05 Июня 2019 года / Текст:  Максим Чижиков, Борис ОРЕХОВ / К номеру: 24  (847)

Политика надоела. Лучше - спорт и культура

Собственно, а что мы - россияне и белорусы - хотим узнавать друг о друге из СМИ? И хотим ли вообще?

Политика надоела. Лучше - спорт и культура

Фото: belrus.ru

Тема интересная и девственно нетронутая, как выяснилось. Своеобразными первопроходцами в этой информационной терра инкогнита стало смоленское «Агентство интеграционных инициатив». Результаты озвучил его директор, кандидат экономических наук Антон Кузавко, заметив, что исследование проводилось на грант президента страны. В нем участвовали 1093 жителя приграничных Смоленской, Витебской и Могилевской областей. И 60 процентов из них знают, что живут в Союзном государстве.

- При этом порядка 40 процентов смолян редко или никогда не интересуются событиями в Беларуси. Среди молодежи процент еще выше. И, напротив, в областях Беларуси интересующихся событиями в России гораздо больше - свыше 60 процентов, - проинформировал Кузавко.

В российских СМИ чаще всего освещается политика и экономика Беларуси, хотя тем же смолянам более интересен обзор туристических маршрутов в Синеокой и культурных событий у соседей. В Беларуси картина схожая: местные СМИ чаще пишут о российской политике и экономике, а людям больше интересны культура и спорт.

- То есть тот контент, который подается и который действительно нужен, существенно различаются, - констатировал докладчик.

Добавив, что взаимодействие на низовом уровне между регионами приграничья осуществляется только благодаря родственным и дружеским отношениям, которые завязались еще в советское время. Чтобы переформатировать и освежить «наследственный» тренд, Кузавко призвал проводить больше российско-белорусских форумов для молодежи.

- Массовых, без всяких отборов. Типа Селигера. Где ребята могли бы общаться, завязывать дружеские связи. И где можно эффективно продвигать бренд Союзного государства.

В зале даже раздались аплодисменты, идея понравилась. Хотя с выводами исследования, озвученными Кузавко, согласились далеко не все. Но поскольку других изысканий на эту тему никто не проводил, оппонентам приходилось контратаковать примерами из собственного опыта.

- Тематику региональных СМИ во многом определяют главные редактора и сами журналисты, было бы желание, - настаивала главный редактор газеты «Гомельские ведомости» Ольга Селезнева. В свое время она возглавляла одно из районных изданий. Жизнь кипела. Сотрудничество с соседскими российскими районками шло в режиме онлайн. Постоянно собирались, обсуждали взаимно интересные темы, находили что-то новое, создавали общую информационную канву.

- Наши приграничные издания пели одну песню. Мне кажется, что сейчас именно региональным, районным, городским газетам не хватает вот такого общения. Хотя бы в виде пресс-туров. Не только в соседние регионы, но и вглубь России. Центральные СМИ имеют возможность выезжать и писать, так дайте и нам, региональщикам, возможность потрогать маленькие города России, чтобы лучше почувствовать пульс нашей братской страны. А российские журналисты пусть чаще приезжают к нам.

О ТАЛАНТЕ СУДЯТ НЕ ПО ПАСПОРТУ

О возрасте журналистов разгорелcя большой спор: кто лучше - стар или млад? Основательный, поверенный годами опыт или шустрая, неутомимая юность?

Полемику спровоцировало выступление заместителя декана факультета журналистики МГУ Ольги Смирновой. Она озвучила любопытные цифры совместного исследования с коллегами из Белорусского государственного университета. Результаты подтвердили, во-первых, феминизацию как российской, так и белорусской журналистки. А что касается возраста мастеров пера и микрофона, то здесь остается лишь позавидовать коллегам из Синеокой.

- Белорусские журналисты в региональных изданиях гораздо моложе, - сказала Ольга Смирнова. - Сотрудники в возрасте от 18 до 29 лет составляют 26 процентов. И вообще ноль журналистов в диапазоне 65 и старше. В российских регионалках картина обратная - сотрудников от 50 до 64 лет больше всего.

- Ну и чего хорошего, что в Беларуси преобладают молодые? - возмутились слушатели.

- Хорошего то, что молодые журналисты там хотят работать именно в региональных СМИ, - доказывала замдекана. - В России же их сверстники, напротив, стремятся уехать или в Москву, или куда-нибудь еще подальше. Также в белорусских изданиях гораздо больше журналистов со специальным журналистским образованием. Это тоже позитивный момент.

