Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Поставили на карты

Заседание Совета министров Союзного государства прошло 19 ноября в Москве. Его итогом стало подписание программных документов и поиск компромиссов в сложных моментах сотрудничества

Сергею Румасу и Дмитрию Медведеву о многом удалось договориться. Но вопрос цены на нефть для Беларуси по-прежнему открыт. Фото: Александр Астафьев/РИА Новости.

ЯСНАЯ ПОГОДА В ОБЩЕМ ДОМЕ

Основные действующие лица встречи - премьер-министры России и Беларуси Дмитрий Медведев и Сергей Румас. На повестке дня было четырнадцать вопросов. Самый главный - согласование дорожных карт интеграции наших государств.

Заседание Совмина прошло в самой большой резиденции российского президента «Горки-9». Оно состоялось незадолго до 8 декабря. Это дата двадцатилетия с момента подписания Договора о создании Союзного государства, который, как написано в этом документе, «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран». На прошедших переговорах нужно было понять то, что было сделано, и обсудить сложные моменты, которые мешают дальнейшему объединению.

- Когда самолет в аэропорту приземлился, был очень сильный туман, - сказал Сергей Румас, предварительно поблагодарив российскую сторону за высокий уровень организации мероприятия.

- Это не наши проделки, - улыбнулся Дмитрий Медведев.

- Но когда мы уже подъезжали к Горкам, туман рассеялся. А наша двусторонняя встреча показала, что тумана в наших отношениях совсем нет, - продолжил белорусский премьер.

Заседание длилось 7 часов, гораздо дольше, чем было запланировано. Главный результат - подписали пять дорожных карт интеграции России и Беларуси. Всего разработана 31 карта. До заседания было утверждено 16 из них. Теперь уже 21, так что дело близится к завершению.

- Значительная часть дорожных карт согласована. Мы долго и подробно обсуждали их, - заявил глава российского правительства Дмитрий Медведев.

- Всего необходимо принять 31 дорожную карту, которые включают в себя больше 700 мероприятий. Из них к моменту нашей встречи около 40 мероприятий не были согласованы госорганами. В течение этих семи часов мы подробно прошлись по каждому из этих расхождений, - сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Румас.

По его словам, принятые решения являются очень важными и даже знаковыми: ведь они могут дать старт новому этапу построения Союзного государства.

Напомним, что в основе дорожных карт лежит принцип «две страны - один рынок». С предложением углубить интеграцию России и Беларуси Дмитрий Медведев выступил год назад, во время заседания Совмина Союзного государства в Бресте. Вскоре появились и дорожные карты, которые касаются объединения стран в разных сферах: финансово-кредитной, налоговой, таможенной, энергетической. Еще они предполагают унификацию систем учета собственности в России и Беларуси, поднимают вопросы цифрового развития и туризма.

СПОРНЫЙ БАРРЕЛЬ

Премьер-министрам удалось договориться по многим вопросам, но остались открытые темы. Самая главная - энергетическая, которая касается в первую очередь цен на нефть и газ. Это Сергей Румас назвал «чувствительными вопросами».

- Тема энергетики непростая. У каждой стороны есть свое представление о том, как нужно сотрудничать в будущем, какие принципы должны применяться, как осуществлять регулирование в той или иной сфере, касается ли это газа, нефти, или электроэнергетики, - отметил российский премьер-министр.

Россия - основной поставщик углеводородов для Беларуси. Когда в 2015 году РФ начала осуществлять налоговый маневр, то есть постепенно заменять вывозную пошлину на «черное золото» налогом на добычу, Беларусь сразу ощутила это на своем бюджетном кошельке. Ее расходы увеличились за это время на 3,4 миллиарда долларов.

Ведь если раньше сырье текло в страну без уплаты всяких пошлин с ее стороны, то теперь повышенный НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) увеличил стоимость российского сырья для Беларуси. Хотя цены на энергоносители еще не сравнялись с общемировыми (страна закупает сырье в России примерно на двадцать процентов дешевле мирового уровня), Минск требует их снижения.

