САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Цель – правовая гармония

В Минске состоялось 41-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященного гармонизации законодательства  для обеспечения  реализации союзных договоренностей

Эта тема – одна из важнейших  для развития интеграционных  процессов на постсоветском пространстве, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союзного государства по законодательству и регламенту, доктор юридических и философских наук, генерал-майор полиции Татьяна Москалькова.
      
Парламентское Собрание прошло большой путь в своем развитии, при этом главное направление его деятельности остается прежним – это выработка правил игры для участников существующей системы правоотношений, построение правового каркаса для двух государств, образующих Союзное государство, а сегодня еще четырех государств – членов ЕАЭС и шести участников ОДКБ.

Важно понимать, какой должна быть форма нормативно-правовых актов (НПА), механизм их принятия, как он устанавливается для субъекта правоотношений, какую часть законодательного массива необходимо унифицировать. Сегодня вопросов больше, чем ответов.

В 1996 году, на этапе существования Сообщества России и Беларуси, Парламентское Собрание получило право разрабатывать и утверждать модельные законы, вносить предложения в органы исполнительной и законодательной власти для принятия тех или иных законодательных актов.

После создания Союза Беларуси и России у Парламентского Собрания появилась  возможность принимать НПА, имеющие статус законодательных рекомендаций. Они должны рассматриваться парламентами государств – участников Союза в первоочередном порядке. За Парламентским Собранием сохранилось право внесения законопроектов в Высший Совет Союза и другие полномочные органы государств-участников. За это время было приято 11 таких правовых актов по различным сферам.

Хочу напомнить, что Договор о создании Союзного государства предусматривал создание двухпалатного парламента. Предполагалось, что нижняя палата будет избираться на основе прямых выборов и состоять из 75 депутатов, верхняя – из 36.

Парламенту предоставлялось право принятия актов прямого действия – законов Союзного государства. Подзаконная база должна была вырабатываться государствами, входящими в Союз, путем имплементации норм, модельных законов в действующее законодательство.

Но быстро создать новое государственное образование, не пройдя необходимые  исторические периоды, оказалось невозможным. Поэтому сегодня главными определяющими союзного строительства являются упрочнение суверенитета и самостоятельности России и Беларуси, расширение интеграции и укрепление Союза. Именно это обеспечивает увеличение товарооборота, дает возможность объединить  усилия для обороны и противодействия вызовам и угрозам глобального мира и внутренним угрозам.

Иногда слышишь: если парламент Союзного государства пока не создан, принятие  Конституционного акта тоже не стоит в первоочередной повестке – то какие в таком случае у него  полномочия для принятия нормативно-правовых актов?

Договор о Союзном государстве дает ответ и на этот вопрос. Если парламента нет, его функции, как я уже говорила, в полном объеме выполняет Парламентское Собрание. Но если речь идет о принятии законов и основ, то это противоречит конституциям наших стран, в которых не предусмотрены наднациональные органы в сфере политики и обязательные для исполнения законы, за исключением международных актов.

Несмотря на то что у нас есть Договор о создании Союзного государства от 1999 года, практика  показала, что основные нормы по формам правовых актов не реализуются. Значит, наша задача – понять и выработать механизм правового регулирования деятельности Союзного государства как в целом, так и по отдельным направлениям его функционирования. Первым законом, принятым в форме декрета (что тоже предусматривается договором), был Декрет «О порядке формирования и реализации бюджета Союзного государства». Этот нормативный акт определяет формирование и реализацию бюджета, фиксирует понятие и регламентирует компетенции Счетной палаты Союзного государства, определяет механизмы проверки эффективности и целевого использования союзного кошелька. Это очень важный документ, который и должен стать моделью для выработки видов НПА. Нам, видимо, необходимо скорректировать договор в части форм нормативно-правовых актов, порядка их принятия и механизма реализации.

При этом важно сохранить институт рекомендательных актов и выработать механизмы их реализации. Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов на соответствие законам, декретам и основам Союзного государства.

Поэтому, на мой взгляд, в регламенте Госдумы важно закрепить норму, обязывающую проводить правовую экспертизу на соответствие законопроектов не только международным правовым актам, но и правовым актам интеграционных систем, созданных и работающих на постсоветском пространстве – Союзного государства, ЕАЭС и ОДКБ.

Правовые акты рекомендательного характера, как правило, направлены на то, чтобы гармонизировать, унифицировать законодательство двух стран, но это возможно, когда экспертное сообщество будет иметь достаточные финансовые, материальные средства и условия для проведения огромной работы сравнительного анализа двух правовых систем. Нам же нужно организовать и упорядочить эту деятельность.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Пашинян: заморозка отношений с ОДКБ означает, что у Армении нет постпреда при организации
  2. Захарова: целью белорусско-российской интеграции является реализация интересов народов двух стран
  3. Вячеслав Володин предложил главе «Росатома» активнее взаимодействовать с депутатами из атомных городов
  4. Лукашенко поздравил Тамаша Шуйока с избранием на пост Президента Венгрии
  5. YouTube-канал «СВ» покажет послание Владимира Путина Федеральному собранию
  6. СМИ: Польша обучает на своих полигонах боевиков для организации переворота в Беларуси
  7. Приднестровье обратилось к России за помощью в связи с экономической блокадой со стороны Молдавии
  8. Бастрыкин заявил, что дискредитирующие ВС РФ звезды шоу-бизнеса ответят по закону
  9. Володин призвал гендиректора «Росатома» чаще общаться с депутатами
  10. В Кремле ответили на угрозы нейтрализовать Калининград
  11. Ткачев: Падение Telegram и других мессенджеров произошло из-за проверки РКН
  12. Алексей Лихачев: Разработки неядерных вооружений и военной техники уже используются в зоне СВО
  13. Вячеслав Володин, лидеры фракций и депутаты Госдумы простились с Вячеславом Лебедевым
  14. Минск и Москва прорабатывают возможность строительства новой АЭС в Беларуси
  15. ВС РФ освободили еще один населенный пункт на Авдеевском направлении

Парламентское Собрание

Депутатов обяжут встречаться с избирателями не меньше раза в месяц

Раньше допускалось не реже одной встречи в год

Политика

Такер Карлсон: Байден – дряхлый старик. Он дряхлый. Он не может говорить, не может ходить

В этот раз американский журналист не брал интервью, а сам отвечал на вопросы

МНЕНИЯ

Фиджитал — будущее массового спорта

Олег Зинченко

Есть реальный шанс, что наши дети научатся вылезать из-за компьютеров, чтобы поиграть с друзьями в реале

Макрон — Наполеон

Вячеслав Володин

К чему может привести бонапартизм во Франции?

Вдавливает в кресло, лицо расплющивается

Юлия Новицкая

Одни из самых опасных и сложных моментов в полете - этапы выведения и спуска

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также