САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Олег Румянцев: В 1997 году реального прорыва не получилось

Проект Сообщества Беларуси и России, который в 1996 году фактически взял старт на первой сессии ПС в Смоленске, в 1997 году дорабатывали с помощью нового Союзного Договора. Об этом рассказал известный российский конституционалист.

ФОТО: Владимир РОДИОНОВ/РИА Новости

В 1996 - 1998 годах Олег Румянцев работал заместителем Ответственного секретаря Парламентского Собрания. На свой юбилей государственный и общественный деятель, ученый собрал в стенах Финансовой академии при Правительстве РФ круглый стол по конституционным реформам. Поздравили Олега Румянцева с 60-летием президент Владимир Путин, премьер Михаил Мишустин, вручили поздравительный адрес от Госдумы. Редакция «СВ» присоединилась к поздравлениям и поговорила с очевидцем о том, как создавалась правовая база Союзного государства.

СООБЩЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ НЕУСТОЙЧИВЫМ

- Можете рассказать, как и почему задумали наш Союз? Как появилась такая форма Союзного государства?

- Активно мыслить как сложить прочное постсоветское объединение начали задолго до первой сессии в Смоленске, есть что вспомнить. В 1993-м году президент Ельцин прекратил нашу деятельность народных депутатов Верховного совета РСФСР (Олег Румянцев был избран народным депутатом России и членом Верховного Совета РСФСР в 1990 году – Ред.) После этого была принята Конституция РФ и избрана Госдума первого созыва. Я не смог избраться депутатом в составе объединения «Гражданский Союз» во главе с Аркадием Вольским, но был приглашен работать в аппарате нижней палаты парламента.

Геннадий Селезнев, с которым у нас были хорошие отношения еще с тех времен, когда он занимал пост главного редактора «Комсомольской правды», тогда стал вице-спикером. Во втором созыве мы продолжили работу, Геннадий Николаевич стал председателем ГосДумы.

Начался 1996 год, и к тому времени возникла дружественная двойка наших стран, был подписан договор о Сообществе Беларуси и России. Селезнев возглавил Парламентское собрание. Мы не раз встречались, говорили на тему как будет создать более действенную конструкцию нового Союза. Поэтому спикер и сделал мне предложение быть представителем ГД в руководстве аппарата Парламентского Собрания.

Сообщество Беларуси и России тогда мне представлялось крайне неустойчивым образованием. Необходимо было заняться вопросами интеграции более плотно, я об этом сказал и председателю, и его заму Сергею Бабурину.

У Бабурина интеграционное право - одна из основных сфер его политических научных интересов. А у меня за плечами был опыт Ответственного секретаря Конституционной комиссии России, руководителя рабочей группы по подготовке проекта Основного закона. Соратникам предложения о наделении будущего Союза наднациональными полномочиями показались интересными.

Геннадий Селезнев предложил мне заняться вопросом договора объединения стран. Мы вместе обсуждали как преобразовать Сообщества в Союз Беларуси и России. Так и сложилась наша команда с ним во главе.

Проект сделали довольно быстро. Текст обсуждали с депутатами, они наполняли поправками, реальным содержанием. Особенно плотными и даже жаркими были дебаты перед принятием проекта в ПС в феврале–марте 1997 года. Договор о Союзе Беларуси и России подписали 2 апреля 1997 года.

- Можно сказать, что Селезнев идейно продвигал ваш общий проект договора?

- Безусловно. Как председатель ПС был активным сторонником и всячески содействовал нашей работе. Но если он, к его чести, нашу борьбу поддерживал, то в администрации Президента Бориса Ельцина дело шло непросто. Например, в острых спорах с замглавой АП Эмилем Паиным или с некоторыми представителями МИД РФ. Я собирался обсудить проблему со своим недавним руководителем Ельциным, он возглавлял Конституционную комиссию в 1990-1993 годах. Но увидел в день подписания Договора 1997 года его неважное состояние. Стало понятно, что он не мог сам блокировать наши предложения, а причины дефицита политической воли к интеграции скрыты где-то глубоко.

УНИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- Что в итоге приняли, а что отмели?

- Приходилось с боями отстаивать многие положения Союза. Многие наши предложения не прошли. Так предлагали, что ПС, позже - Парламент Союза, должны иметь ключевое полномочие принимать законодательные и иные правовые акты обязательные в исполнении органами Союза, органами государственной власти государств - участников Союза, юридическими и физическими лицами. К огромному сожалению это положение не прошло.

Оппоненты ссылались на 15-ю статью Конституции РФ. По формальным доводам несоответствия положениям о суверенитете продавили ослабление изначальной концепции проекта договора.

В итоге получилось закрепить лишь то, что нормативно правовые акты Парламентского собрания имеют статус законодательной рекомендации Союза. Но оставили важное, что к полномочиям Союза относятся развитие собственной правовой системы и союзное гражданство. Вот два принципиальных момента, два пункта, которые тогда закрепили в договоре. И еще удалось закложить перспективу последовательного продвижения добровольного объединения государств-участников.

Но во многом эта норма-цель так и осталась перспективным пожеланием - нет механизма его реализации. А если бы мы тогда сделали более серьезные шаги - то давно имели бы полноценное Союзное государство.

Не получилось реального прорыва в 1997 году. Оценивая с высоты лет, вижу еще одну причину. Если бы было три участника Союза или больше - возникла бы гораздо более устойчивая система. Но политической воли привлечь Украину, Казахстан, Армению или даже Сербию, - и такие идеи высказывались, - тогда не проявили.

- Мы все-таки что-то сохранили в Договоре о Союзном государстве, Таможенный союз заработал по опыту наших отношений. Мы когда-то вернемся к той повестке или к какой-то другой повестке, как будем развиваться дальше?

- Тогда, в 1996 году, мы были первыми на фоне недавно случившейся дезинтеграции, ни у кого такого опыта не было. Теперь нам нужно о собственных наработках вспомнить, и применить к имеющейся практической базе интеграции. Евразийский Экономический Союз может их учитывать, если будет политическая воля расширить сферу предметов общего ведения. Это основная ценность нашей работы с Беларусью. Так что та работа прошла не зря, это можно уверенно сказать.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

«Европейские подсвинки» так и не поняли, кто они такие

Олег Зинченко

Или делают вид, что не понимают.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также