18 Апреля 2018 года / Текст:  Герман МОСКАЛЕНКО / К номеру: 16  (779)

Адекватный ответ и единый билет

На семинаре в Минске союзные депутаты обсудили проблемы транспортной безопасности

Адекватный ответ и единый билет

Благодаря беспрецедентным мерам по защите пассажиров авиационный транспорт в Беларуси и России наряду с железнодорожным считается самым безопасным. Светлана Маковеева/ kpmedia.ru

ЗАСЛОН ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ

Тема постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве» - многоплановая, важная и сложная, но однозначно из разряда тех, которая касается всех. Ведь все мы - пассажиры, водители, перевозчики, получатели грузов или просто встречаем родных на вокзале.

Помимо депутатов проблемы обсуждали представители профильных министерств и ведомств, Постоянного Комитета СГ, Евразийской экономической комиссии, руководители организаций и предприятий, работающих в сфере транспортной безопасности.

В Союзном государстве для обеспечения транспортной безопасности, как технологической, так и в проекции защиты людей и инфраструктуры от внешних угроз, делается немало. В 2012 году реализована программа по обеспечению средствами связи силовых структур на транспорте. Второй год в интересах региональной группировки войск реализуется программа прикрытия железных дорог. По словам начальника Департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Постоянного комитета Николая Юрченко, коренной вопрос - организовать совместную работу министерств, ведомств и силовых структур:

- По линии МВД разрабатывается новая союзная программа, которая также предполагает совершенствование систем связи, а главный результат, которого мы ожидаем от семинара - постоянное эффективное взаимодействие силовых структур на транспорте. Будет взаимодействие, будет и безопасность.

ОБОРОТЫ РЕЧИ

Сегодня объединенная транспортная система Союзного государства - скорее оборот речи, чем реальность. Она только-только начинает складываться. Хотя силовые структуры двух стран давно и тесно сотрудничают. Вместе ведут подготовку к чемпионату мира по футболу. Этот престижный турнир в июне принимает Россия. А через год этот опыт пригодится белорусам, когда Минск станет столицей Вторых Европейских игр.

Меморандум о взаимодействии шесть лет назад подписали Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта и коммуникаций РБ. В 2014 году создана белорусско-российская группа по обеспечению транспортной безопасности. Разработан план по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства. Новым шагом в сотрудничестве, по словам директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта России Александра Корниенко, станет соглашение между правительствами двух стран:

- Подпишут его в ближайшее время. Чтобы сформировать унифицированный механизм взаимодействия.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

Что считать главной проблема текущего момента? Тут разночтений не было. Наиболее четко об этом сказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

- Главная проблема - унификация и гармонизация законодательства. Наш семинар можно будет считать эффективным и результативным, если депутаты получат конкретные рекомендации от специалистов, какие изменения требуются в нормативных актах.

Пока же само понятие «транспортная безопасность» в России и Беларуси трактуется по-разному. Еще сложнее ситуация в ЕАЭС, где эти вопросы предметно не регламентируются. Все пока определяют национальные законодательства и международные стандарты. Два года назад президенты стран-участниц ЕАЭС подписали основные направления реализации скоординированной, согласованной транспортной политики. Разработаны дорожные карты, идет аналитическая работа, чтобы определить, по каким разделам в первую очередь нужно подтянуть нормативы.

Франц Клинцевич озвучил проблему, которая, казалось бы, уже была решена. В прошлом году российское правительство приняло постановление, что белорусские водители для работы в России могут пользоваться водительскими удостоверениями, которые получили на родине. Оказалось, на местах отдельные чиновники этот нормативный акт трактуют по-своему и заставляют белорусов пересдавать экзамены и получать права российского образца.

В 2017 году в России совершено 4 преступления террористической направленности на транспорте и 25 предотвращено силовыми структурами. Самое громкое преступление - взрыв в питерском метро. За первый квартал 2018 года - совершено 3 преступления и 6 предотвращено.

