САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Григорий Рапота: По щучьему велению ничего не случится. Работы еще много

Госсекретарь СГ рассказал, как продвигается работа по дорожным картам и о перспективных начинаниях

Государственный секретарь (в центре) регулярно приезжает с инспекцией на строительство Ржевского мемориала, который стал поистине всенародным: средства для его создания поступают со всех уголков мира. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru

КОГДА ЛУЧШЕ НЕ ТЯНУТЬ

- Григорий Алексеевич, за двадцать лет Союзное государство проделало большой путь. Чем наполнилось объединение двух стран за это время?

- Конечно, не все задачи решены. Именно поэтому рабочая группа под руководством министров экономики подготовила 31 дорожную карту по улучшению интеграции. Многие пункты, обозначенные в договоре 1999 года, воплотили сразу. Это пример того, что с некоторыми политическими вопросами лучше не тянуть.

Свобода передвижения граждан через границу России и Беларуси, выбора места жительства, приема на работу, получения образования - все законодательно закреплено и работает. Это не значит, что сбоев каких-то не бывает. Но тем не менее система функционирует. Скажем, скорая помощь оказывается россиянам и белорусам в обеих странах. В РФ с 2017 года работает система ОМС для граждан Беларуси. Неплохие условия созданы для организации бизнеса на территории друг друга: только в Беларуси зарегистрировано 2,5 тысячи предприятий с российским капиталом. Координируем усилия и во внешней политике.

- Сделано и правда немало. А что еще предстоит?

- Например, отрабатываем гармонизацию налоговой политики. А вопросы антимонопольной деятельности, в свою очередь, тесно связаны с введением единой промышленной и энергетической политики. Все эти пункты входят в перечень дорожных карт. На последнем Совмине им уделили много времени: главы правительств и руководители ведомств заседали около семи часов. Как раз обсуждали те карты, по которым еще не достигли соглашения.

- Совпадает ли ваш взгляд на будущее СГ с дорожными картами?

- Вполне. В них заложены обязательные элементы развития. Надо приходить к единым правилам в промышленной политике. Это еще шире откроет наши рынки друг для друга и даст дополнительные возможности для совместного экспорта. Необходима и дальнейшая кооперация в разных сферах. Решать все эти задачи без гармонизации антимонопольного, налогового законодательств сложно. То же касается цен на энергоносители - это ключевой момент. Эти аспекты должны создавать равные конкурентные возможности. Вопрос лишь в том, как этого достичь, какой механизм использовать и какими темпами будем продвигаться. Не надо забывать и о том, что Россия и Беларусь остаются суверенными странами. Можно найти такие точки сближения, которые будут даже укреплять суверенитет.

НАЗЛО СКЕПТИКАМ

- Нынешней год для интеграции получился достаточно турбулентный. Велись жаркие споры, некоторые заговорили о том, что у Союза нет будущего. Что бы вы ответили скептикам?

- Любая точка зрения имеет право на жизнь. Но если кто-то высказывает сомнения относительно будущего Союзного государства, нам надо делать все, чтобы их развеять.

- Наши самые успешные проекты, с минимумом противоречий, - те, в которых есть сверхзадачи. Создается впечатление, что в области военного и военно-технического сотрудничества трудностей меньше всего. Какие же надо поставить цели в экономике, политике, чтобы эти сферы поднять на тот же уровень?

- Поспорил бы с вами. Вы говорите как человек гражданский. Да, военные одинаково понимают свои цели, им очень легко найти общий язык, поскольку четко определен фронт их работы. Но не относил бы это к сверхзадачам. Хотя достижения здесь бесспорны: региональная группировка войск в постоянной боевой готовности, проходят регулярные учения. То же у пограничников, таможенников и представителей спецслужб. У нас даже есть программы по линии ФСБ и Следственного комитета.

Однако экономику в определенном смысле настраивать сложнее. Вопросы касаются благополучия миллионов граждан. Именно здесь сейчас сосредоточены усилия по взаимодействию: это аспекты и энергоносителей, и поддержки предприятий, и создания равных условий, и налогового режима.

- Насколько возможно переплетение наших экономик на данном этапе?

- Они и так достаточно сильно связаны. Скажем, промышленная кооперация сохранилась еще с советских времен. И это огромная заслуга в том числе институтов Союзного государства, потому что эти связи жизненно важны для обеих стран. Не случайно Беларусь сохраняет устойчивые позиции в мире. Там много производств, которые очень здорово дополняют российскую экономику и промышленность - в сферах микроэлектроники, программного продукта, станкостроения, авиастроения. Скажем, в республике сохранились авиационно-ремонтные предприятия: ряд комплектующих используют и в российском авиапроме. Круг этого взаимного сотрудничества расширяется.

К РЕВОЛЮЦИИ НЕ СТРЕМИМСЯ

- Много говорим об общем рынке, но при этом каждая страна соблюдает свои интересы. Будет ли прорыв в будущем?

