18 Февраля 2020 года / Текст:  Дмитрий Воробьев / К номеру: 8  (889)

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Максимальная длина переправы - 540 метров, а ездить по ней могут не только поезда, но и автомобили. ФОТО: mil.ru


БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

«В августе 2017 года авиация противника разрушила железнодорожный мост через Волгу. Движение поездов по направлению Киров - Ярославль - Дно остановилось. Строители сказали сразу: на восстановление переправы уйдет минимум три недели!» С такой легенды начинались военные учения, во время которых впервые продемонстрировали возможности нового наплавного железнодорожного моста-ленты.

В этом году с конвейера брянского 192-го Центрального завода железнодорожной техники сойдут две такие переправы. Это станет красивой финальной точкой программы Союзного государства «Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона». Один мост-лента останется в Вооруженных силах России, другой отправится в Беларусь.

- Аналогов такой конструкции в мире нет, - рассказывает полковник Главного управления начальника Железнодорожный войск РФ Владимир Волынец. - В случае разрушения капитальных мостов из-за военных действий или стихийных бедствий с помощью новинки можно в течение пяти дней восстановить движение поездов. Для сравнения, чтобы застыл бетон на опорах полноценного моста, нужно 25 суток! К счастью, все эти навыки отрабатываем только на совместных с белорусской стороной военных учениях. Программа Союзного государства позволила нам без привлечения денег Минобороны РФ закупить необходимое оборудование.

Пятисотметровый мост будет лежать на воде. Поезд по водной переправе сможет разгоняться до пятнадцати километров в час. Рельсы специально утоплены в настил, чтобы по нему смогли проезжать еще и автомобили. Надо сказать, что сегодня на вооружении военных есть старые понтонные мосты - НЖМ-56, построенные в середине прошлого столетия и устаревшие как физически, так и с конструкторской точки зрения.

- Как только новые мосты-ленты будут готовы, проведем еще одни показательные учения, - пообещал Владимир Волынец.

НЕ СПИ, ШОФЕР

Государственные испытания ждут интеллектуальную систему состояния водителя. Еще одна разработка СГ.

- У нас много аварий из-за того, что водители засыпают. А это ноу-хау будет анализировать состояние глаз, пульса и в случае снижения активности взбодрит водителя через специальный браслет. Неприятные ощущения, которые он получит, долго не позволят ему заснуть, - хитро улыбается представитель Мытищинского научно-исследовательского института радиоизмерительных приборов Владимир Кузнецов.

Вообще программа «Автоэлектроника», благодаря которой создали систему, гораздо шире. Она позволяет ученым создавать компоненты нового поколения, в том числе электронные системы управления двигателями и обеспечения безопасности автомобилей. Корпят лучшие умы России и Беларуси над универсальным комплексом для диагностики электронных устройств и систем машин, для технического обслуживания и корректировки состояния бортовой информационно-управляющей сети, которая обеспечивает работу всех систем.

- Наша промышленность выпускает автомобили, а комплектующие - импортные. Союзная программа позволила предприятиям промышленности, к примеру, разработать блок управления двигателем. Это сложная аппаратура, которая включает в себя не только «железо», но и программное обеспечение, так как этот блок должен обрабатывать информацию, скорость, положение дроссельной заслонки, форсунки автомобиля и многое другое, - продолжает Владимир Кузнецов.

СДЕЛАНО НА ПРИНТЕРЕ

Завершится в этом году и еще одна программа «Технология СГ». На выходе ученые собираются представить оборудование для получения композитных материалов, а также датчиков для ракетно-космической техники, сканирующего телескопа для малых космических аппаратов и гетероструктуры интегральной монолитной системы. Так, Центр аддитивных технологий и цифрового производства «Техномаш» разработал восемнадцать датчиков, которых раньше вообще не существовало.

- Совместно с белорусской стороной внедряем новые материалы для ключевых элементов космической техники. Речь идет о создании суперсовременных композитов. Получаем уникальные изделия с гораздо более функциональными свойствами, улучшены массо-габаритные характеристики, которые недостижимы при изготовлении деталей традиционными способами. А за счет печати на 3D принтерах это стало возможным. Сокращены и сроки изготовления. Например, при традиционном подходе используются болванки, которые потом обрабатывают на станке. Аддитивные технологии проектируются сразу конструктором, и слой за слоем из принтера выходит любой продукт с самой сложной геометрией, - рассказывает директор Центра Андрей Егоров.

Сейчас датчики проходят испытания, но заинтересованные в них уже есть. 

ЦИФРА

Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря СГ:

Мост за ночь и незасыпайка для водителя 

Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

- Запускаем новую программу «Интеграция-СГ». Она требует не только утряски технических условий, ГОСТов, параметров, но и согласований по международной категории. Потому что если мы создаем новую технику для космического применения, она будет использоваться на МКС и должна отвечать требованиям не только российского и белорусского законодательства, но и всех государств - участников проекта. Если говорим о навигационных системах, то и они должны работать в одинаковых диапазонах и нормативных критериях для всех.

«Интеграция-СГ» - это фактически программа, которая даст толчок новому направлению при разработке и создании космических аппаратов и космической техники следующего поколения. Например, спутников дистанционного зондирования Земли. В этом году направим на ее реализацию 71 миллион рублей. На выходе мы должны получить задел под формирование новой космической группировки спутников на абсолютно новых параметрах. По итогам выйдем на детализацию в десятки сантиметров по качеству разрешения передаваемой картинки из космоса. Вес спутника будет составлять 100 - 120 килограммов, что существенно ниже сегодняшнего. А значит, одной ракетой можно вывести за один раз группировку из 10 - 12 аппаратов.