В Беларуси с 2001 года совершено 14 преступлений террористической направленности, самое резонансное - взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года (погибли 11 человек и еще 4 позже умерли в больнице).




Сегодня и в Беларуси, и в России идет смена технологического уклада. Цифровая экономика не фантастика, а наш завтрашний день. Изменится и транспорт. Беспилотники уже сегодня перевозят грузы и пассажиров. Тестируются автомобили, автобусы и даже «БелАЗы», а под Санкт-Петербургом работает железнодорожная ветка, по которой ходят беспилотные локомотивы. На вопрос, какие новые задачи это ставит перед специалистами, ответил заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России Евгений Ткаченко:

- Появится принципиально новая транспортная система: более сложная и скоростная. Как обеспечить ее защищенность? Только адекватными технологическими 
и организационными решениями.

Новый транспорт уже есть, его использование сдерживает нормативная база. Нет, к примеру, ответа, кто будет нести ответственность и как возмещать ущерб при авариях и в случае чрезвычайных ситуаций. Другая проблема - стандарты и технические регламенты:

- Россия и Беларусь должны стать законодателями стандартов в этой сфере, - сказал Евгений Ткаченко. - Пока это «белое поле» и у нас, и в мире. Мы много слышим о больших базах данных, блокчейне, искусственном интеллекте. Но это все инструменты, которые должны снижать издержки перевозок. Они вторичны. Главное для 
нас - защитить людей.

Примером может служить система «Розыск-Магистраль» МВД России, которая показала свою высокую эффективность. По словам специалистов, этот опыт полезен не только для Беларуси и других стран ЕАЭС. Сегодня у наших соседей могла бы поучиться и Европа.

Интеллектуальную мультимодальную транспортную систему, которая стала бы основой для формирования единого транспортного пространства Союзного государства, представил заместитель директора Института проблем транспорта РАН, доктор технических наук Владимир Комашинский.

Были и другие предложения, что и как нам нужно улучшать в транспортном комплексе Союзного государства:

- Не должно быть никаких барьеров и ограничений, а транспортная система должна быть единой, - считает заведующий кафедрой Российского экономического университета имени Плеханова, профессор Руслан Абрамов. - Это для человека удобно и комфортно, к тому же она потребует меньших затрат на содержание.

Ученый также предлагает разработать форму единого посадочного билета. Прежде всего на железных дорогах.

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ, председатель Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты Представителей по нацбезопасности:

- Сегодня технические средства быстро развиваются, поэтому необходимо идти в ногу со временем, изучать опыт других стран и постоянно совершенствовать законодательство. Мы должны все полезные инициативы, которые помогут повлиять на развитие и движение вперед, «переплавлять» в законодательные акты.

Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне 
и безопасности:

- На авиационном и железнодорожном транспорте безопасность растет. Эти виды перевозок становятся самыми безопасными. Сегодня по этим направлениям делается много, в том числе с использованием современных технических средств. Повышенное внимание уделяется антитеррористической безопасности.
Что касается автомобильного транспорта, здесь проблемы есть. На дорогах России в ДТП ежегодно гибнет больше людей, чем за десять лет мы потеряли в Афганистане, что недопустимо. В Беларуси ситуация лучше, потому что там раньше нас занялись улучшением качества дорог и организацией транспортного движения.
новые стандартызасеять «белое поле»

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Цифровой скачок

В Могилеве обозначили новые направления в белорусско-российских отношениях, которые станут определяющими в ближайшем будущем

Лучше вы к нам - на Сахалин!

