18 Апреля 2018 года / Текст:  Герман МОСКАЛЕНКО / К номеру: 16  (779)

Адекватный ответ и единый билет

На семинаре в Минске союзные депутаты обсудили проблемы транспортной безопасности

Адекватный ответ и единый билет

Благодаря беспрецедентным мерам по защите пассажиров авиационный транспорт в Беларуси и России наряду с железнодорожным считается самым безопасным. Светлана Маковеева/ kpmedia.ru

ЗАСЛОН ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ

Тема постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве» - многоплановая, важная и сложная, но однозначно из разряда тех, которая касается всех. Ведь все мы - пассажиры, водители, перевозчики, получатели грузов или просто встречаем родных на вокзале.

Помимо депутатов проблемы обсуждали представители профильных министерств и ведомств, Постоянного Комитета СГ, Евразийской экономической комиссии, руководители организаций и предприятий, работающих в сфере транспортной безопасности.

В Союзном государстве для обеспечения транспортной безопасности, как технологической, так и в проекции защиты людей и инфраструктуры от внешних угроз, делается немало. В 2012 году реализована программа по обеспечению средствами связи силовых структур на транспорте. Второй год в интересах региональной группировки войск реализуется программа прикрытия железных дорог. По словам начальника Департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Постоянного комитета Николая Юрченко, коренной вопрос - организовать совместную работу министерств, ведомств и силовых структур:

- По линии МВД разрабатывается новая союзная программа, которая также предполагает совершенствование систем связи, а главный результат, которого мы ожидаем от семинара - постоянное эффективное взаимодействие силовых структур на транспорте. Будет взаимодействие, будет и безопасность.

ОБОРОТЫ РЕЧИ

Сегодня объединенная транспортная система Союзного государства - скорее оборот речи, чем реальность. Она только-только начинает складываться. Хотя силовые структуры двух стран давно и тесно сотрудничают. Вместе ведут подготовку к чемпионату мира по футболу. Этот престижный турнир в июне принимает Россия. А через год этот опыт пригодится белорусам, когда Минск станет столицей Вторых Европейских игр.

Меморандум о взаимодействии шесть лет назад подписали Министерство транспорта РФ и Министерство транспорта и коммуникаций РБ. В 2014 году создана белорусско-российская группа по обеспечению транспортной безопасности. Разработан план по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства. Новым шагом в сотрудничестве, по словам директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта России Александра Корниенко, станет соглашение между правительствами двух стран:

- Подпишут его в ближайшее время. Чтобы сформировать унифицированный механизм взаимодействия.

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

Что считать главной проблема текущего момента? Тут разночтений не было. Наиболее четко об этом сказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич:

- Главная проблема - унификация и гармонизация законодательства. Наш семинар можно будет считать эффективным и результативным, если депутаты получат конкретные рекомендации от специалистов, какие изменения требуются в нормативных актах.

Пока же само понятие «транспортная безопасность» в России и Беларуси трактуется по-разному. Еще сложнее ситуация в ЕАЭС, где эти вопросы предметно не регламентируются. Все пока определяют национальные законодательства и международные стандарты. Два года назад президенты стран-участниц ЕАЭС подписали основные направления реализации скоординированной, согласованной транспортной политики. Разработаны дорожные карты, идет аналитическая работа, чтобы определить, по каким разделам в первую очередь нужно подтянуть нормативы.

Франц Клинцевич озвучил проблему, которая, казалось бы, уже была решена. В прошлом году российское правительство приняло постановление, что белорусские водители для работы в России могут пользоваться водительскими удостоверениями, которые получили на родине. Оказалось, на местах отдельные чиновники этот нормативный акт трактуют по-своему и заставляют белорусов пересдавать экзамены и получать права российского образца.

В 2017 году в России совершено 4 преступления террористической направленности на транспорте и 25 предотвращено силовыми структурами. Самое громкое преступление - взрыв в питерском метро. За первый квартал 2018 года - совершено 3 преступления и 6 предотвращено.