перспективы

Григорий Рапота: Программы нужно подготовить качественно

Мост за ночь и незасыпайка для водителя  

Фото: БЕЛТА

Госсекретарь Союзного государства анонсировал семь новых проектов по линии оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества.

- Совместной работой наших стран в сфере обороны и безопасности в прошлом году заказчики и исполнители остались довольны. Речь идет о семи программах и пяти мероприятиях СГ. Когда они будут выполнены, им на смену придут новые проекты.

Сейчас в разной степени готовности находятся концепции еще семи программ СГ: «Комплекс-СГ», «Безопасность-СГ», «Новопол», «Аддитивность», «Радиационная безопасность», «Ускоритель-СПР», «Социальная адаптация». Результаты, которые они смогут принести, будут востребованы в импортозамещении, экологии, космосе.

- Чтобы они получили право на жизнь, хочу в очередной раз обратить внимание инициаторов разработки этих проектов на необходимость качественной и своевременной их подготовки, - напомнил Григорий Рапота. - Если у нас будут хорошо подготовленные программы, но выходящие за бюджет Союзного государства, то мы будем ставить вопрос перед руководством России и Беларуси об увеличении взносов в бюджет. Задача непростая, однако мы вместе с вами должны над этим потрудиться.

К недостаткам в работе госзаказчиков программ СГ Григорий Алексеевич отнес несвоевременное предоставление аналитических и итоговых отчетов и низкое качество представляемых материалов, неравномерное расходование денег в течение года.

ЦИФРА

1,6 миллиарда рублей ушло на разработку и строительство наплавного железнодорожного моста-ленты.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Закон и порядок

Союзные программы необходимо согласовывать не больше полугода

Рецепт от давления

Как Россия и Беларусь будут вместе противостоять санкциям, обсудили на форуме «Союзное государство: экономическая интеграция - задачи развития»

Роуминг завис

Большинство сотовых операторов Союзного государства по-прежнему выставляют счета за входящие, несмотря на решение властей

Дмитрий Мезенцев: Нужно сформировать российско-белорусскую цифровую политику

О том, как Wi-Fi связан с энергетикой, говорили на форуме «Союзное государство: экономическая интеграция – задачи развития»

Не дом, а состояние души

Поразительно, но факт: объединение россиян в Витебске, как и многие другие общины в Беларуси, состоит не только из выходцев из РФ, но и из сябров

Дочка пока с национальностью не определилась...

В преддверии праздника на Дзен-канале «Ru - By (Россия - Беларусь)» и дружественном нам канале «Белорус и Я» россияне и белорусы поздравили наши народы и рассказали, в чем видят силу нашего Союза

Читайте также

Туризм

Пять знаковых мест Синеокой-партизанки

Практически сразу после начала Великой Отечественной войны республика встала на путь борьбы с неприятелем. К середине 1944-го в отрядах лесной армии числилось больше 370 тысяч человек - они днем и ночью не давали житья захватчикам

Экономика: интеграция

БЕЛАЗОМ по санкциям

Легендарные самосвалы привезли на выставку в Москву

Союзное государство

Закон и порядок

Союзные программы необходимо согласовывать не больше полугода

Культура

«Евровидение» вляпалось в «Азов»

Большего позора не было за всю историю международного конкурса – со сцены призвали спасти террористов

Общество

Девчонки уходили на фронт

В годы Великой Отечественной пионерки и комсомолки сражались наравне с мужчинами, проявили себя как несгибаемые патриоты, смело смотревшие в лицо смерти. «СВ» рассказывает о самых прославленных из них

Трибуна депутата

Александр Карелин об отношении противников к нашим спортсменам: Боялись, что косые взгляды перейдут в косоглазие

В редакции «СВ» побывал человек легендарный, трехкратный победитель Олимпийских игр, Герой России, сенатор РФ, депутат Парламентского собрания Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью



Политика

Владимир Путин об угрозе голода в беднейших странах: Вина за это целиком лежит на западных элитах

Россия в этом году ожидает рекордный урожай зерна, а беднейшие страны, напротив, могут оказаться под угрозой голода из-за непродуманных действий, кто продолжает считать себя хозяином мира. Об этом заявил Владимир Путин на совещании с правительством

Культура

«Евровидение» вляпалось в «Азов»

Большего позора не было за всю историю международного конкурса – со сцены призвали спасти террористов

Трибуна депутата

Александр Карелин об отношении противников к нашим спортсменам: Боялись, что косые взгляды перейдут в косоглазие

В редакции «СВ» побывал человек легендарный, трехкратный победитель Олимпийских игр, Герой России, сенатор РФ, депутат Парламентского собрания Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью

Общество

Девчонки уходили на фронт

В годы Великой Отечественной пионерки и комсомолки сражались наравне с мужчинами, проявили себя как несгибаемые патриоты, смело смотревшие в лицо смерти. «СВ» рассказывает о самых прославленных из них

Общество

Песню вели на расстрел

Артисты Московской филармонии помогали белорусским подпольщикам бороться с фашистами с помощью музыки

Общество

Цитадель одолела «Сатану»

Директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк рассказал «СВ» о ее защитниках и о фильмах, которые в ней снимали

Общество

125 блокадных грамм

Его называют «батюшкой», «кормильцем», «даром Божьим». А для тех, кто перенес изоляцию Северной столицы, он был смыслом жизни

Общество

Приказано забыть

Как празднуют 9 Мая на Украине, в Прибалтике, Грузии и в других постсоветских республиках

Общество

Крысиные тропы

Тысячи нацистских преступников спаслись от правосудия с помощью западных спецслужб

Общество

Вечно живые

Зачем в крипте Всехсвятской церкви в Минске собирают землю из разных стран?