26 Октября 2016 года / Текст:  Вадим Елфимов / К номеру: 48  (693)

Студентов «по обмену» должно быть больше

В осеннюю пору начинается страда. Но собирают урожай не только на широких золотистых полях, но и в тихих аудиториях университетов, академий, институтов…

Студентов «по обмену» должно быть больше

Фото:.riakchr.ru

Умы для «умной экономики»

Урожай этот поистине золотой! Он способен вернуть истинный смысл словосочетанию «золотая молодежь». Это не та, что вскормлена на золоте, а та, что дороже любого золота. Здесь каждый юноша и девушка – самородок, дайте только огранку хорошими знаниями! И отправят самородков не в музей для пущего любования, а пустят в дело и на пользу людям.

Но создали ли мы, взрослые, условия, чтобы наша молодежь могла полностью раскрыть сначала свой личный интеллектуальный потенциал, а потом и потенциал Союзного государства? Достаточны ли темпы интеграции в образовательной сфере? Эти вопросы в центре внимания постоянно действующего при Парламентском собрании Союза Беларуси и России семинара по вопросам строительства Союзного государства, очередное заседание которого пройдет 14-15 сентября в Ростове-на-Дону.

Вроде, все у нас в этой сфере складывается неплохо. Берем количественные показатели: наши сраны остаются в мире одними из самых образованных и студенческих. В Беларуси на 10 тысяч жителей приходится 471 студент, в России – 454. По этому показателю мы далеко обошли такие, казалось бы, передовые страны как Германия (338 студентов), Италия (325) и даже Япония (304).

А как у нас с качеством вузовского образования? Во-первых, мы умеем хорошо готовить студентов. Во-вторых, мы более или менее сохранили научные школы. Среди точных наук лучше, среди гуманитарных – хуже (на то они и «неточные»), но все-таки сохранили! В-третьих, - и в главных! – в России и Беларуси существуют стратегические программы перехода к «умной экономике». И даже кое-где реализуются. А значит, все выстраивается в логическую цепочку: молодой ум - для него научно-питательная среда - и, наконец, реальная сфера приложения. Опять же для него, ибо представить себе инновационную экономику без молодых умов просто невозможно. Ну, в самом деле, не старые же умы ее будут развивать?

Скрещивание молодых и ученых

Есть и еще один несомненный успех в деле смычки науки и молодости. Вернее, сделан пока только первый шаг по «скрещиванию» молодых и ученых, но шаг весьма обнадеживающий. Первый Евразийский форум молодых ученых прошел не так уж давно в Минске. Участие в нем приняли около 500 человек, а 100 приехали из России, Казахстана, Армении, Турции, Германии и других стран. Основная цель мероприятия - объединить молодых ученых стран ЕАЭС, работающих над «крупными междисциплинарными проектами, которые были бы направлены на решение глобальных, фундаментальных и прикладных задач в науке». Вот так вот! – обязательно крупных и глобальных… Ну что ж, молодой задор науке в помощь!

Научный объективизм подсказывает: не может быть все хорошо. Иначе не было бы проблем, которые нужно решать. Хотя есть такие проблемы, которые не под силу одной науке, тем паче молодой, и где надо бы и власть употребить…

Студентов «по обмену» должно быть больше


О необходимости единого образовательного пространства

Вот мы много и правильно говорим о едином информационном пространстве Союзного государства. То есть мы хотим, чтобы у нас была общая информационная повестка и контент. Но ведь подходы к формированию и оценке информации тоже должны быть общими, не так ли? Иначе мы друг друга не поймем и ни о чем всерьез не договоримся. Значит, у нас изначально должны быть общие термины и представления. Заметьте, речь идет не о единомыслии, а об общих подходах, общих смыслах и критериях анализа, а это закладывается в системе высшего образования. Вот тут-то и напрашивается еще один логический ход…

Если мы действительно желаем создать единое информационное пространство, мы прежде должны создать единое образовательное пространство.

Воистину, союзное образование – это образование союза! Это необратимость его строительства! Союз, - тем паче новый, - рождается как идея, как конкретный план и руководство к действию прежде в головах. А чтобы он родился в головах молодых, он должен увлечь их своей романтикой и своей реальностью в момент закладки их базовых представлений о взрослой жизни и всем мире. Вот почему единое образовательное пространство – это ключ к единому информационно-культурному полю. Без которого любая интеграция лишена человеческого лица: она будет не очень интересна не только интеллектуалам, но и обывателям.

Союзное информационное пространство измеряется количеством общих для России и Беларуси изданий, телеканалов, газет, журналов, радио- и телепередач, конкурсов, фестивалей, круглых столов и ток-шоу. И хотя нам их не хватает все равно, но их все же довольно много. Хоть хотелось бы больше… Но вот союзное образовательное пространство измеряется очень просто – по количеству студентов. Белорусских, обучающихся в России, и русских, обучающихся в Беларуси.