- Мы, славяне, верим в сказки - в то, что все случится по щучьему велению. А на самом деле нужна кропотливая, большая работа. Прорывы случаются во время революции. Мы к ней не стремимся. Даст бог, утвердим эти карты, и будут более заметные шаги вперед. Появятся новые цели - продолжим работу. Я с большим удовольствием замечаю, как серьезно занялись вопросами, например, гармонизации налогового законодательства. Постоянный Комитет упорно пытался включить этот вопрос в повестку, но его все откладывали. Потому что это тяжело. Теперь время пришло.

Надеяться на чудо - все равно что бездействовать. Нужно двигаться к стабильному улучшению ситуации, чтобы всегда была положительная динамика. Но для этого надо трудиться всем. Чем больше будет вовлечено людей, министерств, ведомств в сферу нашего взаимного сотрудничества, тем меньше вопросов двусторонних отношений останется на периферии. Тем заметнее окажется прогресс.

- Не могу не задать вопрос по Госсовету: есть ли какая-то определенность с ним? Или его проведение зависит от того, будут ли готовы дорожные карты?

- Это зависит от воли двух президентов. Повестка дня у нас сформулирована. Мы готовы к любому решению. Есть смысл двум президентам при встрече подвести какой-то итог работы над дорожными картами. Но когда это произойдет, я не могу сказать.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

СЪЕЗДИТЬ В ГОСТИ - ЦЕЛАЯ ПРОБЛЕМА

- На какой стадии находится проект высокоскоростной магистрали, которая свяжет Минск, Москву и Санкт-Петербург? Станет ли она новым союзным мегапроектом?

- Речь о железной дороге, которая соединит не только наши столицы, но и европейские - Варшаву, Берлин и Гамбург. Рано или поздно проект реализуем. Возможно, с немного другим маршрутом. Во всем мире сейчас востребованы высокоскоростные пути сообщения. Евразия критически в них нуждается. Уже все беременны этой идеей, и она должна родиться.

- Кто ее будет воплощать в жизнь?

- К этому строительству очень большой интерес со стороны инвесторов, железнодорожных специалистов, гуманитариев. В СГ промышленные центры простираются от Москвы и дальше на восток. Самые мощные находятся в Поволжье. От Москвы до Смоленска, Пскова, Брянска при этом - сплошные леса и болота. Мы друг от друга даже географически отделены: в гости съездить - целая проблема. Да и по работе тоже. Самолеты такое количество желающих не перевезут.

Но наши железнодорожные пути находятся на уровне XIX века!

Взять хотя бы дорогу между Санкт-Петербургом и Минском: одноколейка с разъездами на путях. Такое только в фильмах про Гражданскую войну можно увидеть. Так что рано или поздно высокоскоростная магистраль будет. Понятно, что сейчас она не может работать на общей полосе, разгоняя впереди себя все электрички и убирая с дороги грузовой транспорт. Поэтому и обсуждаются проекты Москва - Казань, Санкт-Петербург - Москва и Свердловск - Челябинск. Пространственное развитие такой страны, как Россия, возможно только при наличии современных видов скоростного транспорта. И взаимоотношений с Европой и Минском.

- Постоянный Комитет провел первую крупную презентацию этой магистрали на недавнем Веронском форуме. Какие первые отклики?

- К нам уже обратились некоторые иностранные компании - европейские и китайские, заинтересованные в участии в таком проекте.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Василевская: Россия и Беларусь продолжат осваивать космос
  2. Путин и Лукашенко встретились с участниками экспедиции на МКС
  3. Лукашенко: Мы не единожды увидим полеты россиян и белорусов
  4. Лукашенко и Путин поговорили по телефону с многодетной семьей оленеводов
  5. Москва и Киев обменялись телами погибших
  6. Ракета «Ангара» вывела на орбиту прототип спутника для рекламы из космоса
  7. В подмосковном Монино появился преступник, который обливает девушек химикатами
  8. В США заявили, что атака Ирана против Израиля ожидается 12 апреля
  9. Хозяином взорванного Toyota Land Cruiser Prado на севере Москвы оказался бывший сотрудник СБУ Василий Прозоров
  10. Лавров: Попытка Запада на развал СНГ обречена на провал
  11. Песков: Разговоры о площадке для мирных переговоров преждевременны
  12. Лукашенко: Украина должна понимать - ей прилетит в десятикратном размере
  13. Лукашенко заявил, что перед визитом в Москву встретился с членами Совбеза РФ
  14. Страны СНГ подтвердили солидарность с Россией перед лицом терроризма
  15. Лавров: Формула Зеленского – это путь в никуда

Парламентское Собрание

Союзное государство: интеграция и созидание

Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко в  интервью «СВ» рассказал о союзном строительстве и его перспективах.

Политика

Народная мудрость от Александра Лукашенко: Чужой кусок рвет роток

Держитесь вместе. Чужого не троньте - рано или поздно это превратится в катастрофу.

МНЕНИЯ

Операция могилизация

Михаил Васильев

Верховная рада запретила украинцам демобилизоваться  

Словом по телу

Олег Зинченко

Когда люди начинают жить руководствуясь только рефлексами, их надо воспитывать, как академик Павлов завещал

Пропади всё ядерным пропадом

Валерий Чумаков

Украинские военные поставили мир на грань ядерной катастрофы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также