- По рынку газа и нефти осталась пара сложных неурегулированных вопросов. По ним главам государств будут предложены решения, - сообщил Румас.

По мнению премьер-министра, пока последствия реализации Россией налогового маневра имеют «нарастающий отрицательный эффект», и для его страны важно понять условия функционирования экономики в 2020 году.

- Наша позиция в переговорах была четкой и последовательной: дальнейшая интеграция возможна только вместе с решением наиболее острых вопросов двустороннего экономического сотрудничества. Сюда мы относим формирование цен на нефть и газ, барьеры по доступу товаров на внутренние национальные рынки, - отметил Сергей Румас.

- Есть ряд вопросов, которые мы обсуждаем. Это темы непростые, здесь нужно искать компромиссы. Необходимо стремиться, чтобы наши компании находились в равноправных и благоприятных условиях. Наша задача - не просто уменьшить количество рассогласованных позиций, но и почувствовать пределы гибкости каждой из сторон, - заявил российский премьер-министр, добавив, что у каждой страны есть свои представления о том, как будет развиваться сотрудничество в нефтегазовых вопросах.

Новый вариант дорожной энергетической карты по газу должны подготовить в ближайшие дни. По словам министра энергетики Беларуси Виктора Каранкевича, «эта работа будет вестись вместе с российскими коллегами». Параллельно рассматривается и дорожная карта по электроэнергии.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Две страны - одна экономика

Что предстоит решить премьер-министрам перед встречей президентов.

Заседание Совета министров Союзного государства предваряет встречу президентов двух стран. Дмитрий Медведев назвал его продуктивным, полезным и абсолютно откровенным. Но в ближайшее время премьер-министрам предстоит встретиться еще раз.

Подписание пакета дорожных карт главами государств России и Беларуси должно произойти 8 декабря в Москве. До этого времени нужно согласовать оставшиеся десять документов. Сроки довольно сжатые.

По наблюдениям Дмитрия Медведева, позиции двух стран сближаются каждый день. Российский премьер-министр призвал снизить градус риторики и продолжить обсуждение острых вопросов в спокойном ключе:

- В переговорном процессе важны не лозунги, не идеологические штампы, а прагматичный подход, который позволит выйти на окончательные договоренности.

Посол Беларуси в России Владимир Семашко оценил прошедшую встречу двух премьеров как продуктивную:

- Надеюсь, что все принципиальные вопросы будут в конечном итоге решены. Я думаю, что сейчас мы найдем развязки, которые должны решить судьбу Союзного государства на несколько ближайших десятилетий.

Среди моментов, которые нужно урегулировать, он отметил вопрос доступа белорусских товаров на российский рынок. Сейчас в торговле с Россией у Беларуси отрицательное сальдо. Ситуация нормальная, учитывая разные размеры наших экономик, но настораживает динамика. За двадцать лет размер сальдо вырос с 1,9 до 9,7 миллиарда долларов. С учетом ВВП республики в 80 миллиардов это большие цифры.

- В ближайшее время наши коллеги подготовят новые версии дорожных карт, где будут сведены результаты прошедших в Горках переговоров. Даже если одна карта останется несогласованной, процесс интеграции двух стран может быть поставлен под угрозу, - считает Дмитрий Медведев.

Дорабатывать интеграционные карты будут министерства экономического развития России и Беларуси.

До встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко премьер-министры двух стран проведут еще одни переговоры. Точная дата их встречи пока не известна.

После парафинирования пакета дорожных карт (то есть его подписания) президентам можно будет вносить изменения в законодательства России и Беларуси.

- Когда мы это сделаем, то сможем уже уверенно заявить, что интеграция двух государств вышла на принципиально новый уровень. Мне кажется, это отвечает чаяниям наших народов и интересам государств, - подвел итоги Дмитрий Медведев.