В Беларуси с 2001 года совершено 14 преступлений террористической направленности, самое резонансное - взрыв в минском метро 11 апреля 2011 года (погибли 11 человек и еще 4 позже умерли в больнице).




Сегодня и в Беларуси, и в России идет смена технологического уклада. Цифровая экономика не фантастика, а наш завтрашний день. Изменится и транспорт. Беспилотники уже сегодня перевозят грузы и пассажиров. Тестируются автомобили, автобусы и даже «БелАЗы», а под Санкт-Петербургом работает железнодорожная ветка, по которой ходят беспилотные локомотивы. На вопрос, какие новые задачи это ставит перед специалистами, ответил заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России Евгений Ткаченко:

- Появится принципиально новая транспортная система: более сложная и скоростная. Как обеспечить ее защищенность? Только адекватными технологическими 
и организационными решениями.

Новый транспорт уже есть, его использование сдерживает нормативная база. Нет, к примеру, ответа, кто будет нести ответственность и как возмещать ущерб при авариях и в случае чрезвычайных ситуаций. Другая проблема - стандарты и технические регламенты:

- Россия и Беларусь должны стать законодателями стандартов в этой сфере, - сказал Евгений Ткаченко. - Пока это «белое поле» и у нас, и в мире. Мы много слышим о больших базах данных, блокчейне, искусственном интеллекте. Но это все инструменты, которые должны снижать издержки перевозок. Они вторичны. Главное для 
нас - защитить людей.

Примером может служить система «Розыск-Магистраль» МВД России, которая показала свою высокую эффективность. По словам специалистов, этот опыт полезен не только для Беларуси и других стран ЕАЭС. Сегодня у наших соседей могла бы поучиться и Европа.

Интеллектуальную мультимодальную транспортную систему, которая стала бы основой для формирования единого транспортного пространства Союзного государства, представил заместитель директора Института проблем транспорта РАН, доктор технических наук Владимир Комашинский.

Были и другие предложения, что и как нам нужно улучшать в транспортном комплексе Союзного государства:

- Не должно быть никаких барьеров и ограничений, а транспортная система должна быть единой, - считает заведующий кафедрой Российского экономического университета имени Плеханова, профессор Руслан Абрамов. - Это для человека удобно и комфортно, к тому же она потребует меньших затрат на содержание.

Ученый также предлагает разработать форму единого посадочного билета. Прежде всего на железных дорогах.

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ, председатель Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты Представителей по нацбезопасности:

- Сегодня технические средства быстро развиваются, поэтому необходимо идти в ногу со временем, изучать опыт других стран и постоянно совершенствовать законодательство. Мы должны все полезные инициативы, которые помогут повлиять на развитие и движение вперед, «переплавлять» в законодательные акты.

Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Совета Федерации по обороне 
и безопасности:

- На авиационном и железнодорожном транспорте безопасность растет. Эти виды перевозок становятся самыми безопасными. Сегодня по этим направлениям делается много, в том числе с использованием современных технических средств. Повышенное внимание уделяется антитеррористической безопасности.
Что касается автомобильного транспорта, здесь проблемы есть. На дорогах России в ДТП ежегодно гибнет больше людей, чем за десять лет мы потеряли в Афганистане, что недопустимо. В Беларуси ситуация лучше, потому что там раньше нас занялись улучшением качества дорог и организацией транспортного движения.
новые стандартызасеять «белое поле»

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Председатель Парламентского Собрания Вячеслав Володин: Отвечаем за две страны

Депутаты одобрили бюджет Союзного государства и предложили усилить контроль за выполнением задач, поставленных президентами

Александр Лукашенко - Владимиру Путину: В новый год не будем тащить старые проблемы

25 декабря, несмотря на то, что в Беларуси был выходной в честь католического Рождества, Александр Лукашенко вылетел в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Говорили долго, обстоятельно, и в расширенном составе, и тет-а-тет. В результате решили… до главного праздника встретиться еще раз

Три важных акцента

Депутаты просят сохранить программу реабилитации по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в полном объеме

Мира нашим странам и нашим соседям!

