01 Февраля 2009 года / К номеру:   ()

Кто накручивает цены


Переезжая из одного склада в другой, еда дорожает в два раза

Уже в 16-й раз в московском «Экспоцентре» проходила международная выставка «Продэкспо». Несмотря на то что ее экспонентами были свыше 1850 компаний из 57 стран мира, белорусские производители вновь сумели привлечь внимание к своей продукции и при колоссальной конкуренции не остались без наград. На конференции в рамках «Продэкспо-2009» прозвучали следующие факты. По итогам 2008 года, доля пищевой индустрии в структуре промышленного производства России составила 15 процентов, а доля товаров пищевой группы в розничной торговле достигла почти 50 процентов. Объем инвестиций в предприятия отрасли, где работают уже 1,5 млн человек, за последние восемь лет вырос более чем в 3,5 раза.
Однако не все так благостно. В частности, в последнее время в России отмечено сокращение объемов производства пищевой продукции. А снижение производства при стабильном увеличении потребления отрицательно сказывается на продовольственной безопасности. При этом по объему производства и потребления РФ, к сожалению, так и не вышла на рекомендуемый уровень. Сохраняется дифференциация в потреблении основных продуктов различными категориями населения, то есть часто даже яйца, мясо, молоко выпрыгивают из потребительской корзины.
И на фоне этих данных выставка, честно сказать, выглядела немного странно. Она была чересчур гламурная. На шикарных стендах, которые сгодились бы в качестве декораций к голливудским фильмам, сверкали дорогие вина, конфеты, сыры, различные деликатесы. Даже Владимир Жириновский презентовал роскошный именной коньяк.
Все это напоминало фразу, приписываемую Марии Антуанетте: «Если у народа нет хлеба, пусть едят пирожные». Основными посетителями выставки были именно специалисты отрасли, поэтому «простых смертных» можно было заметить сразу. Они ходили, растерянно озираясь, с поднятыми бровями. Прошлой осенью на выставке «Россия – Беларусь. Лучшая продукция-2008» в ВВЦ они хотя бы могли купить и попробовать что-то, теперь же оставалось лишь разглядывать все как в музее.
Отдушиной для них стали стенды «народных марок», которые скромно ютились по краям павильонов. В этом плане выгодно смотрелись белорусы, чей товар ориентирован был прежде всего на рядового покупателя. И народное признание сыграло, вероятно, не последнюю роль, когда раздавали награды. Среди лауреатов конкурса «Лучший продукт» на выставке «Продэкспо-2009» отметились белорусские предприятия «Савушкин продукт», «Березовский МКК» и Брестский ЛВЗ «Бел-Алко».
Почему-то некоторые производители уверены, что лучше делать мало дорогой продукции премиум-класса, чем тратить массу сил на выпуск большого количества дешевого товара. Однако в период кризиса им, видимо, придется пересмотреть свои взгляды и брать пример с тех же белорусов. Как показали последние исследования, недорогие кафе продолжают пользоваться спросом, в то время как дорогие рестораны обезлюдели. Рестораторы в панике – лежалая икра покрывается плесенью!
Однако добросовестным российским и белорусским производителям все равно рано радоваться. В России создана порочная система, при которой даже изначально недорогая еда все равно лупит по карману. И ладно бы проблемой были только лишние посредники, так и сами торговые сети, узурпировавшие рынок, диктуют производителям странные условия. Для того чтобы разместить товар на своих полках, сети требуют «дополнительные бонусы» и оплату «входных билетов». На «Продэкспо» белорусские производители жаловались нам, что российские сети заламывают им такие расценки на эти «билетики», что работать бывает невыгодно.
На выставке представители государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия» в качестве примера этой порочной системы привели историю с молочными сосисками. Их себестоимость – 111 рублей за килограмм, а торговые сети, используя свою систему вымогательств и наценок, доводят цену до 267 рублей. Разница оседает в карманах ретейлеров.
Из-за этой искусственной дороговизны в период кризиса потребление продолжает падать. Продавщица в магазине рядом с домом жаловалась, что в День всех влюбленных она не смогла продать большей части тортов и пирожных, что повергло ее в уныние. И сейчас у производителей происходит затоваривание складов. Но сети вместо того, чтобы организовать сбыт всего этого калорийного богатства со скидкой, наоборот, тянут цены вверх. Но это же против рыночной логики – в Западной Европе, например, еда сейчас дешевеет.
Белорусские участники «Продэкспо» поведали нам, что была выработана новая стратегия, чтобы удержать позиции на российском рынке. Некоторое время они будут вынуждены продавать часть своей продукции по ее себестоимости, то есть работать порой себе в убыток. Белорусские труженики идут на такие жертвы, но покупателю в России от этого ни холодно, ни жарко – все сливки опять снимут сети.
Хорошо бы ввести фиксированные наценки на перепродажу импорта. В Беларуси они существуют. В России же сеть может накинуть сверху на импортный продукт и 30, и 50, и 150 процентов. При этом никакая рыночная конкуренция не работает, потому что наши крупнейшие торговые сети принадлежат небольшой группе людей. Как острословят эксперты, «цену на морковку в супермаркетах по всей России устанавливает пара-тройка дельцов, попивающих «Дон Пириньон» на Багамах».
Как нам поведали на выставке представители белорусских предприятий, есть у них и другие проблемы. Если частные компании, такие как «Савушкин продукт» или «Бульбашъ», вкладывают большие деньги в рекламу своего товара в России, то государственные белорусские предприятия по старинке продолжают выделять на маркетинг копейки. Но ведь давно подмечено, что потребитель, как зомби, тянет руки к известным разрекламированным брэндам.
Была в республике мысль переориентировать ряд разных заводов под несколько ударных брэндов, с которыми можно было бы смело вторгаться на перенасыщенный российский рынок. На рекламу бы тогда скидывались вместе. Но заводы запротестовали: «Мы хотим сами!» И в итоге вышло как в басне «Лебедь, рак и щука» – все тянули в свою сторону, а воз и ныне там. В общем, качество у белорусов высокое, а пропиарить его забыли.
Белорусские участники выставки рассказывают, что и в Москве, и в регионах РФ к ним очень хорошее отношение. Все только «за», чтобы белорусские товары были на российских прилавках. Так может быть, раз мы живем в одном Союзном государстве, следует подумать, как облегчить мытарства белорусских производителей?

