства российско-белорусского союза, то есть Конституции.
Первый этап – разработка проекта Конституционного Акта Союзного государства. Для его подготовки в 2003 году была создана российско-белорусская комиссия, сопредседателями которой стали руководители нижних палат парламентов Беларуси и России. С тех пор сменилось несколько рабочих групп, рассмотрен не один вариант этого важнейшего документа. Сегодня наконец можно сказать, что он готов и парламентарии примут его в любой момент. Дело за политической волей высшего руководства.
Важнейшей задачей было и остается укрепление международного авторитета российско-белорусского Союза, способность единым фронтом выступить против вызовов и угроз современного мира, донести до коллег свое видение геополитической ситуации. И нам это удается. У Парламентского Собрания налажены устойчивые связи с Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентской ассамблеей Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества. При этих структурах, при Межпарламентском Союзе Парламентское Собрание Союза Беларуси и России имеет статус постоянного наблюдателя.
Расширяется и круг наблюдателей при Парламентском Собрании. Недавно в их число вошли Парламент Республики Южная Осетия, Народное собрание – Парламент Республики Абхазия.
Остается только сожалеть о том, что инициатива Союзной Скупщины Союзной Республики Югославии о присоединении к Союзу Беларуси и России, поддержанная союзными депутатами на двенадцатой сессии Парламентского Собрания, не реализовалась: сегодня мир был бы совсем другим.
Чем ближе Беларусь и Россия к полноценному союзу двух государств, тем значительнее статус союзных парламентариев. После принятия Конституционного Акта, проведения всенародных референдумов будет избран легитимный Парламент Союзного государства, и у депутатов появится право разрабатывать полноценные союзные законы. Сегодня мы его лишены, кроме того, не можем все внимание уделять союзной законодательной базе: у каждого депутата есть обязательства перед своими избирателями. Тем не менее цель, которую мы хотим достичь в союзном строительстве, – обеспечение устойчивого социально-экономического развития и повышение уровня жизни наших народов. В ее поддержку в 2003 году была принята Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года.
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, выражая волю народов двух стран, остается движущей силой и катализатором объединительных процессов. За 13 лет союзные депутаты не только заложили основы формирования правовой системы Союзного государства, но и создали мощный фундамент для окончательного формирования наднационального законодательства. Ключевые проблемы союзного строительства в основном решены: ратифицированы соглашения о равенстве прав в пенсионном обеспечении, трудовом законодательстве, выборе места жительства и работы, хозяйствования, получения медицинской помощи, образования, о союзной собственности и многие другие. Иное дело, что по мере углубления интеграции будут появляться проблемы, которые невозможно предусмотреть без практического применения законодательных норм. Но к работе над ними мы готовы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД Беларуси: официальный запрос на переговоры с Литвой пока не поступал
  2. В Липецкой области задержаны подростки при попытке подрыва нефтепровода «Дружба»
  3. Россия и Украина готовятся к новому обмену гражданами на границе с Беларусью
  4. Владимир Путин поздравил российских боксёров с победой на чемпионате мира в Дубае
  5. Трамп заявил о «недавнем» разговоре с Путиным
  6. Владимир Путин подписал ряд важных законов: новые меры в экономике, мобилизации, финансовом контроле и санкционной политике
  7. В Красноярске начал работу Национальный центр «Россия»
  8. Владимир Путин подписал указ о праздновании 2650-летия Керчи в 2030 году
  9. Минобороны РФ: за ночь ПВО сбили 83 украинских БПЛА над российскими регионами
  10. Александр Лукашенко поздравил Бахрейн с Национальным днём и подчеркнул готовность к совместным проектам
  11. Гендиректор МАГАТЭ: Россия играет ключевую роль в вопросе Ирана и имеет прямой диалог с Тегераном
  12. Владимир Путин утвердил новые меры поддержки семей с детьми и самозанятых граждан
  13. Дед Мороз, Снегурочка и служебный пёс Шайр поздравят минчан с Новым годом
  14. Владимир Путин: Ветераны СВО в органах власти усилят контроль за поддержкой военных и их семей
  15. Владимир Путин: Филиал Национального центра «Россия» в Красноярске станет местом притяжения для жителей и гостей

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Подсовывают «Минск-3» вместо настоящего мира

Цель Зеленского — протащить план по «заморозке» конфликта и внести неприемлемые для России предложения в документы США по мирному урегулированию.

МНЕНИЯ

На воре шапка горит. Над громадянами грянул гром

Павел Родионов

Сколько на самом деле киевская шайка вытащила из кармана Запада?

Всему своё рабочее время

Олег Зинченко

Странно, что периодически поднимается тема продолжительности трудового дня.

«Евровидение» свое отпело

Анатолий Заусайлов

Уже пять стран отказалось от участия в конкурсе -2026

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также