Часть участников семинара, в основном мужчины, восприняли прозвучавшие цифры весьма эмоционально. Дескать, если в соцсетях больше сечет молодежь, то что же - давай поголовное омоложение кадров? И кто придумал, что человек, которому за 60, заведомо ретроград? Опыт показывает, что талантливый человек и в 70 лет может дать фору любому молодому. Таких примеров полно и в Беларуси, и в России. Никто ведь не спрашивает, сколько лет тому же Киселеву, Соловьеву или Познеру.

ПРО КИТАЙЦЕВ И ОБЛАКО В ШТАНАХ

Поддержать совместные региональные проекты в области СМИ призвал и декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин.

По его словам, в Беларуси совокупный выпуск региональных газет превышает цифры республиканских изданий. В России тираж регионалок превышает 9,5 миллиона экземпляров.

- Но мы недостаточно используем этот значительный ресурс для продвижения союзных проектов. Было бы вполне разумным, если бы уже сформировавшие проекты сотрудничества СМИ на российско-белорусском приграничье, например, Брянщины и Гомельщины и других областей, получили бы поддержку на уровне Постоянного Комитета СГ. Людям реально интересно, что происходит у ближайших соседей, надо это поддерживать.

Вместе с тем он посетовал, что все 20 лет обсуждение темы общего информационного пространства идет на дилетантском уровне. И, как правило, в режиме ситуативного реагирования. Появились социальные сети - давайте все туда. Хотя информационный результат будет мизерный.

- Вряд ли у кого-то в ваших аккаунтах есть десять тысяч подписчиков. Поэтому эффект окажется такой же, как в свое время в Китае, когда Мао Цзе Дун решил, что каждый китаец должен лить у себя на делянке чугун и сталь. Кончилось тем, что китайцы перестали выращивать зерно и начался голод. Поэтому мы должны не метаться вслед за очередными тенденциями, а опираться на социсследования и постоянный мониторинг востребованности союзного контента. Чего нам как раз не хватает. Мы просто не знаем той аудитории, с которой работаем.

Повестку дня формируют не только социальные сети, но и традиционные СМИ. Поэтому, когда мы идем за какой-то актуальной тенденцией в информационном пространстве, нельзя пренебрегать и сложившимися традициями. И надо наконец разобраться, что мы понимаем под единым информационным пространством. Пока все это - облако в штанах. Даже нет определения. На этом позвольте закончить.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Наши ценности под угрозой. А какие они?

Экс-госсекретарь СГ (с 2011 по 2021 год), сенатор от Курской области, заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике и транспорту Григорий Рапота открывает дискуссию о национальной идее

Запчастный случай

В актуальной для миллионов автомобилистов теме единого ОСАГО в Союзном государстве наметился решающий поворот, и она вот-вот выйдет на финишную прямую

Штрафной удар

Водители не смогут уехать от наказания: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов за нарушения ПДД

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко - об украинской «бешеной ракете», упавшей в Польше: Похоже на такой договорняк, что дальше некуда!

Президент Беларуси предложил версию: инцидент в селе Пшеводув - заранее спланированная провокация

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Общество

Руки прочь от Крыма

Нападки на полуостров выйдут боком киевскому режиму

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Культура

Максим Никулин: Папа гордился, что он клоун

Этот год посвящен столетию со дня рождения всеми любимого клоуна и киноактера Юрия Никулина. Сын и внуки артиста рассказали «СВ», каким папа и дедушка был дома, вне манежа и кинокамер  

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн



Общество

Руки прочь от Крыма

Нападки на полуостров выйдут боком киевскому режиму

Общество

Уроки кубинского

Гавана имеет длительный опыт того, как жить под американскими санкциями. Но не отступила от своего политического курса

Трибуна депутата

«Шли на участки целыми семьями»

Явка на выборах в Казахстане была традиционно высокой

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн

Общество

Посуду мыть не нужно

Жена космонавта Юлия Новицкая – о том, что находится в столовой на МКС

Спорт

Джентльмен на льду и в жизни

Не стало великого фигуриста и огромной души человека Александра Горшкова

Общество

А ОБСЕ против! Как всегда

Представители миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ остались недовольными выборами в Казахстане

Культура

Максим Никулин: Папа гордился, что он клоун

Этот год посвящен столетию со дня рождения всеми любимого клоуна и киноактера Юрия Никулина. Сын и внуки артиста рассказали «СВ», каким папа и дедушка был дома, вне манежа и кинокамер  

Взгляд из Минска

Пожуем – увидим

В этом году белорусские аграрии заработают больше восьми миллиардов долларов на экспорте продуктов

Туризм

Натурпакет

Поездки в Беларусь становятся все популярнее у россиян. Их привлекают природные красоты, возможность оздоровиться и отдохнуть недорого всей семьей