Госсекретарь Союзного государства поздравил жителей России и Беларуси с наступающим Новым годом

Владимир Путин: У России и Беларуси есть все основания быть довольными тем, что происходит в наших отношениях

25 декабря президент республики Александр Лукашенко прилетел в Москву с рабочим визитом, чтобы провести встречу с главой российского государства. Стороны подвели итоги года, наметили план сотрудничества на 2019 год и обсудили варианты выхода из спорных ситуаций

В Москве прошла 55-я сессия Парламентского собрания

В ходе ее работы был принят бюджет Союзного государства на следующий год

Читайте также

Союзное государство

Председатель Парламентского Собрания Вячеслав Володин: Отвечаем за две страны

Депутаты одобрили бюджет Союзного государства и предложили усилить контроль за выполнением задач, поставленных президентами

Культура

Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике»

Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам, известный скульптор, народный художник рассказал «СВ»

Общество

«Хрумстики» да шлюбу доведут

В России и Беларуси подвели итоги конкурсов лучших товаров. В Синеокой в число самых-самых вошли «Брест-Литовские» сыры и карьерный самосвал «БЕЛАЗ». А в РФ - авиационные двигатели от «Пермских моторов» и вологодский пломбир в вафельном стаканчике

Политика

Владимир Путин: «С-400» - хорошая, а «Россия» - еще лучше

Президент России опробовал сделанные предпринимателями клюшки с «военными» названиями и призвал тиражировать лучшие инициативы из регионов на всю страну

Трибуна депутата

Сергей Рахманов: руководить должен интеллект, а не бюрократы

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики уверен, что в Союзном государстве нужно активно вместе развивать высокие технологии, создавать комплексные кластеры и значительно повысить статус экспертов

Туризм

Пять причин поехать в Дербент

Легендарный город на юге Дагестана - второй (после Керчи) древнейший в России. Официально ему в этом году «стукнет» 1581 год. Но первые поселения там появились шесть тысячелетий назад!



Спорт

Железного коня на скаку починит и «Дакар» пройдет!

Россиянка Анастасия Нифонтова стала первой в мире женщиной, кто финишировал в знаменитом ралли-рейде на мотоцикле в самой сложной категории - без техподдержки.

Экономика: интеграция

Выстрел в девяточку

Наш покупатель почти привык внимательно читать этикетки. На них и литр оказывается не литром, и килограмм теряет в весе. Но новость о том, что яйца теперь будут продавать по девять штук в упаковке вместо десяти, все равно выбила из колеи

Политика

Владимир Путин: «С-400» - хорошая, а «Россия» - еще лучше

Президент России опробовал сделанные предпринимателями клюшки с «военными» названиями и призвал тиражировать лучшие инициативы из регионов на всю страну

Политика

Александр Лукашенко: Нас будут «пробовать на зуб»

Президент Беларуси предупредил о том, что страну «подвергнут серьезной ревизии»

Трибуна депутата

Сергей Рахманов: руководить должен интеллект, а не бюрократы

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики уверен, что в Союзном государстве нужно активно вместе развивать высокие технологии, создавать комплексные кластеры и значительно повысить статус экспертов

Экономика: интеграция

Ложка меда в бочке нефти

Столь необходимый финансовой системе России, которая находится под гнетом западных санкций, налоговый маневр в нефтяной сфере подталкивает власти Беларуси к поиску альтернативных вариантов экспорта этого углеводорода

Общество

«Хрумстики» да шлюбу доведут

В России и Беларуси подвели итоги конкурсов лучших товаров. В Синеокой в число самых-самых вошли «Брест-Литовские» сыры и карьерный самосвал «БЕЛАЗ». А в РФ - авиационные двигатели от «Пермских моторов» и вологодский пломбир в вафельном стаканчике

Политика

«Манифест» за один присест

Обмен подарками - одна из составляющих официального протокола высоких встреч. Дарят разное: дорогие часы, породистых жеребцов, редких пород щенков

Общество

И уносят меня три белых коня

В Давид-Городке с размахом отгремел карнавал «Коники». Больше ста лет назад эту традицию заложили русские солдаты

Культура

Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике»

Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам, известный скульптор, народный художник рассказал «СВ»