18 Апреля 2018 года / Текст:  Герман МОСКАЛЕНКО / К номеру: 16  (779)

Адекватный ответ и единый билет

На семинаре в Минске союзные депутаты обсудили проблемы транспортной безопасности

Адекватный ответ и единый билет

Благодаря беспрецедентным мерам по защите пассажиров авиационный транспорт в Беларуси и России наряду с железнодорожным считается самым безопасным. Светлана Маковеева/ kpmedia.ru

ЗАСЛОН ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ

Тема постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве» - многоплановая, важная и сложная, но однозначно из разряда тех, которая касается всех. Ведь все мы - пассажиры, водители, перевозчики, получатели грузов или просто встречаем родных на вокзале.

Помимо депутатов проблемы обсуждали представители профильных министерств и ведомств, Постоянного Комитета СГ, Евразийской экономической комиссии, руководители организаций и предприятий, работающих в сфере транспортной безопасности.

В Союзном государстве для обеспечения транспортной безопасности, как технологической, так и в проекции защиты людей и инфраструктуры от внешних угроз, делается немало. В 2012 году реализована программа по обеспечению средствами связи силовых структур на транспорте. Второй год в интересах региональной группировки войск реализуется программа прикрытия железных дорог. По словам начальника Департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Постоянного комитета Николая Юрченко, коренной вопрос - организовать совместную работу министерств, ведомств и силовых структур:

- По линии МВД разрабатывается новая союзная программа, которая также предполагает совершенствование систем связи, а главный результат, которого мы ожидаем от семинара - постоянное эффективное взаимодействие силовых структур на транспорте. Будет взаимодействие, будет и безопасность.

ОБОРОТЫ РЕЧИ

Сегодня объединенная транспортная система Союзного государства - скорее оборот речи, чем реальность. Она только-только начинает складываться. Хотя силовые структуры двух стран давно и тесно сотрудничают. Вместе ведут подготовку к чемпионату мира по футболу. Этот престижный турнир в июне принимает Россия. А через год этот опыт пригодится белорусам, когда Минск станет столицей Вторых Европейских игр.

Меморандум о взаимодействии шесть лет назад подписали Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта и коммуникаций РБ. В 2014 году создана белорусско-российская группа по обеспечению транспортной безопасности. Разработан план по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства. Новым шагом в сотрудничестве, по словам директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта России Александра Корниенко, станет соглашение между правительствами двух стран:

- Подпишут его в ближайшее время. Чтобы сформировать унифицированный механизм взаимодействия.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

Что считать главной проблема текущего момента? Тут разночтений не было. Наиболее четко об этом сказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

- Главная проблема - унификация и гармонизация законодательства. Наш семинар можно будет считать эффективным и результативным, если депутаты получат конкретные рекомендации от специалистов, какие изменения требуются в нормативных актах.

Пока же само понятие «транспортная безопасность» в России и Беларуси трактуется по-разному. Еще сложнее ситуация в ЕАЭС, где эти вопросы предметно не регламентируются. Все пока определяют национальные законодательства и международные стандарты. Два года назад президенты стран-участниц ЕАЭС подписали основные направления реализации скоординированной, согласованной транспортной политики. Разработаны дорожные карты, идет аналитическая работа, чтобы определить, по каким разделам в первую очередь нужно подтянуть нормативы.

Франц Клинцевич озвучил проблему, которая, казалось бы, уже была решена. В прошлом году российское правительство приняло постановление, что белорусские водители для работы в России могут пользоваться водительскими удостоверениями, которые получили на родине. Оказалось, на местах отдельные чиновники этот нормативный акт трактуют по-своему и заставляют белорусов пересдавать экзамены и получать права российского образца.

В 2017 году в России совершено 4 преступления террористической направленности на транспорте и 25 предотвращено силовыми структурами. Самое громкое преступление - взрыв в питерском метро. За первый квартал 2018 года - совершено 3 преступления и 6 предотвращено.

В Беларуси с 2001 года совершено 14 преступлений террористической направленности, самое резонансное - взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года (погибли 11 человек и еще 4 позже умерли в больнице).




Сегодня и в Беларуси, и в России идет смена технологического уклада. Цифровая экономика не фантастика, а наш завтрашний день. Изменится и транспорт. Беспилотники уже сегодня перевозят грузы и пассажиров. Тестируются автомобили, автобусы и даже «БелАЗы», а под Санкт-Петербургом работает железнодорожная ветка, по которой ходят беспилотные локомотивы. На вопрос, какие новые задачи это ставит перед специалистами, ответил заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России Евгений Ткаченко:

- Появится принципиально новая транспортная система: более сложная и скоростная. Как обеспечить ее защищенность? Только адекватными технологическими 
и организационными решениями.

Новый транспорт уже есть, его использование сдерживает нормативная база. Нет, к примеру, ответа, кто будет нести ответственность и как возмещать ущерб при авариях и в случае чрезвычайных ситуаций. Другая проблема - стандарты и технические регламенты:

- Россия и Беларусь должны стать законодателями стандартов в этой сфере, - сказал Евгений Ткаченко. - Пока это «белое поле» и у нас, и в мире. Мы много слышим о больших базах данных, блокчейне, искусственном интеллекте. Но это все инструменты, которые должны снижать издержки перевозок. Они вторичны. Главное для 
нас - защитить людей.

Примером может служить система «Розыск-Магистраль» МВД России, которая показала свою высокую эффективность. По словам специалистов, этот опыт полезен не только для Беларуси и других стран ЕАЭС. Сегодня у наших соседей могла бы поучиться и Европа.