Так вот, по состоянию на 2016 год в 55 вузах Беларуси обучалось около 2 тысяч россиян. А в вузах России – 18 тысяч молодых белорусских граждан. Такое соотношение вполне понятно, учитывая соотношение размеров двух стран. Хотя, с другой стороны, в рамках союзного государства Беларусь и Россия равны, и, значит, размер не должен играть роли.
Что можно констатировать? Размер единого союзного образовательного пространства, судя по вышеприведенным цифрам, недостаточен для наших возможностей и наших планов. Конечно, можно сказать, что мы лишь в самом начале пути, но… договор, который давал гражданам обеих стран равные права на получение высшего образования, был заключен еще в 1998 году. И что еще настораживает, - нет тенденции к росту! В 2012 году были точно такие цифры: 2 тысячи россиян и 18 тысяч белорусов, - как в 2016-м.
Что нужно для того, чтобы эти цифры росли? А они должны расти, раз мы строим союзную умную экономику! Как представляется, нужна простая вещь: упростить бюрократические процедуры. А точнее окончательно привести их к общему, еще точнее, к союзному знаменателю. С тем чтобы не было вообще никакой разницы, где поступать и кому поступать. Главное, куда и обязательно по призванию…

В начале большого пути

Понятно, что в один день создать единое образовательное пространство нелегко. Очевидно, нужно идти поэтапно и начинать с интегрированного образовательного пространства. По этому пути уже идут министерства просвещения Беларуси и России, и тем самым уже работают на благо наших народов.

Беларусь и Россия планируют разработать единые подходы к структурированию содержания образования. Перспективы такого сотрудничества уже обсуждались, и не раз. И в Москве на совместном заседании коллегий министерств образования Беларуси и России, по результатам которого Первый замминистра образования Беларуси Вадим Богуш назвал выработку единых подходов в качестве основной задачи, стоящей перед системами образования Беларуси и России. И в Минске - в июне уже этого года на Форуме регионов Беларуси и России, где отмечалось, что за последние 5 лет Россия и Беларусь заметно продвинулись по пути укрепления всестороннего образовательного сотрудничества, а, самое главное, созданы юридические условия для реализации гражданами России и Беларуси равных прав на доступное и качественное образование.

Пошаговая стратегия

Поступление в вуз, вступление в профессиональную жизнь, социальная адаптация юношей и девушек – это и забота государства. Оно не просто должно создать условия для интеллектуального слоя общества, оно обязано с умом распорядиться тем огромным интеллектуальным потенциалом, которым обладает наша молодежь. Распорядится, в том числе, и для пользы государства. Кстати, сегодня мы в праве говорить в этом контексте и о пользе Союзного государства. Русские и белорусские молодые люди должны свободно поступать в вузы обеих стран, учиться там и столь же свободно работать на благо сразу двух братских народов.

Сложность образовательных процессов на непрерывно действующем конвейере «школа-вуз-производство» требует постоянной и оперативной наладки, потому что наше бурное время не стоит на месте и тоже постоянно подкидывает педагогам новые задачки. На которые не всегда есть ответ на последней странице учебника…

Один из таких вопросов из союзной тематики: как совместить белорусское ЦТ и российский ЕГЭ? А еще лучше – слить их во что-то единое, чтобы наши юноши и девушки могли еще легче поступать в любой вуз одной из союзных стран? Скажем, белорус - в МГИМО, а россиянка – в Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Ведь единое образовательное пространство Союза – это удвоенные, а то удесятерённые возможности наших молодых граждан. И наших экономик.

Проблемы, вопросы, решения… И все-таки решения! Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил: «Я убежден, что система образования должна отвечать современным вызовам и требованиям. При этом основная задача педагогов всех уровней - не только учить, но и воспитывать. Эти две функции должны быть в основе работы учителей и педагогов». Кстати, о том же говорил недавно и Президент России Владимир Путин, предлагая ученым и педагогам подумать о разработке и внедрении в школе единой концепции отечественной истории, мировой истории и других гуманитарных наук, «отвечающих» за формирование гражданина и патриота.

А что может быть патриотичней союзного строительства, открывающего «умные» перспективы и для Беларуси, и для России? В том числе и на едином образовательном поле…

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Наши ценности под угрозой. А какие они?

Экс-госсекретарь СГ (с 2011 по 2021 год), сенатор от Курской области, заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике и транспорту Григорий Рапота открывает дискуссию о национальной идее

Запчастный случай

В актуальной для миллионов автомобилистов теме единого ОСАГО в Союзном государстве наметился решающий поворот, и она вот-вот выйдет на финишную прямую

Штрафной удар

Водители не смогут уехать от наказания: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов за нарушения ПДД

Читайте также

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Культура

Реально «Странный мир» Диснея

Самый экологичный и толерантный анимационный фильм провалился в прокате



Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Общество

Весы с магнитом

Юлия Новицкая – о взвешивании в невесомости

Интервью

Александр Шильдяев: Белорусы – люди душевные

Вице-премьер правительства Башкортостана, министр промышленности, энергетики и инноваций рассказал «СВ» об импортозамещении, сохранении человеческого капитала и зеленой экономике

Общество

Цур, я в домике!

Уфа в следующем году примет юбилейный, Десятый форум регионов Беларуси и России. Но уже сейчас Башкирия готова делиться своими инновациями с братским народом

Общество

Черная дыра

В Незалежной на себе почувствовали, каково быть жителем Донбасса

Общество

Дипломат от бога

Не стало министра иностранных дел РБ Владимира Макея

Общество

Смена караула

Обновленному составу Молодежной палаты при ПС предстоит хорошенько потрудиться

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Трибуна депутата

Одним фронтом

В непростые времена творчество должно объединять, а не быть причиной раздора