САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Единое образование нужно начинать со школы

С чего начинается депутатская инициатива? Из чего берутся те первоначальные замыслы наших парламентариев, из которых потом формируются предложения о внесении изменений в наши законы? И с какими реальными предложениями выступают сегодня те из российских и белорусских депутатов, которые работают в комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Наш собеседник – член Комиссии Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

С чего начинается депутатская инициатива? Из чего берутся те первоначальные замыслы наших парламентариев, из которых потом формируются предложения о внесении изменений в наши законы? И с какими реальными предложениями выступают сегодня те из российских и белорусских депутатов, которые работают в комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Наш собеседник – член Комиссии Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ. – Владимир Матвеевич, насколько продвинулся вперед за последние годы процесс формирования и развития единого образовательного пространства Беларуси и России?
– В этом направлении, со времени подписания Договора о создании Союзного государства, работа проведена действительно огромная. Между нашими странами на правительственном, ведомственном, вузовском и других уровнях заключено более трехсот договоров о сотрудничестве. Правила приема в белорусские и российские высшие и средние специальные учебные заведения предусматривают равные условия для граждан Беларуси и России. Успешно работают Белорусско-Российский университет в Могилеве и филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в Минске. Два белорусских и два российских вуза осуществляют проект «Союзный научно-образовательный центр – Университет интеграции», где обучается более 150 белорусских граждан. Успешно реализуется программа Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации».
Ежегодно из бюджета Союзного государства финансируется около десяти мероприятий для детей и юношества. С 2006 года проводится фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Основные направления дальнейшего взаимодействия министерств образования Беларуси и России определены согласованным ими Планом совместных мероприятий по формированию единого образовательного пространства на 2008-2010 годы. На этот период запланировано проведение совместных заседаний коллегий министерств, четырех научно-практических конференций, Дней образования Беларуси в России и Дней образования регионов Российской Федерации в Республике Беларусь, реализация совместного плана научно-исследовательских работ, мероприятия, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, развитие договорной базы и прямых партнерских связей между российскими и белорусскими образовательными учреждениями.

– Однако предложения о разработке программы Союзного государства «Формирование и развитие единого образовательного пространства» пока так и не согласованы экономическими и финансовыми органами наших стран – по причинам как принципиального, так и технического характера. Чем это объясняется?
– Все это время наши государства в области образования все-таки шли своим путем. Поэтому объективно возникали отличия в функционировании наших образовательных систем – по срокам и правилам поступления в вузы, по учебным программам и планам и даже по самим специальностям, по которым ведется подготовка кадров. А поскольку границы у нас практически прозрачны и постоянно происходит обмен трудовыми кадрами, все более злободневным становится вопрос о скорейшем построении если не единой образовательной системы (это скорее задача на перспективу), то, по крайней мере, такого пространства, где с точки зрения образовательных процессов действовали бы единые правила.

– Каким же образом наше единое образовательное пространство может стать реальностью?
– В первую очередь через совершенствование законодательства. Наши взаимные пожелания – это, конечно, хорошо, но надо закреплять их в наших законах. Первейшая задача – гармонизация законов России и Беларуси как о высшем, так и о среднем и среднем специальном образовании.

– С какими конкретными инициативами здесь намерены выступить в ближайшее время депутаты вашей союзной парламентской комиссии?
– Одним из важнейших направлений нашей деятельности может стать разработка правовых норм, обеспечивающих создание опорных учреждений образования – центров формирующегося единого образовательного пространства. Да, у нас сегодня есть вузы Союзного государства, но они – надстройка, это конечная стадия подготовки специалиста. А школа – это начальная стадия образования человека, и нужно в России и Беларуси прежде всего создать школы, где ученики изучали бы одинаковые предметы, по единым программам и учебникам. То есть, по сути, находясь в разных государствах, получали одинаковое общее среднее образование, причем, что очень важно, образование высокого качества. И начинать, на наш взгляд, нужно с приграничных регионов. Например, определить по нескольку школ в Гомельской и Брянской, Смоленской и Витебской областях. Выпускникам таких школ надо создать одинаковые условия поступления в вузы наших стран – по времени и формам сдачи экзаменов. А впоследствии – решать вопрос трудоустройства этих специалистов на территории Союзного государства.
Если мы не разрешим законодательно этот вопрос, то само единое образовательное пространство теряет смысл как таковое. С другой стороны, если это станет реальностью и наши граждане поймут преимущества в подготовке и трудоустройстве таких специалистов, они сами потребуют увеличения числа таких школ и наши образовательные пространства объединятся гораздо быстрее.
С такой инициативой мы намерены в самое ближайшее время обратиться и к белорусскому Парламенту, и к Государственной Думе России. Полагаю, если будут приняты соответствующие поправки к российским и белорусским законам, наши министерства образования без особых проблем воплотят эту инициативу на практике, ведь уровень их сотрудничества на сегодня уже достаточно высок.

Беседовал
Андрей БОБОК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Через 200 лет Россия станет высокообразованной и высокотехнологичной державой
  2. «Итоги года» с Владимиром Путиным длились около 4,5 часов и затронули более 70 тем
  3. Владимир Путин пошутил, что его рабочий график «нарушает трудовое законодательство»
  4. Владимир Путин признался, что влюблен, и рассказал, с чего для него начинается Родина
  5. После обращения вдовы военного к Путину СК возбудил дело о халатности в Новосибирской области
  6. Владимир Путин резко высказался о заявлениях Рютте о войне с Россией: Умный, системный, но что он несет
  7. Школьница попросила Путина дождаться её в роли журналиста: Паша уйдет на пенсию, а я его заменю
  8. Владимир Путин: Новых спецопераций не будет, если Запад начнёт уважать Россию
  9. Владимир Путин заявил, что российская армия стала «самой боеспособной в мире»
  10. Владимир Путин о росте утильсбора: Лучше выбирать отечественные автомобили
  11. Владимир Путин заявил, что Запад создает образ врага из России и «пренебрег» ее интересами безопасности
  12. Журналист из Свердловской области сделал предложение в прямом эфире и пригласил Путина на свадьбу
  13. Владимир Путин поручил восстановить всю водопроводную сеть Донбасса, «развалившуюся за десятилетия»
  14. Александр Лукашенко: Беларусь сохранила компетенции для производства маломерных и средних судов
  15. Владимир Путин: Рождение детей должно стать модным, а семья — не беднеть из‑за пополнения

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Ларри Джонсн (экс-ЦРУ): Почему сделки не будет?!

Бывший аналитик ЦРУ рассказал СВ о том, кто реально принимает решения в США, почему словам Дональда Трампа нельзя доверять без закреплённого Конгрессом договора, как работает «глубинное государство», и почему Запад не заинтересован в устойчивых договорённостях с Россией

МНЕНИЯ

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также