Интеллектуальную мультимодальную транспортную систему, которая стала бы основой для формирования единого транспортного пространства Союзного государства, представил заместитель директора Института проблем транспорта РАН, доктор технических наук Владимир Комашинский.

Были и другие предложения, что и как нам нужно улучшать в транспортном комплексе Союзного государства:

- Не должно быть никаких барьеров и ограничений, а транспортная система должна быть единой, - считает заведующий кафедрой Российского экономического университета имени Плеханова, профессор Руслан Абрамов. - Это для человека удобно и комфортно, к тому же она потребует меньших затрат на содержание.

Ученый также предлагает разработать форму единого посадочного билета. Прежде всего на железных дорогах.

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ, председатель Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты Представителей по нацбезопасности:

- Сегодня технические средства быстро развиваются, поэтому необходимо идти в ногу со временем, изучать опыт других стран и постоянно совершенствовать законодательство. Мы должны все полезные инициативы, которые помогут повлиять на развитие и движение вперед, «переплавлять» в законодательные акты.

Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне 
и безопасности:

- На авиационном и железнодорожном транспорте безопасность растет. Эти виды перевозок становятся самыми безопасными. Сегодня по этим направлениям делается много, в том числе с использованием современных технических средств. Повышенное внимание уделяется антитеррористической безопасности.
Что касается автомобильного транспорта, здесь проблемы есть. На дорогах России в ДТП ежегодно гибнет больше людей, чем за десять лет мы потеряли в Афганистане, что недопустимо. В Беларуси ситуация лучше, потому что там раньше нас занялись улучшением качества дорог и организацией транспортного движения.
новые стандартызасеять «белое поле»

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Григорий Рапота: Основа отношений - презумпция порядочности

Есть ли перспективы у «союзного шенгена»? Нужно ли в России и Беларуси подгонять пенсионный возраст под одну планку? Какие вопросы решаются без президентов? Об этом Государственный секретарь Союзного государства рассказал в интервью главному редактору «Комсомольской правды» Владимиру Сунгоркину

Союзное государство

Курс молодого творца

В интервью «СВ» Председатель Молодежной палаты при Парламентском Собрании Елена Еракина рассказала, за что получила награду от МЧС, как разочаровалась в Париже и влюбилась в Минск

Союзное государство

Кто с мячом к нам придет, тому виза не нужна

Благодаря футболу Союзное государство опробовало новый формат гостеприимства

Союзное государство

Время собирать камни преткновения

На научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», которую организовало Парламентское Собрание, эксперты наших стран сообща искали пути к продовольственной безопасности

Союзное государство

И жнец, и продавец

О том, почему аграрный сектор России в ближайшее время ждет рывок, как покончить с торговыми войнами и каким образом поставщикам Союзного государства выйти на внешние рынки, рассказал доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Плеханова Алексей Яшкин

Читайте также

Общество

Психолог Борис Новодержкин: У белорусов браки крепче

Уже сейчас пару найти не просто и тем, у кого пять рублей в кармане, и владельцам заводов, газет, пароходов

Трибуна депутата

Сенатор Елена Перминова: Доступные кредиты - главный стимул развития бизнеса

Россия - в жестких тисках санкций, что рикошетом бьет и по Беларуси. Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам считает, что уменьшить последствия от этих ограничений можно, создав условия для развития предпринимательства

Экономика: интеграция

Мало половин?

В среднем граждане Союзного государства отдают государству примерно ползарплаты

Политика

Владимир Путин: Свободные экономические зоны - тысячи рабочих мест

Президент России продолжает проверять на прочность губернаторов и планирует поездки в регионы

Туризм

К Янжиме с последней надеждой

Один из старейших буддийских монастырей России отметил 200-летие. Его восстановили после появления на этом месте святыни



Культура

Черепки на вес золота

Лето – пора археологических раскопок и открытий. Практически со всех регионов России приходят сообщения о находках ученых, подчас они сделаны не в раскопе, а при строительстве. «СВ» изучила наиболее интересные артефакты, обнаруженные учеными.

Общество

Психолог Борис Новодержкин: У белорусов браки крепче

Уже сейчас пару найти не просто и тем, у кого пять рублей в кармане, и владельцам заводов, газет, пароходов

Культура

Черточка над «Ӯ», точки над «Ö»

Необычные памятники буквам в Беларуси и России

Политика

Владимир Путин: Свободные экономические зоны - тысячи рабочих мест

Президент России продолжает проверять на прочность губернаторов и планирует поездки в регионы

Политика

Александр Лукашенко: Мясо в России будет дорожать

Президент Беларуси предупредил местных производителей о повышении спроса на продукцию и предложил повысить эффективность СЭЗ

Политика

Сиганул в дипломатию

Знаменитый голливудский актер Стивен Сигал стал спецпредставителем МИД России

Трибуна депутата

Сенатор Елена Перминова: Доступные кредиты - главный стимул развития бизнеса

Россия - в жестких тисках санкций, что рикошетом бьет и по Беларуси. Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам считает, что уменьшить последствия от этих ограничений можно, создав условия для развития предпринимательства

Экономика: интеграция

Мало половин?

В среднем граждане Союзного государства отдают государству примерно ползарплаты

Общество

Доктор Казус

Для недобросовестных эскулапов приготовили новые уголовные статьи

Общество

Спайсите, помогите!

В Минске Палата представителей приняла в первом чтении поправки о смягчении уголовной ответственности по преступлениям, связанным с наркотиками