Николай АЛЕКСЕЕВ

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Марафон добрых дел

Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев передал инвалидные коляски благотворительному фонду Алексея Талая

Без права на промах

На полигоне Обуз-Лесновский под Брестом все праздничные дни раздавалась плотная стрельба, ухали пушки и ревели моторы танков

Гордость за Гродно

IX Форум регионов Беларуси и России получился непохожим на предыдущие

Непобедимый боевой тандем

Тревожная ситуация на западных границах СГ заставила развернуть совместную военную группировку

Читайте также

Экономика: интеграция

Завелись не на шутку

В России приняли стратегию развития автомобильной отрасли до 2035 года

Политика

Александр Лукашенко - о том, что нужно сплотиться: Чтобы здесь не летали ракеты и не бросали на нас бомбы

Если бы белорусы не выстояли в 2020 году, в стране сейчас было бы хуже, чем на Украине. Нужно хорошо усвоить этот урок

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год

Союзное государство

Канал в будущее

25 лет отмечает Телерадиовещательная организация Союзного государства Беларуси и России. Ее председатель Николай Ефимович рассказал «СВ», как она менялась

Трибуна депутата

Владимир Андрейченко: Мы не можем безразлично смотреть на марши неонацистов

Белорусы всегда будут воспринимать кровавые события, стоящие за словом «холокост», как личную трагедию



Общество

Шаром покатили

Китайский зонд унизил США, показав полную беспомощность американских ПВО

Общество

Наплевали на свои же принципы

Страна, где отжимают собственность под надуманными предлогами – новая реальность в США

Общество

Полуфабрикат эконом-класса

С передачей танков Украине американцы оказались, как всегда, самыми хитрыми, и оставили союзников по НАТО в дураках

Спорт

Бойкот, да не тот

Отсутствия поляков на Олимпиадах никто и не заметит, в отличии от россиян и белорусов, вот они и бесятся

Общество

Не надо бояться человека с конфетой…

На Западе пытаются оправдать уже и педофилию

Туризм

Пять причин посетить Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Судьбу города в свое время определили два знатных рода - Румянцевы и Паскевичи. Они же оставили гомельчанам этот роскошный туристический объект. И совсем недавно коллектив учреждения получил специальную премию Президента Беларуси

Спорт

«Да здравствует матушка-Россия!»

Болельщик выкрикивал эти слова, когда сиднейские полицейские тащили его с трибун

Звезды

Ольга Кабо: Теперь играю мам-злодеек

Аристократичная красавица до сих пор покоряет сердца. И возраст не скрывает. Но кто поверит, что Ольге Кабо уже 55?

Культура

Вячеслав Назарук: Вместо князя Меншикова получался… Зайчик

Не стало мультипликатора, который нарисовал Кота Леопольда, Крошку Енота и Мамонтенка. Ему был 81 год