В Корсаковском районе на финишную прямую вышел крупный совместный российско-белорусский проект - строительство молочно-товарной фермы и агрогородка на полсотни коттеджей. Торжественно открыть предприятие планируют в конце осени. А пока в новое служебное жилье заселяются сотрудники с семьями

Законы равновесия

Парламентарии предложили расширить роль экспертного сообщества при разработке законодательных инициатив

Балансы споют прощальные романсы

В кулуарах V Форума регионов в Могилеве секцию по аграрной политике называли мероприятием «номер один». Говорили о продовольственной безопасности и совместной подготовке современных специалистов для АПК

Количество переходит в качество

Председатель Совета Республики Михаил Мясникович и Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко участвовали в Форуме регионов на правах хозяев. Саммит ежегодно проводится под эгидой верхних палат парламентов двух стран

Войдем в права

На форуме регионов представили проект концепции сближения законодательств двух стран. Его обсуждение шло в течение последних двух лет на различных площадках Союзного парламента

Читайте также

Экономика: интеграция

«Торговать – хорошо, но надо переходить к совместным производствам»

В пятницу днем перед Деловым и культурным центром Посольства Беларуси в Москве собралась внушительная очередь – представительства дипмиссий, бизнес-сообщества, журналисты и другие гости пришли поближе познакомиться с Витебщиной.

Союзное государство

Цифровой скачок

В Могилеве обозначили новые направления в белорусско-российских отношениях, которые станут определяющими в ближайшем будущем

Политика

Александр Лукашенко: Нас не разделят по частям

Президент Беларуси встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

Туризм

Уносят меня три красных коня...

Арбат по-могилевски - это улица Ленинская, бывшая Большая Садовая. По длине она едва ли уступит московской пешеходной зоне. Да и по достопримечательностям тоже. В этом году на Форуме регионов решили не устраивать традиционную выставку достижений народного хозяйства. Вместо тракторов и комбайнов, станков и компьютеров решили показать во всей красе народные ремесла

Трибуна депутата

Артем Туров: Распутываем клубок вопросов

О том, как разрешаются правовые споры союзного строительства, где искать новые точки приложения сил, будет ли единая валюта, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту

Культура

Дом, где ждет «час тишины»

Всего месяц назад после долгой реконструкции открыл двери один из самых интересных музеев Могилева - художника Бялыницкого-Бирули. А по случаю Форума регионов всех горожан ждал сюрприз. Сюда привезли шедевры из Третьяковки



Экономика: интеграция

«Торговать – хорошо, но надо переходить к совместным производствам»

В пятницу днем перед Деловым и культурным центром Посольства Беларуси в Москве собралась внушительная очередь – представительства дипмиссий, бизнес-сообщества, журналисты и другие гости пришли поближе познакомиться с Витебщиной.

Общество

Шестьдесят восемь героев СССР из отряда Ольшанского: в Витебской области восстановили памятник одному из них

В деревне Городиловичи Витебской области Беларуси восстановили памятник Герою Советского Союза Ивану Макеёнку, который ценой своей жизни спас город

Общество

Не жизнь, а "Малиновка" и озорные "Веснушки"

Калужская область - один из драйверов регионального партнерства. В регионе создан благоприятный климат для компаний из республики. Яркий пример - строительство

Политика

Александр Лукашенко: Нас не разделят по частям

Президент Беларуси встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

Общество

Керченский стрелок

Утром в среду, в 11:25, в Керчи взорвали политехнический колледж и расстреляли студентов. Следственный комитет РФ сначала возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ - теракт, а потом переквалифицировал в "убийство двух и более лиц общеопасным способом".

Политика

Владимир Путин: Обеспечим рост доходов

Президент России позитивно оценил состояние экономики страны и Союзного государства

Экономика: интеграция

В теплом бизнес-климате и торговать лучше

Создание единого правового поля и повышение роли науки, исследований и разработок в развитии экономики Беларуси и России обсуждали на заседании Комиссии по экономполитике в Могилеве

Общество

Патриарх Кирилл в Беларуси: Православная церковь должна сохранить единство

Святейший Патриарх Московский и всея Руси возглавил первое в истории заседание Священного Синода Русской православной церкви в Минске. Визит в Беларусь длился три дня

Союзное государство

Цифровой скачок

В Могилеве обозначили новые направления в белорусско-российских отношениях, которые станут определяющими в ближайшем будущем

Экономика: интеграция

Депутаты Перми и Минска: будем дружить городами

Обмен союзным опытом улучшит жизнь в обоих мегаполисах